СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке "Осень"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меоприятие предназначено для учащихся 4-х классов. Данный материал поможет детям научить любит природу и беречь,ценить её!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке "Осень"»

  Внеклассное интегрированное мероприятие «Вот и осень наступила незаметно» (музыка и литературное чтение)

Цель: дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении. Углубление темы на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова, Антонио Вивальди.

Задачи:

Образовательная

Учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности

Развивающая

Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, участие в музыкальных инсценировках. Развивать певческие навыки и кругозор учащихся.

  • Воспитательная

Воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус и образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства; формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы; совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения. Обогащать духовный мир детей.

Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор, экран, синтезатор.


Ход занятия

Приглушенно, в грамзаписи звучит «Осенняя  песня»  П.И.Чайковского. Учитель читает стихи.

Учитель музыки: И снова осени портрет
Природа вешает в гостиной,
Под звуки песни журавлиной,
Под листьев золотистый свет.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас в нашем классе! Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но я очень рада, что вы любите осень за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денечки.


Учитель музыки: Прислушайтесь, ребята. Мы слышим звуки прекрасной музыки.


Дети слушают фрагмент «Осенней песни» П.И.Чайковского.


Учитель музыки: Ребята, скажите, знакома ли вам эта музыка? (Да.)

-Как называется это произведение? (Осенняя песня.)

-Назовите композитора, написавшего эту пьесу. (П.И.Чайковский.)

Музыка Чайковского необыкновенно прекрасна, каждый звук ее проникает в глубину нашего сердца и нашей души.

-Дети, скажите, какое  настроение передаёт нам композитор в своей музыке? (Грустное, печальное и т.д.)

-Какой характер у этого произведения? (Музыка нежная, ласковая, плавная, светлая, задушевная и т.д.)

-Как вы думаете, какой месяц осени соответствует этой музыке? Почему?

«Осенняя песня - одна из пьес, которая входит в цикл произведений П.И.Чайковского «Времена года».Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием  «Нувеллист» - от слова «новелла»,  что значит - небольшой рассказ.  Журнал выходил каждый месяц,  и  в каждом его  номере читателей ждал приятный сюрприз:  ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года.  12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были  объединены в альбом красочных,  музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года».

Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.

Учитель музыки:- А какие приметы осени вам известны.

«Приметы осени»

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это – первая примета,

Что от нас уходит лето.


А вторая – куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурней река –


Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут влажные туманы,

А потом уж жди не жди, -

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь,

Значит, наступила Осень!


Учитель:- А знаете ли вы осенние месяцы?


Снова осень к нам явилась в сентябре,
Часто дождь играть мешает во дворе.
Но зато, какие краски, посмотри,
На кустах, на всех деревьях, у листвы.

Все раскрасит осень в множество цветов,
Много ягод нам подарит и грибов.

Вот как здорово родиться в сентябре,
Будто осень улыбается тебе!


«Октябрь»

Октябрь крадется по дорожкам,

Ступает тихо солнцу вслед.

Грибы и ягоды в лукошке.

И сентябрю он шлет привет!


В багряном бархатном кафтане,

Из листьев шляпа набекрень,

Он целый месяц будет с нами

Встречать рассвет, и ночь, и день.


Он волю осени исполнит -

Раскрасит поле, луг и лес.

И красотою мир наполнит!

И пригласит в страну чудес!

(Н.Майданик)

«Ноябрь»

Ноябрь - горбатый старичок,

Глаза - как льдинки, нос - крючок!

Взгляд недовольный и колючий,

Холодный месяц, в небе тучи.

Златую осень провожает,

А зиму белую встречает!

Меняет он тепло на холод

И устает - уже не молод!


Но ветер северный поможет:

Сорвет листву, в ковер уложит,

Укроет землю покрывалом,

Чтоб до весны не замерзала!

Н.Майданик

Учитель музыки: Многие русские поэты любили осень и писали о ней замечательные стихотворения. Сейчас я предлагаю вам исполнить песню композитора О.Юдахиной на стихи прекрасного русского поэта С.Есенина «Закружилась листва золотая».

Песня «Закружилась листва золотая». Муз.О.Юдахиной, сл. С.Есенина.

Учитель:- Этому прекрасному времени года посвящено много стихотворений. А какие вы знаете? (Дети читают отрывки из стихотворений под тихое звучание пьесы Чайковского “Осень”.)

«Осеннее»

Хмурит брови день осенний,

Без зонта - совсем пропасть.

Замедляет лист круженье

Словно ищет, где упасть


Встрепенулся дрозд на ветке –

Под дождем, какие сны…

Знать, пора с гнездом заветным

Распрощаться до весны.


Тополек в мое окошко

Желтый листик запустил,

Это лето мне ладошкой

Помахало: «Не грусти…»


Если хочешь, по дорожке

Погулять пойдем вдвоём

Цвета осени ладошки

Мы в букеты соберем.

А потом проводим лето

Вдоль пустеющих аллей

И поверь, с таким букетом

Ждать апреля веселей.

(Е.Неменко)

«Щедрая осень»

Отшумело нарядное лето.

Снова щедрая осень пришла.

Для березки, подружки заветной,

Золотистый узор соткала.


И прошлась по опушкам лесистым,

Заглянула под каждый листок,

Наградила грибочком душистым

Перелески, овраг, бугорок.


Подрумянила листья у клена,

Весь плодами усыпала сад.

Только соснам да листьям зеленым

Сохранила их прежний наряд.

(Л.Герасимова)

Учитель музыки: Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России. Я предлагаю вам исполнить песню «Калинушка».

Песня «Калинушка» Исп. ансамбль «Домисолька»

Учитель музыки: - И снова мы обращаемся к музыке. Прекрасная мелодия уносит нас в творчество замечательного русского композитора Г.В.Свиридова. Родился он в маленьком городке Фатеже. С девяти лет стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград.

Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова, который называется «Осень».


Слушание. Г.В.Свиридов «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» (фрагмент)


-Какие музыкальные инструменты вы услышали?

-Какая была музыка по характеру? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь таблицей эмоциональных настроений.





Слайд Таблица


Радостно Напряженно

Торжественно Загадочно

Ласково Восторженно

Поэтично Стремительно

Спокойно Таинственно

Взволнованно Беспокойно

Нежно Изящно


-Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку? (Ответы детей.)


Учитель: Я предлагаю вам составить картину осени. Выберите осенний наряд для наших деревьев. (Дети наряжают 3 дерева.)

-Кого еще не хватает на нашей картине?

1 ребенок: Не хватает зверей и птиц. Птицы готовятся к отлету в теплые края. (Крепит на картину.)

2 ребенок: Ежик и белка готовят запасы на зиму. (Крепит на картину.)

3 ребенок: Медведь готовится к спячке. (Крепит на картину.)

4 ребенок: Лиса и заяц сменили осеннюю шубку на зимнюю. (Крепит на картину.)

Учитель: Вот какая чудесная картина у нас получилась. Смотришь на картину и попадаешь в сказку.

Инсценировка «Под зонтом». (Фоном звучит музыка)

1. Дождь прошёл, пробежал, расшумелся,
Сразу все от него по домам.

2. Дождь запел, заплясал, завертелся,
Стал по стёклам постукивать нам.

Заяц: Холодает с каждым днём,
Очень зябко под дождём.
Весь дрожу я, весь промок,
Как осиновый листок.
Мне бы домик, да посуше -
Там согрел бы лапки, уши.
Апчхи!
- Тут раскрылся очень кстати
Зонт в руках у нашей Кати.

Катя: Залезай под зонт, малыш,
Согреешь лапки – убежишь.

Лиса: Зонтик ваш такой чудесный!
Нам втроём не будет тесно!

Катя: К нам, лисичка, поспеши!
Хвост пушистый подсуши!

Медведь: Можно мне под зонтик влезть,
Нос и уши обогреть?

Лиса: Ой! Ой! Ой!
Очень уж велик твой рост,
Ты помнёшь мой пышный хвост.

Катя: Хватит места по зонтом.
Нам не тесно вчетвером.

- Тут воробышек летит,
Еле слышно говорит:

Воробей: Я под дождиком летал,
Всюду зёрнышки искал.
Крылышки отяжелели,
Я летаю еле-еле.

Катя: К нам воробышек лети,
Хватит места всем пяти!


Дождик, дождик,

Ты послушай!

Не ходи босой по лужам.


По дорогам бродит осень,

Холода в котомке носит.

Побелеешь, снегом станешь,

До апреля не растаешь. (В.Степанов)

Дождик, дождь, кап, кап, кап.
Не дает гулять никак.
Дождик, дождь льет и льет
Погулять нам не дает.

Песня «Дождливый денек». Исп. Анастасия Контр и ансамбль «Домисолька»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора –
Стоял ноябрь уж у двора

Учитель: Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете об осени?

Пословицы и поговорки об осени

Весна красна цветами, а осень снопами.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Осенью и у воробья пир. Осень – перемен восемь.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Вешний дождь, растит, осенний – гноит.
Осенний дождь мелко смеется, да долго тянется.

Народные приметы

  1. Если листья осыпаясь
    Лягут наизнанку,
    То зимы не опасайся,
    Будет она мягкой.
    Если листья осыпаясь
    Лягут лицевой сторонкой,
    То зимою будет зябко.
    Жди зимы холодной.

  2. Лето сырое,
    А осень тепла,
    Значит, холодной будет зима.

  3. Бабье лето без дождей,
    Будет сухо много дней.

  4. Много рябины,
    Осень дождлива,
    Мало рябины
    Сухо и мило.

  5. Перелетные птицы летят
    Очень низко к земле,
    Это значит, к морозной зиме.

  6. Много на дубу в сентябре желудей.

Жди крепких морозов, да свирепых метелей.

Учитель музыки: - Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди. Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года.

Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром.

Учитель музыки: Прослушайте четыре отрывка из цикла «Времена года». Когда вы услышите, что звучит музыка осени, поднимите руки.


Слушание. (Фрагменты.)

  1. Весна

  2. Зима

  3. Лето

  4. Осень

Учитель музыки: Молодцы, вы угадали музыку осени.

Учитель:- И снова обратимся к поэтическому слову. Каждое стихотворение – это неповторимая палитра осенних красок, образов, это умение видеть, чувствовать и передать в слове красоту мира.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца...
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной...

(Иван Бунин)

Учитель:- Возможно, кто-то из вас испытает нечто подобное, слушая музыку листопада, шелест сухой травы, видя шляпку осеннего гриба, чувствуя запах лесной прели, слыша крик улетающих птиц.


Танец листиков


Учитель:- Осень пригласила вас сюда, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения, чарующий, еле уловимый аромат осенних цветов, яркую заманчивую красоту собранных плодов и, конечно же, по-осеннему задумчивое и в то же время радостное настроение.


Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,
Потому что пожелтели листья на осинке!

Осень – ласковое слово, тёплые денёчки,
Потому что солнце дружит с лёгким ветерочком!

Осень – вкусненькое слово, варится варенье,
Потому что фруктов много, много угощенья!

Осень – радостное слово, вновь друзья встречаются,
Потому что снова в школу – вот как получается!

Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
“Осень. Снова осень!”

Осень — смелая художница —
Всюду с краской расположится.
И оранжевые клены —
Все оттенки и тона,—
И кустарник, раскаленный
До красна,
На березах позолота —
Это все ее работа.
Попросили как-то осень
Сад покрасить в ровный цвет.
— Где хотим, там краску бросим,—
Говорит она в ответ.—
На заказ приема нет... (М. Митуриму)

Торопится осень закончить дела:
Старательно землю дождем полила,
Про птиц не забыла – на юг проводила,
В полях и садах урожай собрала.
Нам нравится осень,
Мы осени рады.
Но вот и зима к нам стучится в ограду.
Проводим мы осень веселою песней
И зиму суровую встретим все вместе.


Учитель:- Мы прощаемся с осенью, говорим ей спасибо за тёплые денёчки, за вкусные фрукты и овощи, за встречу с друзьями. Впереди – долгая зима… Но все вы знаете, что наша планета не стоит на месте. После морозной белоснежной зимы наступит красавица зелёная весна, а после весны придёт весёлое пёстрое лето, и вскоре мы вновь встретимся с золотой осенью.

Песня «Времена года». Муз. и сл. А.Ермолова. Исп. Анастасия Мочульная

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!