СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по мировой художественной культуре тема: Развитие жанровой живописи в пореформенный период России 19 века.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по мировой художественной культуре в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по мировой художественной культуре тема: Развитие жанровой живописи в пореформенный период России 19 века.»

Конспект урока МХК в 11 классе


Тема урока: Развитие жанровой живописи в пореформенном периоде Х1Х века.

Тип урока: повторительно-обобщающий с творческими заданиями.


Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся об этапах становления жанровой живописи в русском изобразительном искусстве Х1Х века.


Задачи: 1. Связать между собой изученные факты и явления в развитии русской художественной культуры Х1Х в., показав, как разные произведения искусства говорят о проблемах русского общества в пореформенный период.

2. Показать активную роль искусства в отражении жизни простых людей.

3. Подвести учащихся к тому, что произведения искусства, передающие великие идеи, приносят пользу и современному человеку.


Наглядные пособия: набор репродукций жанровых картин русских художников Х1Х в., видео материалы, презентация.


Литературный эпиграф:

«Существованье наше, господа, обычно смена сумрака и света,

И трудно петь о сумраках всегда,

Хоть высшее достоинство поэта - суметь изгнать и клевету, и лесть,

И мир изобразить таким, как есть». Д. Байрон.


Ход урока.


1 часть урока – 10минут.

Учитель: На предыдущих уроках истории, литературы, мировой художественной культуры вы узнали, какие главные события волновали русское общество в Х1Хвеке, какие проблемы существовали в пореформенное время, и как все это повлияло на развитие русской культуры. Сегодня на уроке мы будем говорить о развитии жанровой живописи в русском изобразительном искусстве Х1Х века. Нам предстоит связать между собой изученные факты и явления в развитии русской художественной культуры и показать, как отразилась жизнь людей в жанровой живописи Х1Х в., как художники откликнулись на проблемы русского общества, т.е. показать активную роль искусства в отражении жизни разных слоев населения.

Вопрос учащимся: « Что такое жанровая живопись?»

(К жанровой живописи относятся картины на бытовые сюжеты, т.е. картины бытового жанра).

Давайте проследим, как же развивался бытовой жанр в русском искусстве.

В первой трети Х1Х века бытовая тема утверждается как изображение народной жизни. Художники стремились выразить чувства и переживания разных сословий, особенно запечатлеть тогдашнюю действительность, показать нравственную красоту и значительность образа русского простолюдина. Характерные примеры мы находим в творчестве В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова и его учеников и последователей. Давайте вспомним героев картин этих художников.

Индивидуальные выступления учащихся:

1. Творчество В.А.Тропинина

2. Творчество А.Г.Венецианова.

Оценка выступлений.


2 часть урока – 10 минут. (На доске - репродукции картин П.А. Федотова)

Учитель: Вторая треть Х1Хвека - новый этап в развитии бытового жанра. Расширяется круг изображаемых явлений. Если раньше бытовой жанр преимущественно представлял жизнь человека из народа, главным образом крестьянина, то теперь в поле зрения художника попадают различные слои общества от городского простонародья до купечества и крупного чиновничества в реальном столкновении и переплетении их жизненных интересов.

В соответствии с этим сюжет из простого становится острым, часто обличительным. Фигуры персонажей картин изображаются в движении. Новые черты бытового жанра мы можем наблюдать в творчестве П.А. Федотова, Т.Г. Шевченко и других художников 40-х годов Х1Хв. Именно в искусстве Федотова выразились черты критического осмысления реальной жизни, отражена реальная жизнь, поведение и судьбы людей, выявлены их социальные черты.


Выступление учащегося о творчестве Федотова.


Творческое задание группам: «Психологический портрет человека по произведению» (Федотов П.А)

1 группа: «Свежий кавалер»,

2 группа: «Вдовушка»,

3 группа: «Сватовство майора»

Выступления представителей групп.

3 часть урока – 20 минут. (На доске репродукции картин И.Н.Крамского, В. Перова, В. Пукирёва, В. Маковского и др.).

Учитель: Во второй половине Х1Х века жанровая живопись переживает настоящий расцвет в творчестве художников - передвижников. Отмена крепостного права и последовавшие за этим буржуазные реформы изменили страну. На смену дворянской пришла новая культура, ведущую роль в которой стали играть разночинцы. Обращение к народной теме привело передвижников к реализму, который стал главным принципом их творчества. Реализм они понимали как следование правде жизни. В начале 60-х годов жанровая живопись становится напряженной и драматичной. В ней преобладают мотивы разоблачения мрачных сторон жизни, вызывающих у зрителя гнев и возмущение.

Творческие задания групп №1 :

1.«Текст с ошибками»

2. Рассказать о Товариществе художников - передвижников.

3. «Описание ситуации по картине» (В. Пукирёв «Неравный брак»).


Творческие задания группе №2:

  1. Что вы знаете о творчестве В. Перова?

  2. «Описать преддействие и последействие в картине»

( В. Перов «Чаепитие в Мытищах»).

3. Работа с набором открыток «Третьяковская галерея»: «Найди репродукции картин В.Перова.


Творческие задания группе №3:

1.«Описать приметы времени по произведению» (В. Маковский «Свидание»)

2. Тест «Определи название картины и автора»

3. Игровое упражнение: « Какое слово лишнее в группе из трёх слов?».


Вступления представителей групп (10 минут)

Оценка выполненных заданий.


4 часть - Окончание урока – 5 минут.

Учитель: Мы проследили этапы становления бытового жанра в русском изобразительном искусстве Х1Хвека. Как вы думаете, что общего было в творчестве художников - жанристов? Что они старались запечатлеть? ( характерной чертой русской живописи пореформенного периода Х1Х века было неприятие общественных порядков, показ несовершенства и несправедливости жизни).

Какие идеи передают жанровые картины, которые мы рассмотрели?

Приносят ли эти произведения пользу современному человеку? О чем заставляют задуматься?

Обращаемся к эпиграфу урока:

«Существованье наше, господа, обычно смена сумрака и света,

И трудно петь о сумраках всегда,

Хоть высшее достоинство поэта - суметь изгнать и клевету, и лесть,

И мир изобразить таким, как есть». Д. Байрон.

Как вы думаете, можно ли слова английского поэта Байрона отнести к русскому изобразительному искусству XIX века?

Что дало вам выполнение творческих заданий к уроку?

Обобщаю и оцениваю ответы учащихся.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!