СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию на тему: "СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА "9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему: "СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА "9 класс»

УРОК 24. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА (§ 21)

Тема относится к числу заключительных уроков право-

вого блока. По своему содержанию она связана с темой

§ 14—15 «Права и свободы человека и гражданина». Одна-

ко, в отличие от уроков по этой теме, охватывающих весь

комплекс прав и свобод, на данном уроке внимание сосредо-

точено на вопросах, связанных с проблематикой социальных

прав человека. Следует учитывать, что опорой могут слу-

жить знания о социальных правах, полученные в 7 классе.

Задачи урока

1. Научить учащихся называть основные социальные

права человека, раскрывать понятие «социальное государ-

ство»; на конкретных примерах иллюстрировать направ-

ления социальной политики нашего государства.

2. Способствовать развитию следующих универсальных

учебных действий: готовность к жизненному и личностно-

му самоопределению; знание моральных норм; умение вы-

делять нравственный аспект поведения и соотносить по-

ступки и события с принятыми этическими принципами;

ориентация в социальных ролях и межличностных отно-

шениях; поиск информации, исследование; переработка и

структурирование информации; работа с текстом, смысло-

вое чтение.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, учебник, рабочая тетрадь, схема

«Социальное обеспечение» (демонстрируется при помощи

ИКТ); раздаточный материал, состоящий из следующих

фрагментов: Конституция РФ (ст. 7, 39—41); Жилищный

кодекс РФ (ст. 2); ФЗ «О государственном пенсионном

обеспечении» (ст. 3, 5); ФЗ «О трудовых пенсиях в Рос-

сийской Федерации» (ст. 3—5, 7); ФЗ «О медицинском

страховании граждан в Российской Федерации» (ст. 1, 2,

6, 9); ФЗ «Об ипотеке: залоге недвижимости» (ст. 1, 5);

ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Фе-

дерации» (ст. 2).

План изучения нового материала

1. Конституция России о социальных правах.

2. Роль государства в обеспечении социальных прав.

3. Право на жилище.

146

4. Право на социальное обеспечение.

5. Здоровье под охраной закона.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего за-

дания.

Далее целесообразно осветить проблематику урока с

помощью вопросов рубрики «Вспомним» и «Подумаем».

Главное содержание урока непосредственно касается

социальных прав человека. В связи с этим полезно пред-

варить изучение нового материала повторением класси-

фикации прав человека, обратив внимание на группу со-

циально-экономических прав (преподаватель предлагает

учащимся вспомнить существующую классификацию прав

человека, перечислить социальные права человека).

Традиционная форма урока предполагает объяснение

учителя с опорой на учебный текст и разъяснением наи-

более сложных вопросов. В менее подготовленных классах

текст комментируется учителем.

1. Изучение первого вопроса практически осуществля-

ется на этапе актуализации опорных знаний.

2. В начале беседы учитель подчёркивает, что социаль-

ное положение человека зависит не только от его личных

качеств и достижений, но и от окружающих социальных

условий. Основное содержание урока непосредственно ка-

сается социального государства, рассматриваемого здесь

как государство, которое проводит активную социаль-

ную политику, направленную на обеспечение достойного

жизненного уровня населения, защиту социальных прав

и свобод, предотвращение и успешное разрешение обще-

ственных конфликтов.

Учитель задаёт уточняющие вопросы: как вы пони-

маете это определение? Что значит активная социальная

политика государства? Что такое достойный жизненный

уровень населения? Каким образом можно его достиг-

нуть?

Дополняя ответы учащихся, учитель обращает особое

внимание на необходимость уяснения ими, что такое до-

стойный жизненный уровень населения. Он предлагает

классу ещё раз вернуться к этому вопросу в конце уро-

147

ка и продолжает занятие, раскрывая смысл ст. 7 Кон-

ституции РФ. При этом учитель отмечает, что в наибо-

лее общем виде характеристика социального государства

содержится именно в Конституции РФ. В зависимости от

степени подготовленности класса преподаватель либо сам

раскрывает суть этой нормы, либо предлагает учащимся

проанализировать её и определить, какие обязательства

она накладывает на государственные органы.

Далее учитель акцентирует внимание на том, что Рос-

сии ещё предстоит стать в полной мере социальным го-

сударством, для неё это желаемое будущее, приблизить

которое поможет осуществление закреплённых в Консти-

туции основных направлений социальной политики. Вот

почему в любом случае необходимо обратить внимание на

эти направления политики государства (в менее подготов-

ленных классах рекомендуем комментированное чтение

соответствующего раздела в учебнике). Советуем учителю

опираться на актуальные программные документы руко-

водителей Российского государства.

Для того чтобы учащиеся могли определить реальное

положение дел, учитель может предложить им вспомнить

и рассказать о том, что им известно:

— о деятельности государства по названным вопросам

(принятие законов и постановлений, установление мини-

мума оплаты труда, выплата пенсий и пособий и т. д.);

— о трудностях, с которыми приходится сталкиваться

при решении этих вопросов (на материале региона).

Обсуждение и обобщение ответов помогут учащимся

прийти к следующим выводам (в менее подготовленном

классе выводы формулирует учитель): необходимым усло-

вием выполнения социальных задач является оздоровле-

ние экономики, подъём производства, совершенствование

налоговой системы, а также проведение реформ в различ-

ных областях социальной сферы.

Далее в ходе урока подробно рассматриваются основные

социальные права и роль государства в их обеспечении.

В более подготовленном классе предлагаем выполнить

задание 3 в рабочей тетради.

3. Содержание раздела предоставляет возможность срав-

нить различные подходы к пониманию роли государства

148

в обеспечении права граждан на жилище (Конституция

СССР 1977 г. и Конституция РФ 1993 г.).

В зависимости от степени подготовленности класса воз-

можно несколько вариантов рассмотрения вопроса.

Вариант 1. Если учитель считает необходимым пора-

ботать над развитием умения учащихся сравнивать, то мы

предлагаем организовать работу следующим образом: уче-

ники читают текст раздела и выполняют задания:

1) Конкретизируйте право на жилище (в соответствии

с Конституцией РФ 1993 г.).

2) Объясните, чем это право отличается от права на

жилище, закреплённого в Конституции СССР 1977 г.

3) Подумайте, почему произошли такие изменения в

конституционной норме.

В итоге обсуждения ответов учащиеся подводятся к

пониманию важных положений и заключений о роли го-

сударства в обеспечении права граждан на жилище. В

менее подготовленном классе преподаватель сам форму-

лирует выводы: государство берёт на себя определённые

обязательства перед гражданами по обеспечению права на

жилище. Государство не может брать на себя глобальное

решение вопроса (от строительства нового жилья до его

распределения), но оно должно создавать условия для осу-

ществления прав человека на жилище.

Вариант 2. Предполагается работа с документом «Пра-

во на жилище» из пособия «Дидактические материалы»1.

Во вступительном слове преподаватель кратко характе-

ризует право граждан на жилище в соответствии с Кон-

ституцией РФ; даёт определение приватизации.

Благодаря работе с документом и выполнению зада-

ний 1, 2, 5, 6 к нему учащиеся познакомятся с извлече-

ниями из Гражданского кодекса Российской Федерации,

касающимися собственности на жилое помещение и воз-

можными вариантами прекращения права собственности.

Для наиболее эффективного усвоения материала реко-

мендуется провести фронтальную работу с этим текстом.

1

Дидактические материалы по курсу «Введение в обществозна-

ние» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. —

Тема 50. — Текст 3. В электронном формате: http://www.prosv.ru/

metod/bogolubov8-9/index.htm

149

Важно обратить внимание учащихся на то, что собствен-

ник осуществляет права владения, пользования и рас-

поряжения принадлежащим ему жилым помещением в

соответствии с его назначением; он не имеет права ис-

пользовать жильё не по назначению либо бесхозяйственно

с ним обращаться. При обсуждении последнего вопроса

возможны высказывания учеников о том, что требования

закона нельзя считать справедливыми: собственник впра-

ве распоряжаться своим жильём по собственному усмотре-

нию. Преподаватель должен подчеркнуть, что границей

свободы действий одного гражданина являются свобода и

права других граждан. Указанные в законе случаи связа-

ны с тем, что гражданин «систематически нарушает пра-

ва и интересы соседей».

Как показывает практика, учащиеся испытывают наи-

большее затруднение при ответе на вопрос о правах не-

совершеннолетних по жилищному законодательству. По-

скольку именно этот вопрос может иметь наибольшее

практическое значение, остановимся на нём несколько

подробнее (наиболее полная информация на порталах

http://hro.org; http://www.ukon.su).

Дополнительный материал для учителя

Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном

и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма,

вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних

членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет

приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения пе-

редаются в общую собственность либо в собственность одного из

совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несо-

вершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собствен-

ность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с пред-

варительного разрешения органов опеки и попечительства либо по

инициативе указанных органов.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несо-

вершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в соб-

ственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей),

органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях отсутствия

попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать

исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства,

150

руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, опекуны (попечители), приёмные родители или

иные законные представители несовершеннолетних в течение трёх

месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в соб-

ственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения ро-

дителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность не-

совершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по

заявлениям их законных представителей с предварительного разре-

шения органов опеки и попечительства или при необходимости по

инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолет-

ними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно

с согласия их законных представителей и органов опеки и попечи-

тельства.

В договор передачи жилого помещения в собственность вклю-

чаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным

жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым

это жилое помещение передаётся в общую с несовершеннолетним

собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от

указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым

помещением.

Несовершеннолетние, став собственниками занимаемого жилого

помещения в порядке приватизации, сохраняют право на однократ-

ную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государ-

ственного муниципального жилищного фонда после достижения ими

совершеннолетия.

4. Чтобы раскрыть сущность права на социальное обе-

спечение, необходимо разобрать следующие вопросы: кто

имеет право на социальное обеспечение? Каким образом

государство может гарантировать каждому определённый

жизненный уровень?

Можно начать изучение данного вопроса с постановки

проблемного задания, например рекомендуя учащимся по-

думать над заданием 6 в рабочей тетради. Результаты его

выполнения следует обсудить после объяснения данного

раздела.

Преподаватель перечисляет категории населения, ко-

торые нуждаются в общественной поддержке и защите,

а также указывает пути и средства реализации права на

социальное обеспечение (выплата пенсий и пособий, раз-

витие системы социального страхования, поощрение соз-

дания дополнительных форм социального обеспечения и

благотворительности). Это положение желательно подкре-

151

пить конкретными примерами. Они могут быть приведе-

ны как из содержания учебника, так и на дополнитель-

ном материале.

Изучение этого раздела параграфа можно дополнить

схемой:

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение —

предусмотренная законодательством система

материального обеспечения и обслуживания граждан

в случае утери

кормильца

в старости в случае болезни

семей, в которых

есть дети

в случае утраты

трудоспособности

Понятия, требующие разъяснения:

Пенсия — регулярная гарантированная денежная вы-

плата, установленная для материального обеспечения

граждан в старости, по инвалидности, за выслугу лет, в

случае утери кормильца и т. п.

Пособия — ежемесячные, периодические или едино-

временные денежные выплаты гражданам с целью воз-

мещения потерянного заработка в качестве социальной

поддержки (по временной нетрудоспособности, по бере-

менности и родам, по безработице и т. п.).

Компенсации — выплаты, производимые в установ-

ленных законом случаях (за время вынужденного отпу-

ска без сохранения заработной платы в связи с вынуж-

денным временным прекращением работы организации;

неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим

уход за нетрудоспособными гражданами; на детей, нахо-

дящихся под опекой и попечительством в приёмной се-

мье, и т. п.).

На данном этапе урока имеется возможность вернуться

к рассматривавшемуся ранее вопросу (если он вызвал за-

152

труднение на начальном этапе урока): что такое достой-

ный жизненный уровень населения?

На завершающем этапе урока учащиеся отвечают на

вопросы, поставленные перед основным текстом парагра-

фа. Обобщая ответы учащихся, преподаватель подводит

их к выводу, что согласно Конституции (ст. 7) Россий-

ская Федерация — социальное государство, но сегодня

это не достигнутое состояние, а желаемое будущее, при-

близить которое поможет осуществление закреплённых

в Конституции основных направлений социальной по-

литики. Государство несёт определённые обязательства

перед гражданами по обеспечению основных социаль-

ных прав.

5. Ведущий аспект следующего учебного раздела —

право на охрану здоровья. Важным является осознание

учащимися, что здоровье рассматривается в качестве од-

ной из высших ценностей общества. Именно это определя-

ет тот факт, что право на охрану здоровья предусмотрено

в законодательстве многих стран.

Важно подвести учащихся к пониманию того, что со-

гласно закону оказание платных медицинских услуг не

означает полного отказа от бесплатного медицинского об-

служивания. В учебнике содержится материал о системе

страховой медицины, который помогает учащимся уяс-

нить сущность происходящих изменений в современном

здравоохранении.

После обсуждения вопросов последнего тематическо-

го блока предлагается поработать с рубрикой «Мнения»

(комментарии учащихся по поводу предложенной инфор-

мации).

Домашнее задание: § 21 учебника; задания рубрики

«В классе и дома» и в рабочей тетради (на выбор учи-

теля).

Литература для учителя

Конституция РФ. — Ст. 7, 39—41.

Жилищный кодекс РФ. — Ст. 2.

Федеральный закон «О государственном пенсионном

обеспечении». — Ст. 3, 5.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Россий-

ской Федерации». — Ст. 3—5, 7.

153

Федеральный закон «О медицинском страховании

граждан в Российской Федерации». — Ст. 1, 2, 6, 9.

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимо-

сти)». — Ст. 1, 5.

Федеральный закон «О приватизации жилищного фон-

да в Российской Федерации». — Ст. 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!