Конспект урока во 2 классе МБОУ Степновская школа
2023- 2024 уч.год
Предмет: «Литературное чтение»
учитель: Филенко Лала Александровна
Конспект урока по литературному чтению во 2-ом классе
Дата:
Тема: Даниил Хармс. «Веселые чижи».
Тип урока: комбинированный
Цели: продолжить знакомить детей с творчеством Д.Хармса; развивать внимание, умение подбирать рифмы, продолжать совершенствовать навык выразительного чтения и четкую дикцию; воспитывать интерес к творчеству детских поэтов.
Формируемые УУД:
Регулятивные: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения, умение слушать и понимать речь других, вступать в диалог, сотрудничать в парах и группах.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки для проведения рефлексии, ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворение Д.Хармса «Вы знаете».
3. Сообщение темы урока. Целеполагание.
- Сегодня на уроке мы вместе прочитаем еще одно стихотворение Д.Хармса и поиграем в его любимые игры – игры со словами.
- Тема нашего урока «Даниил Хармс. «Веселые чижи».
- Какие цели стоят перед нами? (Ответы детей)
4. Работа по теме урока
1.Чтение стихотворения «Весёлые чижи»
- Мы сегодня познакомимся с вами с новым стихотворением Д.Хармса «Веселые чижи».
- Откройте страницу 170 и посмотрите на это стихотворение, оно чем то похоже на песню. В нем есть куплеты и припев. Я буду читать куплеты, один ученик в припеве всегда будет читать слово «Чиж», а все остальные будут читать остальные слова после слова «Чиж» по цепочке.
- Но прежде чем начать читать, давайте разберём незнакомые слова.
Словарная работа.
Судомойка – женщина, которая моет посуду.
Кухарка – от слова кухня, повар.
На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник.
Кочерёжка – кочерга.
Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки.
Тетёрка – тетерев.
Таратайка - двухколесная повозка.
Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты.
Оглобля – длинный брус, который крепится к оси колеса, а другим концом к дуге и хомуту лошади.
- А какие слова не требуют объяснений? (Из последнего припева.Это звукоподражательные слова).
Чтение по цепочке
- Как вы оцениваете свою работу? Весело получилось?
Повторное чтение стихотворения несколько раз по цепочке.
Беседа по вопросам:
О чем это стихотворение?
Кому посвящено это стихотворение?
Почему в этом стихотворении чижей сравнивают с детьми?
5. Физкультминутка.
6. Изучение нового материала.
Работа в группах
1.Игры со словами.
- Помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных слов.)
- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.
- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили by ClickCaption"ИГРАТЬ by ClickCaption" со словами. Поиграем и мы.
- На карточках для каждой группы строки, но у них не будет конца, вы должны его отгадать.
Та-та-та-та –
В нашем доме три …(кота)
Ты-ты-ты-ты –
У них рыжие… (хвосты)
То-то-то-то –
Почитай стихи ...(Барто)
Ту-ту-ту-ту –
Ты любимому…(коту)
- Доскажите строчку. Будьте внимательны!
Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только…(мальчики).
Коньком на льду чертили стрелочки,
В хоккей играли только … (девочки).
2.Конкурсное чтение стихотворения.
(Если останется время провести конкурс на лучшего чтеца)
7. Итог урока. Рефлексия.
- С чем вы познакомились на сегодняшнем уроке?
- Какое у вас настроение после нашего урока?
- Что помогло создать такое настроение?
- Оцените свою работу на уроке Знаком «!», «?»
- Какой момент урока больше всего понравился?
- У кого были какие-то трудности?
8. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение Д.Хармса «Веселые чижи» стр. 170-173 (не менее пяти столбиков).