II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Заполните таблицу. а) | Множитель | 60 | 60 | 60 | 60 | Множитель | 400 | 40 | 4 | 1 | Произведение | | | | | б) | Делимое | 240 | 240 | 240 | 240 | Делитель | 80 | 60 | 40 | 20 | Частное | | | | | | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета. Запись: а) | Множитель | 60 | 60 | 60 | 60 | Множитель | 400 | 40 | 4 | 1 | Произведение | 24000 | 2400 | 240 | 60 | б) | Делимое | 240 | 240 | 240 | 240 | Делитель | 80 | 60 | 40 | 20 | Частное | 3 | 4 | 6 | 12 | | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
| – Разгадайте правило, по которому составлен первый столбик. Составьте по тому же правилу второй и третий столбики выражений: а) 24 : 8 = 3 128 : 8 = 16 144 : 6 = 24 24 : 3 = 8 … … 3 · 8 = 24 … … 8 · 3 = 24 … … | Решение: а) 24 : 8 = 3 128 : 8 = 16 144 : 6 = 24 24 : 3 = 8 128 : 16 = 8 144 : 24 = 6 3 · 8 = 24 16 · 8 = 128 24 · 6 = 124 8 · 3 = 24 8 · 16 = 128 6 · 24 = 124 |
– Решите задачу. Масса куска дерева 3 кг. Чему равна масса 3 кусков железа таких же размеров, как кусок дерева, если дерево в 12 раз легче железа? | Решение: 3 · 3 · 12 = 108 (кг). |
– На какое число надо умножить 285714, чтобы получить шестизначное число, записанное теми же цифрами? Вторая цифра этого числа равна 5 | Решение: |
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 150). Задание 3. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Найдите длину каждой ломаной, выполняя только одно измерение. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. – Длина ломаной АВС составляет 5 см. Длина ломаной MCAD составляет 11 см. | Планировать решение учебной задачи. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
Задание 4. | – Найдите периметр фигуры, выполняя только одно измерение. | Решение: 1) РАВС = 50 мм + 20 мм + 35 мм = 105 мм. 2) PEMAD = 20 мм + 30 мм + 55 мм + 25 мм = =130 мм. 3) PABCD = (60 мм + 20 мм) · 2 = 160 мм. |
Дополнительный материал | Построение треугольника с двумя равными сторонами. Выполнив чертёж, показанный на рисунке 1, легко получить треугольник с двумя равными сторонами. Достаточно любую точку прямой МВ соединить отрезками с точками К и Е. На рисунке 1 показаны 3 таких треугольника: КМЕ, КВЕ и КСЕ. Сделайте чертёж. Построение прямоугольника (квадрата). – Чтобы построить прямоугольник, легче всего начертить любую окружность, провести в ней два любых диаметра и соединить их концы отрезками (рис. 2). Чтобы построить квадрат, надо провести диаметры, которые образуют прямые углы | а) б) в) Рис. 2 |
IV. Включение нового в актив-ное использо- вание в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учеб- нику (с. 153–157). | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Рассмотрите схему движения двух поездов. – На сколько километров за 6 ч удалится от пункта А поезд, который шел со скоростью 50 км/ч? – На сколько километров за 6 ч удалится от пункта В поезд, который шел со скоростью 60 км/ч? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – На 300 километров за 6 ч удалился от пункта А поезд, который шел со скоростью 50 км/ч. 50 · 6 = 300 (км). – На 360 километров за 6 ч удалился от пункта В поезд, который шел со скоростью 60 км/ч. 60 · 6 = 360 (км). | Выбирать действия в соответствии с постав- ленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным дейст- вием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
Задание 14. | – Какое расстояние будет между поездами через 6 ч после начала движения? | – 835 км – расстояние между поездами через 6 ч. 50 · 6 + 60 · 6 + 175 = 835 (км). |
Задание 15. | – Кто выполнил точнее измерение? – Кто допустил ошибку? – Какую ошибку? | – Саша выполнил точнее измерение. – Лена допустила ошибку. Ошибка: 9 дм – 8 дм 6 см 3 мм = 3 см 7 мм. |
Задание 16. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – сколько времени необходимо автобусу на обратный путь? | Решение (см. ресурсный материал к уроку). |
Задание 17. | – Сколько денег положила Маша в копилку на пятнадцатый день? | Запись: 1 + 2 + 4 + 8 + 16 + 32 + 64 + 128 + 256 + + 512 + 1024 + 2048 + 4096 + 8192 + 16384 = = 32767 (к.); 32767 к. = 327 р. 67 к. |
Задание 18. | – Выполните вычисления. – Проверьте свои вычисления с помощью калькулятора. | Работают самостоятельно в парах. Осуществляют взаимоконтроль. |
Задание 19*. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Какова стоимость 50 г смеси? | Решение (см. ресурсный материал к уроку). |
Задание 20*. | – Определите число пустых стаканов. | – Пустых стаканов – 4. |
Задание 21*. | – С какой скоростью катер будет плыть на обратном пути? | Решение: 1) 24 – 2 = 22 (км/ч) – собственная скорость катера. 2) 22 – 2 = 20 (км/ч) скорость катера на обратном пути. |
Задание 23. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – С какой скоростью ехала «Газель»? | Решение (см. ресурсный материал к уроку). |
Задание 24*. | – Какова масса одной дыни? | Решение: 16 : 4 = 4 (кг) – масса одной дыни. |
Задание 25. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – В чем ошибка Пети? | – Ошибка в том, что длина и ширина взята в самом широком месте, так озеро не прямоугольное, поэтому и площадь отличается. А Петя посчитал так, если бы озеро было прямоугольным. |
Задание 26. | – Какие числа надо записать в «окошках», чтобы равенства были верными? | Выполняют задание (см. ресурсный материал к уроку). |
Задание 27. | – Составьте выражение и решите задачу. – Найдите значение выражения, если р = 17 км/ч. | Запись: 90 – р · 3. 90 – 17 · 3 = 90 – 51 = 39 (км). |
Задание 28 | – Вычислите неизвестное число | Выполняют задание (см. ресурсный материал к уроку) |