Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Садовская средняя общеобразовательная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ПО ТЕМЕ:
« И.З. Суриков «З и м а»
3-Б класс
Разработала:
учитель начальных классов
Чевгаева Ирина Александровна
2015/16 уч.г.
Учитель: Чевгаева Ирина Александровна
Тема: «И.З.Суриков «Зима».
Аннотация урока: Урок литературного чтения в 3 классе по теме «И.З.Суриков «Зима». Очень важно не только научить детей выразительному и осознанному чтению стихов, но и умению видеть и понимать их красоту, величие, выделять главное, привить любовь к русской поэзии.
Предмет: литературное чтение
УМК: «Школа России»
Класс: 3- Б
Тема урока: «Стихотворение И. Сурикова «Зима».
Тип урока: открытие новых знаний, творческое исследование.
Цели урока: углубить знания о жизни и творчестве И. Сурикова, познакомиться со стихотворением “Зима”, провести работу над анализом стихотворения, отрабатывать технику выразительного чтения, расширять словарь и кругозор учащихся, развивать умение передавать свои впечатления о прочитанном.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- развитие эстетических чувств, умение видеть красоту родной природы.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
- готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.
Предметные результаты:
- формирование представлений о малой Родине, формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисково); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
Задачи урока: осмысление художественного пространства.
Оборудование: мультимедийный проектор , презентация к уроку, учебники Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий«Литературное чтение»,Москва, «Просвещение» 2014г, карточки для работы в парах, учебный диск с аудиозаписями произведений по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение», аудиозапись песни на стихи И.З.Сурикова «Степь да степь кругом…».
Межпредметная связь: окружающий мир.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Применяемые формы и методы | Учебно-методический. комплект |
I. Организацион- ный момент. | Прозвенел звонок весёлый, Приглашает на урок. Встали все у парт спокойно, Начинаем ровно в срок. Тихо сядем мы за парты, Я сейчас урок начну. | Подготовка к уроку | Беседа. | Слайд 1
|
II. Проверка домашнего задания. | А сейчас мы проверим ваше домашнее задание. Вы готовили загадки о зиме. | Дети загадывают загадки о зиме. | Презентация загадок | Слайд 2 |
III. Актуализация знаний. IV. Речевая разминка. | - Ребята как называется раздел, который мы изучаем? - С какими произведениями мы познакомились в этом разделе? - Что значит рифма? Рифма – это литературный термин, означающий в переводе с греческого – складность, соразмерность. Она обозначает созвучие окончаний стихов или полустиший, отмечая их границы и связывая их между собой. С точки зрения ритмической организации стиха, рифма – это финальный аккорд строки, её главное ударение. Для русского классического стихосложения особенно важно совпадение ударных гласных. Работа над упражнением «Собери стихотворение». А с рассветом на село; На поля, на пустынный сад; Ночью бушевала буря; Понесло первым снегом. Ночью буря бушевала. А с рассветом на село, На поля, на сад пустынный Первым снегом понесло.
Ребята, а что такое снег?(вода в твёрдом состоянии).Я думаю, что вы со мною согласитесь, что снегопад-это очень красивое явление природы.
| Отвечают, слушают. Выражают своё мнение. Восстанавливают стихотворение. | Проблемная ситуация. Самостоятельная работа. Чтение разными интонациями. |
Слайды 3,4
Слайд5 |
V. Постановка целей урока.
VI.Работа по теме урока.
VII. Словарная работа.
VIII.Физминутка.
IX. Работа над содержанием.
XI. Работа над выразитель- ностью
XII. Домашнее задание. | - Ребята, а о чём будет сегодняшнее произведение?(О зиме). Мы познакомиться с произведением И.Суриков «Зима». -Какие задачи мы поставим перед собой, давайте прочитаем. -Развивать свою устную речь, чтобы правильно говорить самим и чтобы приятно слушать было другим. Иван Захарович Суриков – талантливый поэт-самоучка, который был ярким представителем «крестьянского» направления в литературе. Многие его произведения превратились в народные песни: «Степь да степь кругом…».Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым: Детства прошлого картины! Только вы светлы: Выступаете вы ярко Из сердечной мглы. Работа над стихотворением. Сейчас вы прослушаете аудиозапись стихотворения«Зима», попытайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. Какое настроение поэта вы почувствовали? Какие чувства возникали в вашем сердце? Дети делятся своими впечатлениями после прослушивания. -В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться. - Словарная работа будет проводиться по карточкам. Вы будете работать в парах . Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией. Проверка.
Ф И З М И Н У Т К А. (Музыкальная).
Самостоятельное чтение стихотворения. - Какую картину вы себе представили при чтении стихотворения? -Какие слова помогают понять, что пришла зима? -Ждал ли кто-нибудь наступления зимы? -Почему поэт называет сани –санишки. Какая интонация соответствует стихотворению? (спокойная, печальная, радостная)
А сейчас мы будем читать стихотворение вслух по цепочке. -Есть ли в стихотворении эпитеты? -Что такое эпитеты? -Найдите эпитеты в стихотворении. Выборочное чтение.
- Выучить 3 первых столбика стихотворения. Учебник, стр76-77.
| Отвечают. с- В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться. - Словарная работа будет проводиться по карточкам. Вы будете работать в парах . Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией. Слушают отрывок песни«Степь да степь кругом…». Распределяют верные определения для каждого слова. Выполняют физминутку. Работают по учебнику.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают «цепочкой».
Записывают домашнее задание в дневниках. | Беседа. Аудиозапись. Музыкальный фон(вьюга). Работа в парах. Чтение стихотворения учащимися молча. Фронтальная работа. Чтение «вслух». | Слайд 6
Слайд 6 Слайд 7 Слайд8. Слайд9 Учебник, стр.76-77.
Слайд10. |
XIII.Рефлексия. | - Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания. Какую мудрость жизни вы открыли сегодня? - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Понравился ли вам урок? Что больше всего понравилось или не понравилось? Спасибо сем за работу! Всего хорошего! | Обмен мнениями, впечатлениями. | Фронтальная работа. | Слайд11. |
ПРИЛОЖЕНИЕ. КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ
Принакрылся- одело белым туманно.
Одело точно пеленою - надолго.
Санишки – сильный холод.
Покоен - старые, маленькие сани.
Непробудно- работник, который связан с землёй.
Труженик- крестьянин- укрылся, надел.
Стужа- находится в состоянии покоя.
____________________________________________________________________________________________________________
Принакрылся- одело белым туманом.
Одело точно пеленою - надолго.
Санишки – сильный холод.
Покоен - старые, маленькие сани.
Непробудно - работник, который связан с землёй.
Труженик- крестьянин- укрылся, надел.
Стужа- находится в состоянии покоя.