МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА САНАТОРИЯ «ВОЛЖСКИЙ УТЕС»
Конспект урока по образовательному предмету «Музыка и окружающий мир" на тему "Сказка в музыке" (1 класс)
Подготовила:
преподаватель
Рябова Е.Ф.
2023г.
Тема урока: «Сказка в музыке»
Цели урока:
восприятие образного содержания музыкальных произведений русских композиторов;
освоение знаний об особенностях музыкального языка, о воздействии музыки на человека, о её взаимосвязи с другими видами искусства.
Задачи урока:
Образовательные - привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства; познакомить обучающихся с творчеством русских композиторов;
учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Воспитательные - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к музыке; способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся, потребности в общении с музыкой, воспитывать культуру слушателя; повышение мотивации обучающихся.
Развивающие - развивать творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление; развивать речь обучающихся, умение выражать свои мысли.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: групповая.
Оборудование: компьютер, экран с мультимедийным проектором, фортепиано, раздаточный материал (конверты с буквами).
Методы обучения: словесные; стимулирование музыкально-творческой деятельности; наглядно-слуховые; анализ; творческое задание.
Музыкальный материал:
Аудиозаписи:
Н.А. Римский-Корсаков, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Г. А. Струве, песня «Ветер по морю гуляет»
Используемая литература:
1. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». – СПб, «Композитор»., 2013 г.
2. Царева Н.А. «Уроки госпожи Мелодии». 1 класс – М., Престо 2007 г.
3. Радынова О.П. «Слушаем музыку». – М., 2009 г.
4. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. «Музыкальная литература. 1 год обучения» - М., «Музыка», 1996 г.
План урока:
1.Вступительная часть
2.Основная часть (объяснение нового материала)
3.Заключительная часть (подведение итогов, выводы, объяснение домашнего задания, выставление оценок за работу на уроке)
Ход урока
1.Вступительная часть. Проверка готовности к уроку.
2.Сообщение темы урока.
3. Основная часть.
Преподаватель: Сегодня наш урок посвящен сказке. Любите ли вы читать или слушать сказки?
Преподаватель: Ребята, вы, конечно, знаете, что музыка нам многое может рассказать. Давайте вспомним, о чем нам рассказывала музыка, которую мы слушали на уроках?
Дети: О природе, о настроениях и чувствах человека, о птицах и животных, может рассказывать сказки.
Преподаватель: Ребята, вы любите сказки? (Да). Предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную страну сказок. Хотите? (Да). Сейчас я исполню песню, а вы подумайте, в какую сказку мы с вами попали.
Преподаватель исполняет песню «Ветер по морю гуляет» Г. Струве.
Преподаватель: Ребята, в какую сказку мы с вами попали?
Дети: «Сказка о царе Салтане»
Преподаватель: Полное ее название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди».
Преподаватель: А кто автор сказки? (А.С.Пушкин).
- А какие сказки Пушкина вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде»).
Преподаватель: Многие композиторы писали свои музыкальные произведения по литературным произведениям.
Прелесть пушкинских сказок очень умело передал в музыке уже знакомый вам композитор, фамилию которого я предлагаю угадать с помощью волшебных конвертов на ваших столах. К сожалению, все буквы, из которых состоит фамилия этого композитора, перепутались, вам предстоит их собрать, но я дам вам подсказки. Этот великий музыкант имел двойную фамилию, поэтому вы найдете в конверте тире, разделяющее эти две фамилии. Будьте внимательны! Теперь откройте конверты в ваших группах и сообща составьте фамилию этого человека.
Дети: Римский - Корсаков. (портрет на экране)
Преподаватель:
Николай Андреевич Римский-Корсаков - великий русский композитор. Его называют композитором – сказочником. Как вы думаете, почему?
Дети. Композитором написано много опер на сказочный сюжет.
Преподаватель: Молодцы, а на сказки Пушкина, композитором написано две оперы: « Сказка о царе Салтане» и « Сказка о золотом петушке».
Ребята, что такое опера?
Дети: Это музыкальное действие, в котором только поют (с помощью преподавателя)
В опере «Сказка о царе Салтане» сюжет сохранен таким, как его придумал Пушкин. Но композитор Н. А. Римский-Корсаков сочинил удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Сегодня вы познакомитесь с симфонической картиной «Три чуда», которая звучит в последнем 4 действии оперы «Сказка о царе Салтане». Действие происходит в необычном городе-острове Леденце.
Сейчас мы послушаем музыкальную тему, которая изображает город-остров Леденец, на котором оказались царевна и царевич. Подумайте, каким он изображен в музыке, представьте его себе и опишите.
Слушание отрывка город Леденец.
Преподаватель: Какая музыка? Что она изображает?
Дети: Музыка торжественная, величественная. Изображается переливание воды, плеск волн. Звучит труба.
Преподаватель: Какие же три чуда произошли в этом необычном городе Леденце?
Дети: Белка, 33 богатыря, царевна-лебедь.
Преподаватель: Мы послушаем фрагмент про одно из этих чудес. Ваша задача внимательно слушать и догадаться, про какое чудо нам хотел рассказать композитор.
Дети слушают отрывок «Белка».
Преподаватель: Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная,
танцевальная, светлая и т.д.).
О каком чуде рассказывал композитор?
Дети: Белка.
Преподаватель: Давайте вспомним, как Пушкин описал это чудо?
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Если бы вы были композиторами, какой инструмент вы бы взяли для характеристики белочки?
На слайде выбрать инструмент.
Преподаватель: Образ юркой белочки передает нам флейта-пикколо (показ на слайде)
Как звучит мелодия флейты высоко или низко?
Дети: Высоко.
Преподаватель: Верно. Флейта звучит в высоком регистре.
Преподаватель: Какая песня лежит в основе этого произведения? (Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»). Ребята, возьмем инструменты, создадим свой оркестр и исполним это произведение.
Оркестр «Во саду ли в огороде» (передать метр и ритм )
Преподаватель: Снова корабельщики отправились к царю Салтану, рассказали ему о белочке. Но тут ткачиха говорит:
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво…»
Преподаватель: А какое же это диво? Слушаем.
Дети слушают отрывок «33 богатыря».
Преподаватель: Что передает нам музыка? Какое диво произошло?
Дети: 33 богатыря выходят из моря.
Преподаватель: Какими изображены богатыри?
Дети: Смелыми, грозными, решительными, строгими.
Преподаватель: Какие у них одежды, оружие?
Дети: Богатыри в кольчугах, в шлемах. В руках у них щиты и мечи.
Преподаватель: Какой пейзаж окружает богатырей?
Дети: Море бурлящее, взволнованное, беспокойное.
Преподаватель: Каков характер музыки? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку: под музыку эту проводят парад, чтоб в ногу шагал генерал и солдат.
Дети: Это марш, а характер маршевый.
Преподаватель: В оркестровом сопровождении слышен грозный шум морского, прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.
Звучат трубы и тромбоны, что придает мужественный характер.
Преподаватель: Богатыри представлены иначе, чем белка, вы можете сказать как?
Дети: Более насыщенная мелодия, маршевый ритм, регистр низкий.
Давайте послушаем, как Пушкин выразил это чудо.
Преподаватель: Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Преподаватель: Но что же на это диво ответила сватья баба Бабариха?
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть другое диво?
Преподаватель: И последнее, третье чудо. А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.
Дети слушают отрывок «Царевна - Лебедь».
Преподаватель: О каком диве здесь идет речь?
Дети: Царевна-лебедь.
Преподаватель: Какая она?
Дети: Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и т.д.
Преподаватель: Вот как о ней написал А.С.Пушкин:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Преподаватель: Ребята, наше путешествие по сказке завершается.
Понравилось ли вам наше путешествие?
- Итак, в какой сказке мы сегодня побывали?
- Кто ее написал?
- А кто написал музыку к этой сказке?
- Какие три чуда мы сегодня услышали в музыке Римского-Корсакова?
Преподаватель: Ребята, мы можем не только прочитать сказку, но и услышать ее в музыке.
Домашнее задание: Нарисовать «Три чуда».