СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике в 1 классе: «Решение задач на разностное сравнение чисел»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формируется представление о новом способе сравнения чисел и умение применять его при решении задач на разностное сравнение

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 1 классе: «Решение задач на разностное сравнение чисел»»

Математика, 1 класс

Тема: «Решение задач на разностное сравнение чисел»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) Сформировать представление о новом способе сравнения чисел и умение применять его при решении задач на разностное сравнение;

2) актуализировать умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

3) тренировать в табличном сложении и вычитании в пределах 20;

4) развивать контрольно-оценочные навыки;

5) участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: схемы задач на нахождение целого по частям и

на нахождение части; эталон по сравнению чисел; картинки с солнышком для рефлексии

Раздаточный материал: карточки на сравнение предметов с помощью составления пар


Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности, приветствие.

- Вспомним, какие задачи вы умеете решать (на нахождение целого по частям и

на нахождение части).

- На доске две схемы, придумайте к ним задачи.

1. Папа нашел 6 грибов, а сын 5 грибов. Сколько грибов нашли папа и сын?

(В задаче неизвестно целое, чтобы найти целое, надо сложить две части. 6 + 5 = 11 грибов нашли вместе.)

2. Девочке надо решить 11 примеров, 5 она уже решила. Сколько примеров осталось решить? (В задаче неизвестна часть, чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. 11 – 6 = 5 примеров осталось решить.)


- Какие правила нужно знать, чтобы решить задачи? (Чтобы найти целое, надо сложить две части. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть).


- Сегодня мы продолжим учиться решать задачи.


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.


- С чего мы начнем работать? (С повторения знаний, которые будут необходимы

при открытии нового)

Работа с карточкой по рисунку 1.

В каком ряду больше листьев – в верхнем или нижнем? На сколько? (учащиеся устанавливают, что без пары осталось 4 листа). Значит, в верхнем ряду на 4 листа меньше, а в нижнем ряду на 4 листа больше



Работа с карточкой по рисунку 2


- Чего больше на рисунке – снежинок или звёздочек, и на сколько? (учащиеся устанавливают, что без пары осталась 1 звёздочка). Значит, число звёздочек на 1 больше числа снежинок, а число снежинок на 1 меньше числа кругов.

Вывод: ответ на вопрос «на сколько больше (меньше)?» даёт число элементов, оставшихся без пары.


Работа с карточкой по рисунку 3.












- У кого нет ответа? Почему не можете выполнить задание? (Слишком много фигур. Мы

не сможем составить пары, так как очень легко запутаться.)

- Вы смогли определить свое затруднение! Что теперь надо сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение)


III. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Узнать, каких элементов было больше или меньше и на сколько)

- Как вы действовали? (Соединяли парами предметы)

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как сравнивать элементы, если их много)

- Какой этап учебной деятельности мы выполнили? (Мы выяснили, что не знаем)

- Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание)


IV. Построение проекта выхода из затруднения.


- Так чем мы будем заниматься на уроке? (Надо узнать способ, которым пользуются люди для определения, на сколько одно число больше или меньше другого без составления пар предметов.)


Выполнение подводящих к выводу заданий.

- Вернёмся к первому заданию на карточке. Оставшиеся без пары листья составляют целое или часть? (Часть.)

Каким действием находится часть? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть, находится действием вычитания.)


- Из какого числа мы вычитали, чтобы ответить на вопрос: «На сколько больше листьев

во втором ряду?» ( Из большего)

- Что нужно вычитать, чтобы ответить на вопрос «на сколько больше?» (Из большего числа нужно вычесть меньшее.)

- А что нужно делать, чтобы узнать «на сколько меньше?» (Из большего числа надо вычесть меньшее – открытие!)


V. Реализация построенного проекта

Проверка выведенного правила. Полученный вывод закрепляется на карточке по рисунку 3.

- Предлагаю сегодня знания открывать в группах. Какие правила вы должны будете соблюдать? (Работать должны оба; один говорит, другой слушает; свое несогласие высказывай вежливо; если не понял, переспроси).

- На сколько больше? На сколько меньше? Каким действием это можно узнать?

Вначале учащиеся выполняют сравнение с помощью вычислений, а затем делают проверку, закрашивая пары и проводя, таким образом, проверку нового правила.


VI. Физкультминутка.

Один, два, три, четыре, пять -
В космос мы летим опять.
Отрываюсь от земли,
Долетаю до луны.
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте


VII. Первичное закрепление с комментированием.

1) Работа по картинке в учебнике на странице 10.

- Рассмотрите рисунок. Сколько собачек на нем изображено? (4 собачки)

- Сколько тумбочек? (7 тумбочек)

- На сколько тумбочек больше, чем собачек? (На 3 тумбочки)

- Сделайте вывод: какое действие надо выполнить, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Вычитание.)


Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо

из большего числа вычесть меньшее.

= Б - м

на

?


2) Выполнение задания № 1 по учебнику.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Что теперь необходимо сделать? (Надо сделать самостоятельную работу и сопоставить

с эталоном для самопроверки)

Арифметический диктант.

  1. В одном доме 4 этажа, а в другом 9 этажей. На сколько этажей больше в другом доме?

9-4=5 (эт.)

  1. У Сони 3 ручки и 8 карандашей. На сколько ручек у Сони меньше, чем карандашей?

8-3=5 (к.)

  1. На одной ветке 7 яблок, а на другой 6. На сколько яблок меньше на второй ветке, чем

на первой?

7-6=1 (ябл.)

  1. Сестре 6 лет, а братику 2 года. На сколько лет сестра старше братика?

6-2=4 (г.)


Дети оценивают себя предварительно, потом по эталону, потом проверяет учитель

- У кого возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

- У кого задание не вызвало затруднений? Вы все молодцы.


8. Включение в систему знаний и повторение.

- К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где можно использовать новые знания).

- Придумайте свою задачу на сравнение. Расскажите друг другу задачи и решите их вместе.


Выполнение заданий по печатной тетради.


9. Рефлексия учебной деятельности.

- Что необходимо сделать в конце урока? (подвести итог нашей работы)

- Какие два основных шага мы выполнили? (выяснили, что не знаем, и сами открыли новый способ)

- В чем было затруднение? (не смогли соединить элементы парами для сравнении)

- Какова была цель? (Узнать правило сравнения, научиться им пользоваться)

- Вы достигли цели? (Да)

- Следующий урок мы начнём с решения ваших задач на сравнение, постарайтесь дома придумать интересную задачу. Наш урок мы начали с составления задач по схемам. Посмотрите на них ещё раз и скажите, какая подойдёт для решения задач на сравнение? (Эти схемы не подходят. Для задач на сравнение нужна другая схема.)

- Может быть, кто-нибудь из вас дома сам сможет придумать, как будет выглядеть схема

к задачам на сравнение, подумайте.

Оцените свою работу:

Я хорошо понял тему и могу помочь другим ребятам.

Я все понял, но пока не могу объяснить другим.

Я постараюсь на следующем уроке быть внимательнее.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!