СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ребята и утята"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ребята и утята"»

2-Б класс

Урок литературного чтения

Дата проведения: 21.11.2023г.

Учитель: Паршенкова Яна Владимировна



Оборудование: презентация к уроку, карточка «проверь себя», портреты писателей, аудио запись «Крик чирков» и «Танец утят», видео запись «Утки-чирки на озере».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Он позвал нас на урок.

Будем мы учиться,

Заданья нелегки.

Нам нельзя лениться,

Ведь мы- ученики!

Ребята, сегодня необычный урок. Пусть он принесет вам радость, новые знания и сделает вас добрее.


II. Речевая разминка

  1. Работа с чистоговоркой:

Цо-цо-цо- снесла уточка яйцо

Ца-ца-ца- вышел птенчик из яйца

Цу-цу-цу- бежит уточка к яйцу

Цы-цы-цы- все ребята- молодцы!

Чтение вслух, громко-тихо и наоборот, с вопросительной интонацией.

  1. Дыхательная гимнастика: А. «Именинный пирог»

Б. «Колесо спустило»

3. Работа со стихотворением:

Стала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

— Прочитайте стихотворение молча, медленно вслух, с ускорением, 1 срт. -сердито, 2стр.-весело, выразительно.

  1. Игра «Измени свой голосок» (работа в парах)

- Договоритесь, кто будет автором, а кто- героем.

Медведь заревел:

«Кто, кто в теремочке живет?»

Хитрая лисица сказала:

«Приходи, куманек, приходи дорогой!»

Петух закричал:

«Ку-ка-ре- ку! Пойди, лиса, вон!»

Чудо- Юдо заревело:

«Ты зачем, Иван, пожаловал?»

Волк прохрипе:

«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся!»

Лягушка проквакала:

« Ква-ква! Вот твоя стрела, Иван-Царевич!»
Баба-Яга говорит:

«Чую, чую, русским духом пахнет.»

Чтение шепотом по ролям, чтение вслух.

III. Проверка домашнего задания

1.Чтение стихотворения В. Берестова « Кошкин щенок» за 1мин. (песочные часы)

2. Чтение наизусть (по желанию)

3. Выразительное чтение стихотворения



IV. Постановка целей урока

А о чем мы сегодня будем читать, узнаете, отгадав загадку.

Маленькие шлюпки по реке — взад и вперед.

Впереди лодочек большой корабль плывет.

Корабль голос подает, шлюпки за собой зовет.(Утка с утятами.)

Сегодня мы познакомимся с рассказом, главными героями которого являются утка с утятами. Это рассказ М. М. Пришвина «Ребята и утята», больше узнаем о самом авторе.

V. Работа по теме урока

  1. Рассказ учителя о М. Пришвине СЛАЙД

Михаил Михайлович Пришвин родился в России, в бедной купеческой семьи, проживавшей недалеко от города Ельца Орловской губернии. Его мать осталась вдовой с пятью детьми. Мальчик видел, как трудно ей растить детей и давать им образование, видел нужду крестьян. И вот он решил, что все люди, как в сказке, находятся в плену у Кощея Бессмертного — в мире, где царит зло. А он должен разорвать его цепь. Добро должно одержать победу над злом. Эти детские воспоминания он описал в романе «Кощеева цепь». Он получил хорошее образование в Германии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Пришвин очень любил природу, умел замечать в природе то, что другие не видели. Поэтому все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Вот некоторые из его книг. (Выставка книг и краткий рассказ о некоторых произведениях.)





2. Словарная работа.

- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.


Чирок-свистунок –- это маленькая дикая уточка. А подробнее о ней расскажет Эльмаз:

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких диких уток, вес ее около 300 граммов. От всех других уток отличается ярким зеленым зеркальцем на крыле. Селятся свистунки у окраин водоемов , в местах, где имеются кустарники, там они прячут свои гнезда. Как только самка садится высиживать птенцов, селезень навсегда от нее улетает. Птенцы с первых дней умеют бегать, нырять и добывать корм. Утка оберегает их от опасности, подавая  голосовой сигнал, после которого они прячутся в густой траве . Интересно наблюдать за тем, как чирок добывает корм– опускает вниз голову  и клювом ищет различных моллюсков, червей, насекомых.

Холм –возвышение на поверхности земли. Слайд

  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. (слайд)


  • Паровое поле –отдыхающее от посевов поле. (слайд )


  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд )



Кузница – помещение, где работают кузнецы.(слайд)

3.Первичное восприятие текста

Выразительное чтение рассказа учителем: дети следят по учебнику.

4.Первичная проверка понимания

- Понравился вам рассказ?

- Какой это рассказ: развлекательный или поучительный?

- Куда уточка вела своих утят?

- Что стали делать мальчики?

- Зачем они это делали?

- Как вела себя уточка?

- Что автор приказал сделатьребятам?

- Мальчики его послушали?

- Что сделала мама-уточка?

- Чем закончился рассказ?


VI. Физкультминутка «Танец утят»



VII. Закрепление изученного

1.Подготовительная работа перед выразительным чтением

  • Прочитайте слова на экране. Сначала по слогам, затем целыми словами:

раз-ли-ва-лось - разливалось

заш-вы-ря-ли - зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла - перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые



  • Как автор разговаривал с мальчиками? (строго, очень сердито)

  • С какой интонацией будем читать его слова?

  • Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем? (радостно, весело)

2.Выразительное чтение : -по цепочке,

- «жужжащее чтение»

- чтение с остановками

- чтение «на буксир» и т.д.

Слайд ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.


3. Выборочное чтение

- Где шла уточка в местах, открытых для глаз человека?

- Что стали делать ребята, когда увидели утят?

-Как вела себя уточка, пока дети ловили утят?

-Что приказал автор ребятам?

- Как вела себя уточка, когда они вернули утят и ушли?

- Что делали и кричали мальчики на прощание?


4. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл, найдите те из них, которые подходят к рассказу М. Пришвина.

• Всякий человек в деле познается.

• Кто скоро помог, тот дважды помог.

• За правое дело стой смело!


  1. Работа в парах

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение.

Работа по карточкам- тестам и проверка в парах:


п/н

Вопрос

Ответ +/-

1.

Произведение «Ребята и утята» - это сказка

-

2.

Главными героями были дети и семья уточки

+

3.

При встречи с утятами ребята пропустили их вперед

-

4.

Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

+

5.

Пришвин разговаривал с ребятами ласково

-

6.

Ребята смогли объяснить свой поступок

-

7.

Уточка бросила своих утят

-

8.

Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды

+



6. Беседа по содержанию рассказа и определение главной мысли рассказа.

А теперь послушайте аудио запись . (Включается запись криков самки уток – чирков.)

Как вы думаете, что вы услышали? Какой это крик? Спокойный или тревожный?

Ребята, так кричала уточка –мать, боясь потерять своих деток. Что вы сейчас почувствовали?

Вам было жалко уточку?

Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: веселые, жестокие или глупые?

Как вы думаете, почему ребята совершили этот ужасный поступок?

Потом они поняли, что поступили плохо?


Давайте напомним им правила поведения в лесу. (работа с плакатом)

Опираясь на картинки, ребята называют правила поведения в лесу.


-Как бы вы поступили на месте ребят?

– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
( Не совершать бездумных поступков.Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, защищать животных и оказывать им помощь.)




VIII. Рефлексия

-М. М. Пришвин очень любил природу и свою Родину. Природу и Родину он рассматривал, как единое целое. Он говорил: «Любить и охранять природу – значит любить и охранять родину!»

Подготовленные дети читают стихи:


1.Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья.

2. Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

3. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!

Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, у каждого из вас к парте прикреплен маленький утенок. А у меня- мама-уточка. На доска- большое лесное озеро.

Если вам понравился урок, нежно и бережно перенесите своего утенка на озеро.

(звучит музыка «В мире животных», желающие дети прикрепляют утенка к доске)

А теперь- сюрприз: закройте глазки и наша картина оживет.

(видео запись «Уточки- чирки на озере»)


IX. Домашнее задание: стр.132 – 134 (читать), доп. задание- краткий пересказ).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!