СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке в 5 классе Тема урока: "Портрет в музыке и изобразительном искусстве".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет ощутить тесную связь музыки и изобразительного искусства, направлен на развитие творческой деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 5 классе Тема урока: "Портрет в музыке и изобразительном искусстве".»

Конспект урока по музыке в 5 классе


Тема урока: Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.


Цель урока:

  • Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и дополнении.


Предметные задачи:

  • Познакомить с творчеством М. П. Мусоргского;

  • Уметь определять на слух средства музыкальной выразительности;

  • Учить сопоставлять музыкальные и художественные образы.

  • Способствовать развитию интереса к искусству через творческую самореализацию.



Личностные УУД:
Стремление реализации своего творческого потенциала;
формирование эмоциональной отзывчивости на основе восприятия
музыкальной классики; позитивное отношение к уроку музыки. 


Регулятивные УУД:

Умение ставить учебные задачи при восприятии и
исполнении музыкальных сочинений; планирование собственных действий в
процессе восприятия, исполнения, импровизации музыки. 


Познавательные УУД:

Формирование интереса к специфике деятельности
композиторов и исполнителей; усвоение терминов и понятий музыкального

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушание и понимание речи других.


Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, дифференцированная, фронтальная, работа в парах.


Используемые технологии

- ИКТ

- Продуктивно- творческой деятельности

- Арт-терапевтического воздействия

- Ассоциативно-образного мышления


Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- мультимедийная презентация в программе Power Point;

- карточки для самопроверки и самооценки



Ход урока

1. Организационный момент.

Колокольчик нам поет,

Всех на музыку зовет.

Слышишь тонкий голосок?

Нам пора начать урок.


        2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: - Дети, вы узнали этого человека? Презентация: показ портрета М.П. Мусоргского, члена «Могучей кучки» Дети: - Это портрет композитора М. Мусоргского, с которым мы знакомились на прошлом уроке. Учитель: Что такое «портрет» в изобразительном искусстве? Дети:- когда изображают человека до плеч. Учитель: Что мы с вами можем увидеть на портрете? Дети: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый человек, богатый или бедный; Учитель: - А сейчас ребята, которые самостоятельно нашли информацию, коротко расскажут нам о творчестве этого композитора.

Самостоятельная работа с информацией дома по музыкальному словарю или в Интернете

1-й ученик коротко знакомит с биографией М. Мусоргского.

2-й ученик рассказывает о написанных им произведениях.

3-й ученик рассказывает о последних годах жизни композитора.

Рассматривание портрета Мусоргского, написанного художником И. Репиным.


3. Сообщение темы.

Учитель: Итак, мы убедились, что в живописи есть портрет, а может быть музыка тоже нарисует портрет?

      
У Мусоргского есть не только оперы, но и песни. Сейчас мы с вами послушаем одну из них. (Слушание песни «Сиротка», разбор выразительных средств.

4. Постановка учебной задачи.

Работа по группам с раздаточным материалом .

Учитель: - Сейчас первая группа определит средства музыкальной выразительности и покажет карточки с правильным ответом. А вторая группа найдет из предложенных картин картины, созвучные песне. (Картина «Тройка» В.Перова; «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева; «Иван царевич на сером волке» В.Васнецова; «Чаепитие в Мытищах» В.Перова; «Бурлаки на Волге» И.Репина). Дети: - Это картины «Чаепитие в Мытищах» и «Тройка» В. Перова Учитель: - А в чем сходство жизненного содержания картин «Чаепитие в Мытищах» и «Тройка» В. Перова? Дети: - Это тяжелое детство. Ребенок вынужден просить милостыню. Учитель: - Одинаковы ли средства выразительности на картине и в музыке? Дети: - Да. Картина написана в мрачных тонах и песня унылая, похожая на плач. Учитель: - Зачем композитор и художник изобразили такое детство? Дети: - Это протест против существующей действительности.

5. Открытие нового знания Учитель: - Итак, ребята, какова же тема нашего урока? Дети: О связи музыки и изобразительного искусства. Средства выразительности у них одинаковые. В изобразительном искусстве есть портрет и в музыке тоже есть портрет. Учитель: - Да, у нас с вами счастливое детство, и песни у нас другие. Слушание песни В.Шаинского »Неразлучные друзья»
  • Работа над характером песни, чистотой интонирования.
  • Пение классом, по группам и индивидуально.
  • Учитель: А теперь мы под музыку подвигаемся.


6.Физкультминутка.

Потянитесь вверх повыше —

Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)

И на место снова сядем. (Дети садятся.)


7. Закрепление знаний. Учитель: А сейчас мы вновь вернемся к музыке нашего знакомого композитора. (Слушание» Баба- Яга» М.П. Мусоргского) Учитель: Какого героя увидели в этой музыке? Злого или доброго? Дети: Злого Учитель: Кто же это? Дети: Баба-Яга Учитель: Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать ее образ? Дети: Низкий регистр, громкую динамику, быстрый темп. Учитель: Какой вы представили Бабу-Ягу? Дети: Лохматой, грязной, страшной.

Работа в парах. Прочитать и определить стихи, созвучные прослушанной музыке.

(Предлагается 3 фрагмента стихов на раздаточном материале)

1.Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон и дверей.


2.Косы растрепаны, страшная, белая,

Бегает, бегает, резвая, смелая…

Пляшет колдунья под звон сосняка.

С черною дрожью плывут облака.

Машет колдунья руками костлявыми.

Звезды моргают из туч над дубравами.

Серьгами змеи под космы привешаны,

Кружится с вьюгою страшно и бешено.

 

3.Я Ягусенька-Яга, костяная ножка,

Ох, люблю же иногда повредничать немножко.

Ну, держись сейчас, дружок,

Путь мой труден и далек,

Вьюга, вьюга, прилетай,

Все дорожки заметай.

Проверка: к музыке подходит второе стихотворение в большей степени.


Учитель: М.Мусоргский хорошо представлял себе облик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в ее костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая дорогу взмахами громадной метлы. Вот как описал музыку пьесы Д.Б. Кабалевский: «Ни одного простого, натурального звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчание в самых глубоких басах. Мелодия какая-то скрученная – сначала топчется на месте, потом движется, подскакивая или внезапно как-то нарочно преувеличенно хромает. Вообще, всё это получается каким-то совсем не добрым…Баба-Яга просто-таки выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке…» Учитель: - Посмотрите как изображали Бабу-Ягу наши русские художники. Показ презентации.

8.Повторение песни «Сказки гуляют по свету» М. Пляцковского Работа над выразительным исполнением песни.



9.Рефлексия урока:

Доволен ли ты своей работой на уроке урок?

Сумел ли ты показать свои знания?

Поднять красную карточку, если «да»,

Желтую, если «не очень» и

Зеленую, если «нет».


Домашнее задание: Нарисуйте портрет Бабы-Яги или найдите в Интернете песни про Бабу-Ягу. До новых встреч!
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!