СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему"Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске». 4-Б класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке дана подробная работа над стихотворением А.Жигулина "О, Родина! В неярком блеске". К уроку прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему"Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске». 4-Б класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Садовская средняя общеобразовательная школа»

Нижнегорского района, Республики Крым

Конспект урока по литературному чтению на тему "Красота и величиеприроды в стихотворении

А. В. Жигулина

«О, Родина!

В неярком блеске».

4-Б класс

Учитель начальных классов:Чевгаева И.А.

2017г.



Урок литературного чтения

УМК «Школа России»

Класс: 4-Б

Учитель: Чевгаева Ирина Александровна

Тема: «"Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина

«О, Родина! В неярком блеске».

Тип урока: усвоение новых знаний, умений и навыков.

Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии и творчества А.В. Жигулина; способствовать развитию умений сравнивать стихотворения разных поэтов; осуществлять поиск главной мысли; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, мышление, речь.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Метапредметные: познавательные: умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины. Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют её на протяжении всего урока, читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно).Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари; осмысление правил взаимодействия в паре.

Личностные: ценят и уважают поэта, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; презентация, аудио приложение к учебнику, раздаточный материал, учебник по литературному чтению в 2-х частях, 4класс, авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М: «Просвещение»2014г., словари,мячик,цифровые карточки, карточки для работы в парах.

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Мы будем учиться,

Мы будем трудиться,

Чтоб к звёздам потом полететь.

Давайте сегодня хорошо поработаем на уроке, чтобы узнать новое, важное, достичь высоких успехов. Всем удачи!

II. Проверка домашнего задания.

Декламация стихотворения  С.П.Дрожжина «Родине». Оценивают дети с помощью цифровых карточек.

III. Речевая разминка. Прочитать со смещением логического ударения.

У ёлки иголки колки. У ёлки иголки колки.У ёлки иголки колки.(Запись на доске).

IV. Актуализация знаний. Целеполагание.

1.Работа с анаграммами(в парах). Точосетев, назчито,оридан.(Отечество,отчизна,родина)

2.Постановка цели урока.(Слайды1,2)

3.Работа со словарями(значение слов «Родина», «Отчизна»).

4.Игра «Родина какая?» (мяч).Ассоциации.

6.Пословицы.(Слайды3,4)

7.Изображение Родины в произведениях русских художников.(Слайды5-8).

V. Работа по теме урока.

1. Знакомство с биографией поэта (Слайд9).

Анатолий Владимирович Жигулинродился 1 января 1930 года, в семье почтового служащего, в городе Воронеж Советского Союза. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина «Огни моего города».Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколовым, Н.М. Рубцовым, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России”, где нашли отражение основные темы жигулинского творчества: ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о “колымском конвое”, любовь, неподвластная времени, защита исторической правды. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.

Ф И З М И Н У Т К А(музыкальная «Во поле берёза стояла»).(Слайд10).

2. Слушание стихотворения по аудиозаписи.

3. Словарная работа.(Слайд11).

ТРЕПЕТНЫЙ , ПРОСЕЛОК ,ВЗОР, ПЕРЕЛЕСОК, ЖНИВЬЕ, УТЕШЕНЬЕ, ИСЦЕЛЕНИЕ

4.Работа с учебником стр.138.

-Чтение «про себя».

-Повторное чтение и анализ произведения.Эпитеты.

– Прочитайте первое четверостишие. Что здесь главное? Какая мысль? (Признание в любви к родине)

– Перечитайте второе четверостишие. О чём здесь повествует Жигулин? (Он перечисляет всё, что ему дорого, что он вкладывает в смысл “родина”)

Прочитайте третье четверостишие. Какой смысл вложен в эти слова? (Поясняет, почему автор любит родимый край)

– О чём упоминает поэт в строчке: “И низкий холмик со звездой...”? (Слайд 10. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен)

– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)

– Что автор находит, ощущает в родном краю? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение)

– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).

Разбор языковых средств.

– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? (Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.

Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)

– Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, как быстро проходят чувства обиды и прощенья)

-стр.139,работа над иллюстрациями. Какие события нашей Родины изображены?

- Мы живем на Крымской земле. А в Крыму 2 города-героя(Севастополь,Керчь). Наш край тоже внес свою лепту в историю Победы над фашистскими захватчиками. Вот уже 72 года над нами мирное небо. Мы благодарны тем, кто ценой своей жизни отвоевал мирную жизнь. Скоро 9мая –Праздник Великой Победы. Мы будем чествовать ветеранов, почтим память погибших, в том числе и наших односельчан.(Слайды12,13).

Прочитайте последние строки стихотворения. Как вы их понимаете?

-Чтение высказывания К.Д.Ушинского.(Слайд14).

-Слушание песни Баснера и М.Матусовского «С чего начинается Родина».

VII.Домашнее задание, стр.138,выучить стихотворение наизусть.(Слайд15).

VI.Рефлексия.(Слайд16).

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…



















































КАРТОЧКИ К УРОКУ

Р А З Г А Д А Й С Л О В А

Р А З Г А Д А Й С Л О В А

точосетев


точосетев


назчито


назчито


оридан.


оридан.


Р А З Г А Д А Й С Л О В А

Р А З Г А Д А Й С Л О В А

точосетев


точосетев


назчито


назчито


оридан.


оридан.


Р А З Г А Д А Й С Л О В А

Р А З Г А Д А Й С Л О В А

точосетев


точосетев


назчито


назчито


оридан.


оридан.


Р А З Г А Д А Й С Л О В А

Р А З Г А Д А Й С Л О В А

точосетев


точосетев


назчито


назчито


оридан.


оридан.


Р А З Г А Д А Й С Л О В А

Р А З Г А Д А Й С Л О В А

точосетев


точосетев


назчито


назчито


оридан.


оридан.


Р А З Г А Д А Й С Л О В А

Р А З Г А Д А Й С Л О В А

точосетев


точосетев


назчито


назчито


оридан.


оридан.


Р А З Г А Д А Й С Л О В А

Р А З Г А Д А Й С Л О В А

точосетев


точосетев


назчито


назчито


оридан.


оридан.


Р А З Г А Д А Й С Л О В А

Р А З Г А Д А Й С Л О В А

точосетев


точосетев


назчито


назчито


оридан.


оридан.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!