СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению.

Категория: Литература
Тема: Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

 Цель урока:

  • познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;

Планируемые результаты:

пробудить интерес к творчеству поэта;

раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание; 

развивать навыки выразительного чтения;

развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;

воспитывать любовь к природе.

 

Оборудование урока: осенние пейзажи (мозаика),  аудиозапись  фрагмента из цикла  «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку , текст стихотворения, таблица – помощница для выразительного чтения, учебник литературного чтения 3 класс, текст с деформированными пословицами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению.»

Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

 Цель урока:

  • познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;

Планируемые результаты:

пробудить интерес к творчеству поэта;

раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание; 

развивать навыки выразительного чтения;

развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;

воспитывать любовь к природе.


Оборудование урока: осенние пейзажи (мозаика), аудиозапись  фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку , текст стихотворения, таблица – помощница для выразительного чтения, учебник литературного чтения 3 класс, текст с деформированными пословицами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем

Наши знанья пополнять.

II.Актуализация знаний.

Ребята, я хочу предложить вам прослушать фрагмент музыкального произведения из цикла « Времена года» П.И. Чайковского. Постарайтесь определить его настроение.

А)Работа над музыкальным произведением «Времена года» П. И. Чайковского.

Звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

(прослушивание произведения с закрытыми глазами)
Какие чувства возникли при прослушивании?
В какое время года приглашает нас это чудесное мелодия?
Почему вы так думаете?

-Скажите, какая бывает осень? (ранняя, поздняя и …

Б) Работа с мозаикой

-Ребята, сейчас мы с вами выполним небольшое творческое задание в группах

У вас на столах лежит мозаика. Соберите её.(учащиеся собирают картины с изображением поздней осени)

-Что изображено на картине у первой группы?

-У второй?

- У третьей? (поздняя осень)

- Почему вы так решили?

III. Самоопределение к деятельности.

-Прослушайте небольшое стихотворение.

Слайд 2.

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне.

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошёл прекрасный наш поэт.

Он – гений, в этом спору нет.

Какому гениальному поэту посвящены эти строчки? Почему?

Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.

-А вы все знаете А.С. Пушкина?

-Сейчас проверим. (Слайд 3)

- На слайде несколько портретов. Найдите портрет А.С. Пушкина и подпишите его.

IV.Сообщение темы и целей урока.

-Мы с вами прослушали мелодию об осени, собрали картины поздней осени, нашли портрет Пушкина.

А теперь ребята постарайтесь сформулировать тему урока.

V. Изучение нового материала.

А) Биография Пушкина

  • Рассмотрите его портрет? Каким вы представляете себе поэта? (задумчивым , сосредоточенным)

Слайд 4

  • Что можете сказать о его внутренних качествах?

  • Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии».

  • Биография А.С. Пушкина ( читает подготовленный ученик)

На уроке мы познакомимся с отрывком из Романа А.С Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться выразительно читать стихотворения.

 . Работа с новым произведением.

  1. Подготовка к восприятию произведения.

Слайд 5.

-Какое время года больше всего любил А. С. Пушкин? Прочитав слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы, вы ответите на этот вопрос.

О Ь

К ЯО Ь А

СО З

Т Н Р

Л

Е Ф

Слайд 6.

  • А. С. Пушкин… Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение, особое состояние, «блаженное расположение духа…». Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.

  • Какую осень изобразил Пушкин в отрывке из романа «Уж небо осенью дышало…» мы узнаем, послушав это стихотворение.

  1. Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста. ( звучит фонограмма)


  1. Проверка первичного восприятия произведения.

  • Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?

  • Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?

  • Созвучно ли оно с вашим настроением?

  1. Словарная работа.

Слайд 7.

  • П

    сень

    освобождалась от покровов (листвы)

    ри чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.



караван

покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь







обнажаласьан

группа следующих друг за другом объектов




  1. Чтение произведения учащимися и анализ.

Слайд 8,9

- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:дышал…? ( о человеке)

- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?

- Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)

  • Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.

  • Почему поэт называет его покров таинственным ? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)

  • Почему он говорит ,что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)

- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)

- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)

- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)

- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)

- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)

- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)

- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)

- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?

Физминутка « Фонарики»


Наблюдение над аллитерацией слайд 10

Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (слово напечатано на доске (звуковые повторы согласных звуков), которые помогают создать звуковой образ (на доске напечатаны строки из стихотворения).

ЛеСов таинСтвенная Сень

С пеЧальным Шумом обнаЖалась

- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.

- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)

- Какое по настроению это стихотворение ?

- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)


6. Работа над выразительностью

Работа с таблицами слайд11

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок стихотворения. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.

Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:

- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;

- точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;

- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.


1. ПАУЗЫ

№ п/п

Знаки препинания

Счёт

Обозначение

1

,

Раз

I

2

. ― :

Раз, два

II

3

? !

Раз, два, три

III

4

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

5

После прочтения заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.


- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.


Упражнения для дыхания: слайд12


а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

Приготовьтесь выразительно читать. (дети читают под музыку, обсуждение выступлений).
Смог(ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроения расскачика?

Чтение за диктором слайд 13

7. Обобщение.
Да, поздняя осень вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Природа вечна жива , а её увядание – тоже часть жизни.
Постараемся и мы почувствовать себя в роли поэта.
( Работа над деформированным текстом стихотворения. Определить последовательность строк. Работа в группах) слайд 14
А.С. Пушкин был мастером слова. Он умел нарисовать словесные картины так, что читая произведения, мы легко их представляем. Давайте вспомним , как описывает осень в своих пословицах народ. Я предлагаю вам выполнить ещё одно творческое задание « Собери пословицу» (Работа в группах) слайд 15

VI. Подведение итогов.

- Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?

- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.

 

VII, Рефлексия. Слайд 16

- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба. Благодаря поэзии , мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.

И хочется закончить наш урок словами: слайд 17

У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.


VIII. Итог урока. Сегодня все хорошо поработали, молодцы . Спасибо за работу!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!