СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окркжающему миру "Что такое деньги?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир. 3 класс. Конспект "Что такое деньги?"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окркжающему миру "Что такое деньги?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская школа Первомайского района

Республики Крым»













Урок окружающего мира

по теме



« Что такое деньги?»


3 класс











Урок подготовила Козарез В.А.,

учитель начальных классов












2020 г.


Тема: Что такое деньги?

Цель : Познакомить учащихся с ролью денег в экономике. Формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления. Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей младшего школьного возраста
Задачи урока:

– познакомить с новыми понятиями “бартер”, “купля-продажа”, “обмен”, “деньги”, “цена” и некоторыми денежными единицами;
– развивать речь учащихся, умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
– расширять кругозор детей;


Планируемые результаты:

личностные:

- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки,

-понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

метапредметные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- умение сравнивать, анализировать, объяснять понятия и явления,

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения,

- готовность слушать собеседника,

- умение формулировать и аргументировать свою точку зрения,

- умение работать в группах.

предметные:

- знание видов денег, понимание их номинального значения,

-понимание и правильное использование термина «товар», «деньги».


Тип урока: Изучение нового знания.

Оборудование: ноутбук, презентация  “ Деньги” , шкатулка, монеты, денежные купюры, ракушка, картинка с изображением Мухи-Цокотухи, цветная бумага.

Ход урока

1. Организационный этап.
Приветствие «Круг»
Вот и собрался наш круг.
Ладошку дал другу друг. Кладём ладошку на ладошку
И поздороваемся ладошками. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и, чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:
«Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас!»


2. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня у нас гости. Показываю картинку Мухи – Цокотухи. Ребята, посмотрите на картинку, кто это?

Дети: Это Муха – Цокотуха.

- Давайте вспомним первые строчки этого произведения:

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

-Что нашла Муха?

Дети: Денежку.

- Скажите мне, что такое деньги?

Дети: ответы детей (Это то, на что мы покупаем товары в магазине).

- Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров. На деньги мы можем что-либо купить, приобрести. А для чего нам нужны деньги?

Дети: ответы детей

- Правильно. А все ли мы можем купить в магазине? Давайте поиграем. Я буду называть вещи, предметы, а вы мне в ответ «Да» - если мы можем купить это в магазине, «Нет» - если не можем купить.

Купить мы море можем…..(нет)

А куклу и машинки ........ (да)

А лес густой и ветерок конечно ….(нет)

Но шоколадку, творожок, конечно….(да)

Вот солнце светит, мы его купить смогли бы? …. (нет)

А платье новое и сапоги, купить смогли бы?....(да)

Воспитатель: Хорошо. А теперь скажите мне, какие бывают деньги? Знаете?

Дети: ответы детей

- И Муха-Цокотуха пришла не с пустыми руками, с сюрпризом. Принесла шкатулочку. Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям потрясти)

Дети(Слушают) Деньги, деньги!

- Надо проверить. (Открываю). И, правда, денежки.

-Какова тема нашего занятия?

Дети: Деньги.

- Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.

Дети: Пять рублей, 10 рублей. 5 копеек.

- А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?

Дети: Да.

- А где вы сталкивались?

ДетиОтветы.

- Ребята, почему среди денег оказалась ракушка? Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно? Мне тоже интересно. Почему ракушка здесь? А как насчёт того, чтобы побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и может узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?


3.Актуализация опорных знаний.

Работа со словарём.

-Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги? Трудный вопрос, правда?

А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать? Из чего узнать?

Правильно. В толковом словаре.

Ученик читает: «Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы»

-Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это? (Ответы детей)

-Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?

-А я слышала, что были. А знаете, какие? А где мы можем узнать? ( Из интернета)

Посмотрим, какие деньги были у древнего человека.

Сообщения учащихся об истории возникновения денег.

1 ученик. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных.

Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием.

2 ученик. Кто- то из древних людей хорошо рыбачил, а кто- то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Земледельцы меняли зерно и растительное масло; гончары - горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи.

3 ученик. Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

Обмен товара на товар называется БАРТЕР.

Рассказ учителя о первых деньгах

Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. 

Удобны ли были такие деньги? Нет. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, быть лёгкими, не терять своей ценности.

Предметы, которыми обменивались люди, называют товаром.

Удобные для обмена товары и называются деньгами.

Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи. Одними из первых денег был и раковины каури - моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Они были лёгкими и не портились. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин. Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки, прутики, слитки.

Так были ли у древних людей деньги? Да.

Какие они были? Кости, брусочки, ракушки. ( Демонстрация фотографий)

А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

- Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.

На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.  

Что же получалось? (РУБЛЬ)

Затем появились деньги похожие на современные. При Иване IV (Грозном) были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку), мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Давайте поиграем с вами. На столе лежат деньги различного вида: бумажные, монеты, пластиковые карты. Распределите их: бумажные в одну кучку, монеты в другую, пластиковые карты в третью кучку.



4.Физминутка «Клад»:

Мы нашли богатый клад.

«копаем землю»

Каждый кладу очень рад.

улыбаемся друг другу

Что же делать, как нам быть? 

поворачиваем голову из стороны в сторону

Как же клад нам разделить? 

разводим руки в стороны, пожимаем плечами

Чтоб досталось всем друзьям,

всё мы делим пополам!

движения руками вверх-вниз, «делим»




5.Закрепление изученного материала.

Работа над стихотворением.

- Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.

                   «Деньги, деньги и снова деньги» -

                   Слышим мы сегодня вокруг,

                    Но есть в жизни вещи важнее,

                    Не забывай об этом, мой друг.

И зачем они только нужны?

                    Неужели без них невозможно

                    Общаться, творить и дружить,

                    Наверное, все же можно.

Ценного в жизни много:

                     Счастье, здоровье, семья…

                     Все золото мира бессильно,

                     Чтобы это купить, друзья.

                     Чувства людей бесценны,

                     И жизнь не имеет цены,

                     Верим мы свято в дружбу,        

                     И истине этой верны!

- Какова главная мысль стихотворения? (Деньги в жизни не главное)

- Что нельзя купить за всё золото мира?

- Что, по мнению автора не имеет цены? - Всё ли можно купить за деньги?
Дети: Нет. Например, солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, дружбу и любовь тоже нельзя купить за деньги.
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Кто правильно отвечает, тот получает карточку с монетами, вы считаете количество монет и ищите стул с соответствующей цифрой. Итак, деньги нам нужны:
Для покупки продуктов питания;
Для оплаты бытовых услуг;
Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)
Для оплаты услуг. Каких?
Для оплаты проезда на транспорте;
Для покупки подарков;
Помощь бедным (педагог уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Педагог опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.
Проблемная ситуация «Домик, в котором живут деньги»
Педагог: Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.
Вопросы к детям:
• «Вырастут» ли деньги?
• Где они могут «расти»?
• Куда Буратино надо было положит деньги? (Ответы детей.)
- У каждой монеты – есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги для нашего друга Буратино, что бы он мог спрятать в него свои монеты. Для этого соберите из частей, которые вы заработали, иллюстрацию. И по ней мы изготовим кошелёк для Буратино.
Практическая работа. Изготовление, детьми кошелечка используя схему.
Схема изготовления кошелька



6. Подведение итогов. Рефлексия.

Беседа по вопросам

- Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.)

- Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)

- Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.)

- Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.)

- Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.)

Молодцы ребята!
Вы справились с заданьями,
И блеснули знаньями.
Благодарю за работу, до новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!