СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению «В.В. Бианки "Сова"»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению «В.В. Бианки "Сова"»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 70»





Конспект урока по литературному чтению





МБОУ «СОШ №70»


Класс 2 “В”


Тема: В.В. Бианки «Сова»»













Барнаул-2024


Предмет

Литературное чтение

Класс

2 «В»

Тема

В.В. Бианки «Сова»

Тип урока

Открытие нового материала

Цель

Создать условия для ознакомления обучающимися с произведением В.В.Бианки «Сова»

Задачи

Образовательные

исследовать текст с целью осмысления содержания и художественных особенностей, учить вдумчивому восприятию произведения, расширить кругозор учащихся

Развивающие

Развивать речь учащихся, развивать творческое воображение, образное мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героей

Воспитательные

воспитывать уважение к слову литературного произведения и прививать любовь к чтению произведений, воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой

Планируемые результаты

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;

  • определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя;

  • участвовать в диалоге;

  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества;

  • воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой


Ход урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма орг-ии, средства обучения

УУД

Орг. момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. А когда человеку хочется улыбаться? Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Приветствуют, настраиваются на учебную деятельность



Когда у него все хорошо, настроение хорошее

Ф

Умение слушать и понимать речь других (К) .

 Положительная мотивация к обучению, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг(Л)

Актуализация знаний








-Итак, речевая разминка.

- Прочитайте это стихотворение все вместе.

- А теперь, 1 ряд – читает стихотворение с радостью, 2 ряд – с грустью, 3 ряд - с удивлением.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях -

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

-Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о нем рассказать?

-Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

   Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже  жили у В.В. Бианки дома.

- А какие произведения Бианки  вы уже читали? 

- Чему учат его произведения?














В.В.БИАНКИ

















Музыкант


Учит детей и взрослых бережно относится к природе, любить ее

Ф

Smart-доска

Слайд: стихотворение

умение делать выводы на основе имеющихся знаний. (П)

Целеполагание

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением этого замечательного писателя. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.


Всю ночь летает - мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло.


-Ребята, что вы знаете о сове?

Сова — ночная хищная птица. Живет в лесу. Охотится ночью, на мелких грызунов.

«А вы знаете?», что

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах  о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

Совами (иногда слово используют в переносном значении) также называют людей, которые привыкли поздно вставать.


А сейчас откройте учебник (на стр.146) и прочитайте название произведения, с которым вы познакомитесь на уроке. Как оно называется?

-Ребята, а  какая нам предстоит работа? Что будем делать? А еще? (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, а еще составлять цепочку взаимосвязей.

-Определим порядок нашей работы! (НА ДОСКЕ висит СОВА, на которых записаны этапы нашей работы. Что сначала будем делать? А потом?

– Ребята, у вас на партах тоже сова. После каждого этапа работы над произведением вы будете оценивать себя: справились с этим заданием или нет, а для этого вам понадобятся карандаши зеленого и желтого цветов.

-А теперь вернемся к нашей работе.

Словарная работа

- В данном произведении вам встретятся незнакомые слова и выражения. Давайте узнаем их значение.

Утекает - убегает

Кормовистый клевер -предназначенный для корма скоту.

Цветень -пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться -прятаться, таиться.

Раздолье -много места.

Как бы худа не вышло -как бы беды не было.

Пойло- питательное питье для скота.


-Ребята, сейчас мы будем с вами читать это произведение. Сначала буду читать я, а потом вы по цепочке (по 1 предложению). Поставьте пальчик на строчку и будьте очень внимательны.

- Понравилось ли вам это произведение?

-Назовите главных героев.

- Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки  назвал «Сова»? 

-Можно ли ему дать другое название? Какое? Почему?



-Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? 


- А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат много  достоверного и правдивого  материала о природе.  А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В.  Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Справились вы с этой работой или нет – раскрасьте  шарик зеленым или желтым цветом.

Физминутка «Сова».

Ребята, устали. Давайте немножко отдохнем. Встали и делаем вместе со мной.

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

Анализ произведения.

- А сейчас, ребята, мы немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный. Приготовились. Кто помнит:

- Как обратилась Сова к старику?

- Что он ей ответил.

- Почему Сова рассердилась на старика?

- Что же произошло, когда она перестала летать на луг?

-Что стали делать мыши на лугу?


- Какую пользу шмели  приносят лугу?

-Что произошло с клевером на лугу?


-На ком это отразилось?

-Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным?

- Найдите  и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.

  1. Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

  2. Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

  3. Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

- Что отвечал старик на предупреждения совы?

-Когда он понял свою ошибку?

-Что он сделал?

- Простила старика сова?

Анализ своей деятельности.

Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой?

-Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

- Попробуем восстановить эту цепочку. Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом. Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними. Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.

Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко — чай)


Самостоятельная работа.

Карточка с деформированным  текстом.  Работа в паре. (стр.149)

- А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)

Простила Сова ______, вылезла из дупла, полетела на луг _______ ловить. Мыши со страху попрятались в _____. ____ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. ______ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

Анализ своей деятельности









Сова



Ответы уч-ся































Сова













План:

1.прочитать произведение

2.проанализировать

3.построить цепочку взаимосвязи









































Старик и Сова

В нем рассказывается о пользе совы

Как старик нарушил равновесие в природе, Природное равновесие

Это сказка, т. к звери разговаривают с ними происходят приключения























































Она назвала его другом

Я тебе не друг

Старик ее прогнал

На лугу появилось много мышей



Стали разорять шмелинные гнезда

Цветень с цветка на цветок

Клевер перестал родиться



На корове, молоко стало жиже



Питательный клевер















А, пускай идут, пускай летят.. Он не задумывался о последствиях

Когда ему нечем стало белить чай

Пошел просить у совы прощение

Простила, т. к ей нужно было питаться




Ф

Smart-доска

Слайд: загадка





Слайд: изображение совы










































 понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; анализировать особенности языкового оформления текста; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения.(П)

уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других(К)



Подведение итогов

- Ребята, а как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

-Кто из героев нравится ему больше и  почему: Сова или Старик?


-Чему учит эта сказка? 







- А как вы, дети, можете помочь природе?



Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они ср Стариком друзья

Сказка учит любить природу; не обижать животных; автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки


- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.(П)

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;(Л)

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;(Р)


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Ребята, покажите своих совушек. Со всеми этапами работы над произведением вы справились?

Или были затруднения?

Какое настроение у вас в конце урока?

Все ли удалось сделать? 

-Ребята, сегодня на уроке вы были очень внимательными и активными. Мне понравилось с вами работать. Большое всем спасибо!



Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Р).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности(Л)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!