Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Тема урока: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»».
Цель урока: познакомиться со стихотворением А.С. Пушкина « Зимнее утро», проанализировать стихотворение и продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения.
Задачи:
- учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;
- развивать навыки анализа художественного произведения (лирического
стихотворения): учить видеть средства художественной выразительности
- воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина, любовь к родной природе.
Тип урока; комбинированный
Оборудование: карточки с незнакомыми словами для работы в группах, карточки
« Словарь настроений» на доску, картина и снежинки для рефлексии, презентация:
Ход урока:
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок
Смолкли шаги в коридоре,
Урок нам пора начинать.
Поэзии тонкие струны
Будут сегодня звучать.
- Поднимите руки, кто любит читать стихи?
-Почему вы любите читать стихи?...
- Стихи очень мелодичные, их можно петь. В них поэты многое передают и это вызывает удивление. Когда читаешь стихи, мир кажется лучше и добрее. В стихах встречаются слова, которые делают их торжественными. Стихи передают настроение, душевное состояние автора.
- Готовы ли вы сегодня на уроке погрузиться в чудесный мир лирики?
- Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок!
2.Актуалиация опорных знаний
1. Речевая разминка
– На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить.
– О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других?
– Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.
– Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
– А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался темп чтения.
– Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)
– Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл всей загадки.
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снежинки)
2. Мотивация
Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года»
– Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему?
– Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад, метель. Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя.
– Что вы можете сказать об этих явлениях природы?
– Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке?
- Верно. Мы будем говорить о зиме. А как называется раздел, который мы начали изучать?( Великие русские писатели)
- О каком великом писателе мы говорили на прошлом уроке? ( об А.С. Пушкине) Портрет
- Посмотрите, у нас организована выставка книг с произведениями
А.С. Пушкина. На перемене вы уже ознакомились с ней.
А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете жизнь и творчество
А.С. Пушкина. Проведём небольшую викторину.
Вопросы:
1.Когда родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 г. В Москве)
2.На каком языке говорили в семье Пушкина? (На французском языке)
3.Кто учил его писать по-русски? (Бабушка)
4.Кто рассказывал ему сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита)
5. В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)
6. Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)
7. Какие произведения Пушкина вы знаете?
8. Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)
-- Молодцы. Вы ответили на все вопросы.
Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие в далекое прошлое, в
то время, когда жил великий русский поэт …
4. Самоопределение темы и целей урока
– На каждой парте лежит задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока.
-Так какая тема сегодняшнего урока?
Верно. А.С.Пушкин «Зимнее утро»
- Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга в селе Павловском. По дороге из Москвы в Петербург он сочинил стихотворение « Зимнее утро».
Ребята, давайте подумаем, чему будем учиться на уроке?» (Ответы детей)
- Мы сегодня на уроке попытаемся понять смысл стихотворения «Зимнее
утро» и настроение, которым оно проникнуто, научимся выразительно
читать это стихотворение.
- А что значит прочитать выразительно? (Значит передать чувства,
переживания героя)
5. Физкультминутка.
- Давайте перенесёмся в зимнее утро и проведём физминутку "Зимняя
прогулка"
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой) -
III. Работа над новой темой
1.Подготовка к восприятию.
Звучит музыка Чайковского «Зимнее утро»
- Закройте глаза. Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется! И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну и… Что же вы видите? Там за окном, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня всё сияет ослепительной белизной- за ночь навалило снегу, и он…
Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.
2. Первичное восприятие стихотворения.
Слушание стихотворения (аудиозапись)
3. Первичная проверка понимания. Беседа.
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостным)
Ваша задача, слушая стихотворение попытаться представить картины, о которых рассказывал Пушкин.
- Поднимите руки, кому понравилось стихотворение. Какое настроение оно навеяло? Воспользуйтесь « Словарем настроений»
На доске « Словарь настроений»
Весёлое
Чудесное
Грустное
Мечтательное
Радостное
Спокойное
Восторженное
Тоскливое
Шутливое
Бодрое
Тревожное
Задумчивое
- Узнали ли вы что-то новое из стихотворения о времени года зима?
(Ответы детей)
- Значит в стихотворении главное не рассказать, а передать чувства,
переживания героя (автора). Такие стихотворения, основу которых
составляют переживания, чувства человека, называются лирическими.
- Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» относится к пейзажной
лирике. Давайте вспомним, что такое пейзаж?
- Пейзаж – изображение природы. Значит Пушкин рассказывает о своих
чувствах через изображение природы.
5. Словарно-лексическая работа. Групповая работа.
-В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. Давайте
попытаемся их объяснить: соотнесите слова из левого столбика со словами
из правого столбика (соедините стрелками).
Проверим работу в группах.
взоры - взгляд, «глаза»
сомкнуты - закрыты
нега – блаженство(сон)
мрачный - тёмный
вечор – вчера вечером
мгла - тьма, мрак
нынче – сегодня
великолепный - превосходный
бурый - серо-коричневый
озарить – ярко осветить
кобылка - лошадь
предаться – подчиниться
аврора - богиня утренней зари
янтарный – прозрачно-жёлтый
лежанка – длинный выступ у печки, для лежания
Физкультминутка
Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
IV. Закрепление нового материала.
1. Повторное чтение стихотворения и его анализ
- Стихотворение делится на части-строфы. Сколько строф в стихотворении? -5 строф
Чтение 1 строфы хором
- От чьего имени ведется повествование? ( от лица автора)
- К кому обращается поэт? ( к некой красавице)
-Как он ее называет и к чему призывает? ( друг милый, проснись…)
- Найдите эпитеты ( день чудесный)
- В морозный солнечный день герой увидел, как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами. Какое настроение у героя?
( чудесное, радостное, бодрое)
- Как нужно читать эту часть? ( восторженно, с восхищением)
Чтение 2 строфы хором
- Как изменилось настроение героя в этой строфе? ( Стало печальным, тревожным)
- С чем это связано? ( с воспоминаниями о вчерашнем вечере)
- С чем автор сравнивает луну? ( с бледным пятном)
- Какие эпитеты употреблены для описания бури? ( мутное небо, учи мрачные)
- Что сказано о вьюге? (вьюга злилась)
- Как нужно читать эту часть? (печально, в конце удивленно)
Чтение 3 строфы хором
- Какое настроение у героя в этой части? ( радостное, веселое)
- Какие приемы использует автор, чтобы передать состояние природы?
(эпитеты)
- Приведите примеры эпитетов ( под голубыми небесами, великолепными коврами)
- Что сказано про речку? ( подо льдом блестит)
- Как нужно читать эту часть? ( не спеша, спокойно)
Чтение 4 строфы хором
- Яркое солнце не только преобразило все в природе, но и в комнате. Здесь стало по-особенному уютно и радостно.
- Какие мысли посещают героя? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях)
- Как будем читать эту часть? ( спокойно, медленно, мечтательно)
Чтение 5 строфы хором
- О чем размышляет поэт в этих строчках? (прокатиться вместе с красавицей)
- Что хочет показать поэт своей красавице? ( поля, леса)
- Как будем читать эту часть? ( спокойно, мечтательно)
Обобщения по анализу стихотворения:
- Какое настроение преобладает во всём стихотворении? (В стихотворении
преобладают радостные чувства, восторг. Поэт счастлив.)
- О чём рассказывает это стихотворение? (О красоте зимнего утра; о том, как
приятно разделить переживания с близким человеком) - «Зимнее утро» - это одно из самых оптимистичных стихотворений
Пушкина. Поэт восхищается проявлениями природы.
2. Работа над выразительностью.
- Настроение поэта на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала радостное, потом воспоминание про вчерашний вечер -печальное, затем радостное любование великолепным солнечным утром. И все это сменяется мечтой о том, что будет потом.
- Предлагаю объединиться в 5 групп и поработать над выразительностью.
2. Подчеркни слова, которые нужно выделить голосом при чтении.
3. Читай не торопясь, соблюдай паузы, вдумывайся в то, что читаешь.)
- Каждая группа работает над отдельной строфой. В своей группе прочитайте стихотворение выразительно друг другу. Выберите того, кого вы считаете, что он более правильно передаст настроение автора.
Проверка – читает 1 человек от группы
- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось точно передать настроение героя?
3. Игра «Художники»
– Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета (слайд 34).
– Почему выбрали именно эти цвета?
Ответы:
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес
один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)
V. Итог урока. Рефлексия.
- С каким стихотворением познакомились сегодня?
- Удалось ли почувствовать зимнее утро, изображённое А.С. Пушкиным? С
помощью каких приёмов?
- Как меняется настроение и чувства лирического героя на протяжении
стихотворения? ( радость, грусть, радость, восторг)
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На уроке я узнал...
• На уроке я похвалил бы себя за...
• Сегодня я сумел...
Оцените свою работу на уроке. ( На доске зимняя картинка)
-Прикрепите на зимнюю картину:
Белую снежинку, если вы довольны своей работой на уроке.
Голубую снежинку - хорошо потрудился, но были допущены неточности.
Синюю снежинку - надо еще постараться.
VI. .Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
- Урок окончен. Спасибо за работу.