СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».(3класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».(3класс)»

Тема урока: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».


Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением; обучения делению текста на части; анализу содержания прочитанного; способствовать развитию устной речи, наблюдательности, умения слушать художественное слово, обогащению словаря обучающихся; создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению; бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с миром поэзии XIX века, новым произведением Н. А. Некрасова;

научатся выделять структуру, тему текста, специфику его литературной формы (жанра), события, составляющие основу художественного произведения; пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника); находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение); высказывать позицию читателя путём включения в эмоционально-творческую деятельность; выразительно читать стихотворение

Метапредметные:

познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника;

регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой

(парой) план изучения темы урока, варианты устранения причин неудач на уроке;

коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные:

оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Образовательные ресурсы:

Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М. : Просвещение, 2012.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008.Репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода».Иллюстрации к стихотворению Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».




Ход урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Проверка домашнего задания

– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?




– На предыдущем уроке мы познакомились с произведением Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…».

Находят средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворение).















Индивидуальный опрос (проверка письменного домашнего задания):

1-я группа: выписать эпитеты.

2-я группа: выписать олицетворения.

Зачитывают выполненное задание. Анализируют ответы.

– Что такое эпитеты?






– Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопрос «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», называются эпитетами.

– Что такое олицетворение?





– Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевлённые предметы как живые существа, называется олицетворениями.

– Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обоснованно.

– Послушаем чтение стихотворения наизусть в исполнении нескольких учеников



Слушают стихотворение

Воспринимают звучащую речь

II. Изучение нового материала.

– С наступлением весны солнце начинает светить всё ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что

Слушают рассказ учителя.



Воспринимают звучащую речь.

1. Вступительная беседа.



землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем.

На доске табличка с надписью «Половодье».


Слово прочитывают вслух, ставят ударение, повторяют значение слова.


Работают со словом.

2. Работа с ил-люстрацией

– Рассмотрим картину И. Левитана «Весна. Большая вода».



– Скажите, какое время года изображено?




– Где происходит действие на картине?

– Когда река выходит из берегов?



– Что она может затопить?

– Как это явление называется в народе?

Работают с иллюстрацией, отвечают на вопросы учителя.

– Это весна, потому что
в роще деревья без листочков, чувствуется, что скоро они появятся.

– На реке около леса.

– Во время весеннего таяния снегов река переполняется.

– Прибрежные леса, луга и населённые пункты.

– Полая вода, или половодье

Анализируют репродукцию картины

III. Работа

с текстом.

1. Первичное восприятие текста.








Рассказ учителя.

– В деревне Малые Межи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюблённый в родную природу. Он большую часть своей жизни проводил на охоте, в лесу. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали на лодках. Летом Малые Межи утопали в зелени. Н. Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошёл дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

– Понравилось вам стихотворение? Чем?

Слушают рассказ, стихотворение, делятся впечатлениями о произведении.


Воспринимают на слух звучащую речь.


2. Чтение стихотворения учителем.


– Какой отрывок вам больше всего понравился? Почему?

– О чём это стихотворение?

– Каким вы себе представили Мазая?

– Объясните значение этих слов. Ответ вы можете найти в словаре учебника, толковом словаре.







Слова прочитывают вслух, ставят ударение, повторяют значение слова.









Самостоятельно выполняют задание – жужжащим чтением.

Читают стихотворение
по смысловым частям.







Находят понятие, информацию в словаре.






3. Словарная

работа.








Гинут – гибнут.

Силки – приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных.

Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча.

Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам.

Зипун – старинная верхняя одежда крестьян типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета.

Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.

Гуторить – разговаривать.

Горемыка – слово образовано из двух слов: «горе» и «мыкать», что обозначает «страдать».

Исстари – всегда так было.

Кураж – задор.

Пуделять – стрелять мимо цели.

Физкультминутка для глаз

– Продолжим работу. Прочитаем самостоятельно стихотворение.

4. Вторичное восприятие текста.

– Прочитаем стихотворение по смысловым частям.

5. Работа по содержанию произведения:

1) чтение первой части;



Отвечают на вопросы учителя и озаглавливают каждую часть.

Читают в соответствии
с целью.

Анализируют текст с опо-

– Прочитайте первую часть до слов «я раз за дровами».

– С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает?


– В каких словах мы слышим упрёк мужикам? Как нужно читать эти слова?

– Озаглавьте эту часть. (Название частей записывает на доске.)


рой на вопросы учителя.

2) чтение второй части;

– Прочитайте вторую часть до слов «этак гуторя».

– Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?




– Нарисуй словами картину половодья.


– Подчеркни слова, которыми Мазай называет зайцев.

– О чём говорят эти слова?

– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращался к зайцам?

– Озаглавьте эту часть.

Выполняют задание: словесное рисование.


3) чтение третьей части;


– Прочитайте третью часть до слов «Только что начал работать веслом…».

– Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?

– Озаглавьте эту часть.



4) чтение четвёртой части;

– Прочитайте четвертую часть до слов «Мимо бревно суковатое плыло…».

– На кого похожа зайчиха, копошившаяся у куста? Жалко ли вам её? Почему?

– Озаглавьте эту часть.

5) чтение пятой части;

– Прочитайте пятую часть до слов «Было потехи…».

– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?

– Озаглавьте эту часть.

6) чтение шестой части;


– Прочитайте шестую часть до слов «Мы за деревней…».

– Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»?

– Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова?

– Озаглавьте эту часть.

7) чтение седьмой части.


– Прочитайте седьмую часть до конца.

– Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев, увидевших берег? Как называет Мазай зайцев в этом эпизоде?

– Почему автор использует другое построение стихотворения?

– Какие слова сказал дед на прощание зайцам? Почему?

– Озаглавьте эту часть.

На доске появляется запись:

1. Где у них совесть? 5. Зайчишки на бревне.

2. Зайцы на островке. 6. В деревне.

3. Зайчонок на дне. 7. На берегу.

4. Зайчиха в кустах.



6. Закрепление изученного материала (групповая работа)

Каждая группа получает иллюстрацию к стихотворению.

Задание: найти и прочитать слова, которые относятся к данной иллюстрации.

Проверку осуществляют у доски

Работают в группах.

Вывешивают иллюстрацию и читают отрывок

Строят диалог в группе

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Каким вы увидели дедушку Мазая?

– Какое отношение к животным пробуждает автор?

– Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.

– А что из этого стихотворения вы узнали о самом поэте? Перечитайте строки, в которых раскрывается характер героя.

– Точность передачи рассказа Мазая в стихотворении говорит о великом мастерстве поэта Н. А. Некрасова, сумевшего сохранить выразительную речь, её эмоциональность.

– Какое настроение создал поэт Некрасов, описав приключения старого Мазая?

Вывод: произведение глубоко «народное», наполнено уважением и любовью
к человеку и природе.

Участвуют в диалоге
с учителем. Высказывают своё мнение.





Определяют позицию героя и автора

– Что мы делали сегодня на уроке?




– Какие умения формировали?

– Читали текст, отвечали на вопросы к тексту, высказывали своё отношение к герою и т. д.

Формулируют конечный результат своей работы

V. Домашнее задание

Учебник, с. 170–172, выучить наизусть понравившийся отрывок и проиллюстрировать его

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебные задачи




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!