Желанновский филиал
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Важновская средняя школа»
Конспект
урока по математике на тему:
«Умножение натуральных чисел и его свойства»
Подготовила и провела
учитель первой квалификационной категории
Шилкина Валентина Викторовна.
С.Желанное
2019 г.
Цель: совершенствовать навык умножения натуральных чисел; учить использовать в устных вычислениях свойства умножения, продолжить работу над текстовыми задачами.
Задачи урока:
Образовательные: вывести свойства умножения натуральных чисел; научить применять его при выполнении упражнений; совершенствовать умение выполнять умножение чисел «в столбик»; научиться решать задачи, используя действие умножения.
Развивающие: развитие умений выделять главное, существенное в изучаемом материале; формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия; развитие самостоятельности мышления и учебной деятельности; развитие познавательного интереса.
Воспитательные: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание самостоятельности и творчества; формирование дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного труда.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые технологии: технология коллективного взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, деятельностные и проблемно-поисковые, проблемное обучение, здоровьесберегающие.
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, побуждающий диалог, подводящий к гипотезам диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Планируемые образовательные результаты (формируемые УУД)
Предметные: вывести правило умножения натуральных чисел и его свойства; совершенствовать вычислительные навыки учащихся, продолжать работу над умением анализировать и решать текстовые задачи; обобщить уже имеющиеся знания по теме, используя разнообразные способы осмысления и оценки информации.
Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, понимать информацию, выполнять учебно-познавательные действия; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Коммуникатиные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.
Ход урока:
1.Организационный момент (1 минута)
Учитель:
Проверьте, чтобы на столах лежало всё необходимое к уроку, в том числе и инструменты. Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте их и начинаем работать.
2. Оценка настроения на начало урока (2 минуты)
Ребята, у вас на столах лежат карты самооценивания. Сейчас возьмите их и подпишите. Оцените своё настроение на начало урока: красный цвет – отличное настроение, зелёный – хорошее настроение, синий – удовлетворительное настроение и не забывайте оценивать свою работу в оценочных листах.
Карта самооценки Ф.И. |
Настроение в красный – отличное н ачале урока зелёный – хорошее синий – удовлетворительное | Настроение в красный – отличное н ачале урока зелёный – хорошее синий - удовлетворительное |
№ | Этапы урока | Баллы |
1 | Проверка д/з | |
2 | Задача 1 | |
3 | Задача 2 | |
4 | Задача 3 | |
5 | Задача 4 | |
6 | Задача 5 | |
7 | Задача 6 | |
8 | Задача 7 | |
| Итог | Общее число баллов |
3. Проверка домашнего задания (5 минут)
Учитель:
Оцените выполнение вами домашнего задания. Критерии оценивания лежат на столах.
При проверке домашних номеров необходимо обязательно спросить, какие знания ребятам пригодились ( для проверки теории). Эта теория нам понадобиться сегодня на уроке.
Оцените выполнение домашнего задания в карте самооценивания.
?????? Спросить у двух учеников, почему они поставили себе именно эту отметку.
(Выявление своих ошибок, умение их видеть и комментировать – очень важно.)
4. Определение темы урока, цели и задач.
Математика, мы знаем - гимнастика ума!
Тот, кто учит, понимает, без неё никак нельзя!
Математика повсюду, математика везде!
Постараемся немного и порядок в голове!
А, знаем ли мы, кто впервые сказал, что математика, это гимнастика ума»?
Александр Васильевич Суворов. Надеюсь всем это имя знакомо, ведь, это национальный герой России, великий русский полководец. Заметьте, в его военной карьере более 60 сражений и не было ни одного поражения! И вам я тоже хочу пожелать только побед.
Ну, что, все готовы! Тогда начинаем свое первое сражение прямо сейчас.
На столе лежит картинка с ребусом, который поможет нам выяснить тему урока.
Какое слово получилось ? Правильно – « УМНОЖЕНИЕ». Догадались, какая тема нашего урока. Да-да. « Умножение натуральных чисел и их свойства».
Откроем тетради и запишем нашу тему: «Умножение натуральных чисел и его свойства».
Мы знаем, что это такое? Нет. Значит, какую цель мы перед собой поставим?
Ученики:
Цель урока: совершенствовать навыки умножения натуральных чисел.
Учитель:
С помощью, каких задач мы будем достигать поставленную цель?
Ученики:
Задачи:
Выяснить, какие свойства умножения существуют;
Научиться умножать многозначные числа;
Рассмотреть применение свойств умножения.
5. Изучение нового материала.
Задание на доске:
Учитель:
У каждого на столе лежит рисунок. Посмотрите, сколько квадратиков изображено на данном рисунке?
Как же быстро их сосчитать? Обдумайте в паре и запишите в тетради.(по строчкам и столбцам)
5 * 8 = 8 * 5
Мы видим, что произведение 5*8 и 8*5 равны одному и тому же числу 40, тогда 5*8 = 8*5
Значит, как сформулировать и записать в общем виде 1 переместительное свойство?
Произведение двух чисел не изменяется при перестановки множителей
Записываем на доске свойство в общем виде: ab =ba
А теперь откроем учебник на странице 67 и прочитаем предложенное нам определение.
Совпадает наш вывод с выводом авторов? Конечно.
Оцените себя в карте самооценивания: задача 1.
Теперь, ещё больше квадратиков, сколько их всего на этом рисунке?
Ещё умножим наше произведение 5х8 на 2 и получаем 80, а другим способом можно получить этот же ответ? Конечно, благодаря ещё одному свойству – сочетательному.
2*(5 *8) = (5 * 2) * 8
Кто запишет это свойство на доске в буквенном виде? a(bc)= (ab)c, обратим внимание на формулировку.
Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель.
Прочитаем на стр. 67 предложенное нам определение.
Совпадает наш вывод с выводом авторов? Конечно.
Оцените себя в карте самооценивания: задача 2.
Учитель:
Вспомните свойства и вычислите: 5*1=5; 3*0=0. Какие ещё два свойства необходимо сформулировать и дописать в общем виде? а*1=а; а*0=0. Другие буквы? Разницы нет.
Сумма n слагаемых, каждое из которых равно 1 , равна n. 1* n = n;
сумма n слагаемых, каждое из которых равно 0, равна 0.
Поэтому верны следующие равенства:1* n = n; 0*n = 0.
6.Физкультминутка.
Сколько раз в ладоши хлопнем. 3 *2
Сколько раз ногою топнем 8 : 4
Мы присядем столько раз 3 *1
Мы наклонимся сейчас 12 -8
Мы подпрыгнем столько раз 1 + 1
Ну и счёт! Игра и только!
4. Учитель:
Продолжим нашу работу.
Используя свойства умножения, мы можем быстро находить произведение трех и более множителей, вычислять различными способами, переставляя множители и соединяя их.
А чтобы, быстро выполнять задания, необходимо запомнить замечательные пары:
2х5=10; 2х50=100; 25х4=100; 125х8=1000.
Почему же их так называют? Эти пары вам помогут быстро справиться с заданиями, например:
1) 125х6х4х8= 24х1000=24000;
2) 7х25х9х4=63х100=6300.
7. Закрепление полученных знаний.
Записано на доске.
1 вариант.
Найдите произведение множителей:
1)80 • 8 = 640; 2)700 • 30 = 21 000;
2 вариант
Найдите произведение множителей:
1)9 • 200 = 1 800 ; 2)250 х40= 25х4х100=10000.
Оцените себя в карте самооценивания: задача 3
Работа с учебником, решим № 412 (н,о), № 415 (г)
Проверка: №412 ответы: н) 3700; о) 2080000; №415 г) 402000.
Оцените себя в карте самооценивания: задача4
Работа с карточками. Ребята получают карточки с заданиями, найти слово.
50*(2*87)= 8700 - э
4*5*444= 8880 - к
25*86*4= 8600 - о
125*(4*80)= 40000 - л
(43*50)*4 =8600 – о
483*2*5= 4830 – г
(201*25)*8 =40200 - и
(111*2)*35= 7770 –я Шифр-ответ написан на доске
Зашифрованное слово «ЭКОЛОГИЯ», наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, проще: экология это наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в1866 году.
Оцените себя в карте самооценивания:задача 5
Реши задачу ( текст задачи на доске)
Экологическая задача: С самой маленькой струйкой из неисправного крана в сутки вытекает 150 л воды. Сколько литров воды может быть потеряно 20 семьями за 10 дней, если в квартире каждой семьи неисправен, хотя бы один кран? Ответ: 30000л воды
Оцените себя в карте самооценивания: задача 6
8. Итог урока.
Тест.
1. Равенство а • (в •с) = (а • в) • с является:
а) переместительным свойством умножения;
б)сочетательным свойством умножения;
в) другим свойством умножения.
2. Равенство 0 • 34 = 0 в общем виде записывается:
а)0 • а = 0; б)0 • а = в; в) а • 34 = 34.
3. Произведение 4 • 222 • 5 равно:
а) 8885; 6)4445; в) 4440.
Оцените себя в карте самооценивания: задача 7
Учитель:
И так, что нового мы узнали? Ответы учеников ……………
Для чего используют свойства умножения? Ответы учеников ………………..
Ребята, вы оценили себя на каждом этапе в таблице самооценивания. А теперь посчитайте свой общий балл.
9. Домашнее задание: п. 11 (2-ая часть), вопросы, №455 (е); 452; 416 (г), 417.
10.Рефлексия:
Учитель:
Оцените своё настроение на конец урока. Сдайте мне карты самооценивания.
Оценочные листы сдаются учителю.
Оценочный лист ученика (цы) 5 класса __________________________
по теме «Умножение натуральных чисел и его свойства»
Итоговая оценка за урок