- Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением этого замечательного писателя. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку. Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло. -Ребята, что вы знаете о сове? Сова — ночная хищная птица. Живет в лесу. Охотится ночью, на мелких грызунов. «А вы знаете?», что С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины. Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой. В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта). Совами (иногда слово используют в переносном значении) также называют людей, которые привыкли поздно вставать. А сейчас откройте учебник (на стр.146) и прочитайте название произведения, с которым вы познакомитесь на уроке. Как оно называется? -Ребята, а какая нам предстоит работа? Что будем делать? А еще? (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, а еще составлять цепочку взаимосвязей. -Определим порядок нашей работы! (НА ДОСКЕ висит СОВА, на которых записаны этапы нашей работы. Что сначала будем делать? А потом? – Ребята, у вас на партах тоже сова. После каждого этапа работы над произведением вы будете оценивать себя: справились с этим заданием или нет, а для этого вам понадобятся карандаши зеленого и желтого цветов. -А теперь вернемся к нашей работе. Словарная работа - В данном произведении вам встретятся незнакомые слова и выражения. Давайте узнаем их значение. Утекает - убегает Кормовистый клевер -предназначенный для корма скоту. Цветень -пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. Хорониться -прятаться, таиться. Раздолье -много места. Как бы худа не вышло -как бы беды не было. Пойло- питательное питье для скота. -Ребята, сейчас мы будем с вами читать это произведение. Сначала буду читать я, а потом вы по цепочке (по 1 предложению). Поставьте пальчик на строчку и будьте очень внимательны. - Понравилось ли вам это произведение? -Назовите главных героев. - Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки назвал «Сова»? -Можно ли ему дать другое название? Какое? Почему? -Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? - А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. Справились вы с этой работой или нет – раскрасьте шарик зеленым или желтым цветом. Физминутка «Сова». - Ребята, устали. Давайте немножко отдохнем. Встали и делаем вместе со мной. В лесу темно, Все спят давно. (Дети изображают спящих.) Все птицы спят... Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.) Совушка-сова, Большая голова. (Изобразить большой круг руками.) На суку сидит, (Присесть.) Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.) Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.) Анализ произведения. - А сейчас, ребята, мы немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный. Приготовились. Кто помнит: - Как обратилась Сова к старику? - Что он ей ответил. - Почему Сова рассердилась на старика? - Что же произошло, когда она перестала летать на луг? -Что стали делать мыши на лугу? - Какую пользу шмели приносят лугу? -Что произошло с клевером на лугу? -На ком это отразилось? -Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? - Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы. 1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина. Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли. Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись. Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить. - Что отвечал старик на предупреждения совы? -Когда он понял свою ошибку? -Что он сделал? - Простила старика сова? Анализ своей деятельности. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке. Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? -Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. - Попробуем восстановить эту цепочку. Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом. Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними. Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ. Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко — чай) Самостоятельная работа. Карточка с деформированным текстом. Работа в паре. (стр.149) - А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить. Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду) Простила Сова ______, вылезла из дупла, полетела на луг _______ ловить. Мыши со страху попрятались в _____. ____ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. ______ красный стал на лугу наливаться. (Старика, мышей, норы, шмели, клевер) Анализ своей деятельности |