____________
Урок № 1 по Музыке в 8 кл.
ТЕМА УРОКА: Классика в нашей жизни.
Цель: Расширить и углубить понятие «опера». Способствовать приобщению учащихся к классическому музыкальному наследию посредством современных обработок классических произведений.
Формирование УУД:
Личностные действия – научиться воспринимать оперное искусство
Регулятивные действия – самостоятельно определять эмоциональный строй и музыкальный язык героев оперы
Познавательные действия – знать жанры оперы
Коммуникативные действия – уметь слушать и вступать.
Задачи:
научиться воспринимать оперное искусство;
самостоятельно определять эмоциональный строй и музыкальный язык;
познакомится с героями оперы;
знать жанры оперы.
Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная доска, колонка.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в музыкальный театр.
- Что такое театр? Что вы о нем знаете?
Записать в тетрадь:
Теа́тр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала и изобразительного искусства
Назовите самые известные театры нашей страны?
(Большой театр г.Москва, Марииский театр г.Санкт – Петербург.
- Кто из вас был в театре?
- Как назывались спектакли, которые вы смотрели?
- Вспомните, как называется спектакль, где все герои поют?
Ответы уч-ся: Опера.
- Правильно. А где происходит показ оперы?
В музыкальном театре.
Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний
- Возникла опера в Италии в 17 веке.,во Флоренции и первоначально называлась «драма с музыкой». Именно эта страна считалась родиной бельканто – прекрасного пения. Опера – самый сложный из всех видов музыки жанр. Вспомните, как переводится слово опера с итальянского?
- Ответы уч-ся: труд, сочинение.
Включить видео «Улетай на крыльях ветра»
- Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актеры, к которым зрители привыкли, вдруг вместо того чтобы разговаривать, запели. Поэтому оперу восприняли неоднозначно. Некоторые отнеслись с интересом, но были и такие, кто не воспринимал этот жанр. И все-таки опера стала распространяться по всему миру, завоевывая симпатии зрителей.
Первую оперу написал в 1600 году итальянский композитор Джакопо Пери. Это была "Эвридика", спектакль, во время которого певцам аккомпанировал ансамбль из четырех музыкантов.
Записать в тетрадь:
Первая опера написана в 1600 году композитором Джакопо Пери. «Эвридика»
Хотя арии не были особенно веселыми и напоминали церковные псалмы, опера впервые была исполнена на свадьбе французского короля Генриха IV. Ошибочно раньше считали, что родоначальник оперы - Клаудио Монтеверди, написавший в 1607 году оперу "Орфей".
Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра.
Записать в тетрадь:
Первый оперный театр был открыт в Венеции в 1673 году.
Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв.
В России же опера появилась только в 19 веке.
- Где и когда появилась опера?
- Почему в Италии?
Записать в тетрадь:
ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это драматический музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют.
- В каких театрах идут оперные спектакли?
Ответы уч-ся: В музыкальных театрах.
- Чем опера отличается от театра?
Ответы уч-ся: в опере музыка первостепенна. Действие оперы происходит под сопровождение симфонического оркестра.
Во многих крупных городах есть театры оперы и балета. В Москве находится несколько театров, но самый популярный театр оперы и балета - Большой театр.
Какие виды искусств присутствуют в опере? Музыка, хореография, изобразительное искусство и обязательно литература.
Важную роль в опере играет либретто. Кто знает, что такое либретто?
Записать в тетрадь
Либретто – краткое содержание музыкального спектакля.
Стили оперы Опера 17 века – Барочная
Опера 18 века – Классическая
Опера 19 века – Романтическая
Опера 20 века – Реалистическая
ЖАНРЫ ОПЕРЫ
Комический
Трагический
Эпический
Лирический
Сказочный
Исторический
Рок-опера
Опера-балет
В основе оперы лежит драматургия, на которой держится все содержание оперы.
Это ее основной стержень, который держит зрителя в напряжении, сохраняя интригу.
Иными словами, опера – это музыкальный спектакль, музыкально-театральная постановка.
Физкультминутка.
Законы драматургии
ВСТУПЛЕНИЕ и/или УВЕРТЮРА
Завязка драмы, интрига, знакомство с героями, то есть – ЭКСПОЗИЦИЯ
Развитие действия, переплетение интриг, то есть – РАЗРАБОТКА
Наивысшая точка напряжения в развитии или КУЛЬМИНАЦИЯ
Развязка драмы, конец или ФИНАЛ.
В опере мы встречаем произведения как вокального, так и инструментального жанра.
К произведениям вокального жанра в опере относятся: песни, арии, ансамбли, дуэт, трио, речитативы, хор и т.д.
Что такое ария и какую роль она играет в опере?
(Слово «ария» итальянского происхождения и обозначает песню.
Записать в тетрадь:
Ария - это сольный музыкальный номер в опере.Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра
Ария раскрывает образ главного героя, рисует его музыкальный портрет.
Какую роль играет в опере хор?.....
(Хор в опере не просто какая-то поющая масса людей, а именно действующее лицо, коллективный герой спектакля. Хор – это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор в переводе с латинского обозначает «Толпа».)
Дуэт, трио – вокальное произведение для двух, трех голосов.
К произведениям инструментального жанра в опере относятся: увертюра (вступление), симфонические картины, эпизоды и т.д.
Первичная проверка понимания.
Кто делает оперу?
Композитор – пишет музыку Либреттист – сочиняет либретто, литературный текст Дирижер – управляет оперным оркестром
Режиссер-постановщик – ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя Художник-декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперы. Художник осветитель – разрабатывает свет на сцене. Исполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группа. Бутафор – изготавливает предметы для сцены Костюмеры, гримеры, работники сцены.
Вокально-хоровая работа.
Распевка, разучивание песни.
5.Рефлексия. Итог урока
- Сегодня мы еще раз поговорили о таком вокальном жанре как опера. Опера - синтез нескольких видов искусств. В основе лежит литературное произведение. Либретто – краткое изложение сюжета оперы.