Конспект урока по музыке в 5 классе
Тема урока: Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цель урока:
Предметные задачи:
Познакомить с творчеством М. П. Мусоргского;
Уметь определять на слух средства музыкальной выразительности;
Учить сопоставлять музыкальные и художественные образы.
Способствовать развитию интереса к искусству через творческую самореализацию.
Личностные УУД:
Стремление реализации своего творческого потенциала;
формирование эмоциональной отзывчивости на основе восприятия
музыкальной классики; позитивное отношение к уроку музыки.
Регулятивные УУД:
Умение ставить учебные задачи при восприятии и
исполнении музыкальных сочинений; планирование собственных действий в
процессе восприятия, исполнения, импровизации музыки.
Познавательные УУД:
Формирование интереса к специфике деятельности
композиторов и исполнителей; усвоение терминов и понятий музыкального
Коммуникативные УУД:
Умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушание и понимание речи других.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, дифференцированная, фронтальная, работа в парах.
Используемые технологии
- ИКТ
- Продуктивно- творческой деятельности
- Арт-терапевтического воздействия
- Ассоциативно-образного мышления
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- мультимедийная презентация в программе Power Point;
- карточки для самопроверки и самооценки
Ход урока
1. Организационный момент.
Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: - Дети, вы узнали этого человека? Презентация: показ портрета М.П. Мусоргского, члена «Могучей кучки» Дети: - Это портрет композитора М. Мусоргского, с которым мы знакомились на прошлом уроке. Учитель: Что такое «портрет» в изобразительном искусстве? Дети:- когда изображают человека до плеч. Учитель: Что мы с вами можем увидеть на портрете? Дети: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый человек, богатый или бедный; Учитель: - А сейчас ребята, которые самостоятельно нашли информацию, коротко расскажут нам о творчестве этого композитора.
Самостоятельная работа с информацией дома по музыкальному словарю или в Интернете
1-й ученик коротко знакомит с биографией М. Мусоргского.
2-й ученик рассказывает о написанных им произведениях.
3-й ученик рассказывает о последних годах жизни композитора.
Рассматривание портрета Мусоргского, написанного художником И. Репиным.
3. Сообщение темы.
Учитель: Итак, мы убедились, что в живописи есть портрет, а может быть музыка тоже нарисует портрет?
У Мусоргского есть не только оперы, но и песни. Сейчас мы с вами послушаем одну из них. (Слушание песни «Сиротка», разбор выразительных средств.
4. Постановка учебной задачи.
Работа по группам с раздаточным материалом .
Учитель: - Сейчас первая группа определит средства музыкальной выразительности и покажет карточки с правильным ответом. А вторая группа найдет из предложенных картин картины, созвучные песне. (Картина «Тройка» В.Перова; «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева; «Иван царевич на сером волке» В.Васнецова; «Чаепитие в Мытищах» В.Перова; «Бурлаки на Волге» И.Репина). Дети: - Это картины «Чаепитие в Мытищах» и «Тройка» В. Перова Учитель: - А в чем сходство жизненного содержания картин «Чаепитие в Мытищах» и «Тройка» В. Перова? Дети: - Это тяжелое детство. Ребенок вынужден просить милостыню. Учитель: - Одинаковы ли средства выразительности на картине и в музыке? Дети: - Да. Картина написана в мрачных тонах и песня унылая, похожая на плач. Учитель: - Зачем композитор и художник изобразили такое детство? Дети: - Это протест против существующей действительности.
5. Открытие нового знания Учитель: - Итак, ребята, какова же тема нашего урока? Дети: О связи музыки и изобразительного искусства. Средства выразительности у них одинаковые. В изобразительном искусстве есть портрет и в музыке тоже есть портрет. Учитель: - Да, у нас с вами счастливое детство, и песни у нас другие.
Слушание песни В.Шаинского »Неразлучные друзья» - Работа над характером песни, чистотой интонирования.
- Пение классом, по группам и индивидуально.
- Учитель: А теперь мы под музыку подвигаемся.
6.Физкультминутка.
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
7. Закрепление знаний. Учитель: А сейчас мы вновь вернемся к музыке нашего знакомого композитора.
(Слушание» Баба- Яга» М.П. Мусоргского) Учитель: Какого героя увидели в этой музыке? Злого или доброго? Дети: Злого Учитель: Кто же это? Дети: Баба-Яга Учитель: Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать ее образ? Дети: Низкий регистр, громкую динамику, быстрый темп. Учитель: Какой вы представили Бабу-Ягу? Дети: Лохматой, грязной, страшной.
Работа в парах. Прочитать и определить стихи, созвучные прослушанной музыке.
(Предлагается 3 фрагмента стихов на раздаточном материале)
1.Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон и дверей.
2.Косы растрепаны, страшная, белая,
Бегает, бегает, резвая, смелая…
Пляшет колдунья под звон сосняка.
С черною дрожью плывут облака.
Машет колдунья руками костлявыми.
Звезды моргают из туч над дубравами.
Серьгами змеи под космы привешаны,
Кружится с вьюгою страшно и бешено.
3.Я Ягусенька-Яга, костяная ножка,
Ох, люблю же иногда повредничать немножко.
Ну, держись сейчас, дружок,
Путь мой труден и далек,
Вьюга, вьюга, прилетай,
Все дорожки заметай.
Проверка: к музыке подходит второе стихотворение в большей степени.
Учитель: М.Мусоргский хорошо представлял себе облик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в ее костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая дорогу взмахами громадной метлы. Вот как описал музыку пьесы Д.Б. Кабалевский: «Ни одного простого, натурального звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчание в самых глубоких басах. Мелодия какая-то скрученная – сначала топчется на месте, потом движется, подскакивая или внезапно как-то нарочно преувеличенно хромает. Вообще, всё это получается каким-то совсем не добрым…Баба-Яга просто-таки выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке…» Учитель: - Посмотрите как изображали Бабу-Ягу наши русские художники.
Показ презентации. 8.Повторение песни «Сказки гуляют по свету» М. Пляцковского Работа над выразительным исполнением песни.
9.Рефлексия урока:
Доволен ли ты своей работой на уроке урок?
Сумел ли ты показать свои знания?
Поднять красную карточку, если «да»,
Желтую, если «не очень» и
Зеленую, если «нет».
Домашнее задание: Нарисуйте портрет Бабы-Яги или найдите в Интернете песни про Бабу-Ягу. До новых встреч!