Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Цель урока:
Планируемые результаты:
пробудить интерес к творчеству поэта;
раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
развивать навыки выразительного чтения;
развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование урока: осенние пейзажи (мозаика), аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку , текст стихотворения, таблица – помощница для выразительного чтения, учебник литературного чтения 3 класс, текст с деформированными пословицами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья пополнять.
II.Актуализация знаний.
Ребята, я хочу предложить вам прослушать фрагмент музыкального произведения из цикла « Времена года» П.И. Чайковского. Постарайтесь определить его настроение.
А)Работа над музыкальным произведением «Времена года» П. И. Чайковского.
Звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
(прослушивание произведения с закрытыми глазами)
Какие чувства возникли при прослушивании?
В какое время года приглашает нас это чудесное мелодия?
Почему вы так думаете?
-Скажите, какая бывает осень? (ранняя, поздняя и …
Б) Работа с мозаикой
-Ребята, сейчас мы с вами выполним небольшое творческое задание в группах
У вас на столах лежит мозаика. Соберите её.(учащиеся собирают картины с изображением поздней осени)
-Что изображено на картине у первой группы?
-У второй?
- У третьей? (поздняя осень)
- Почему вы так решили?
III. Самоопределение к деятельности.
-Прослушайте небольшое стихотворение.
Слайд 2.
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.
Какому гениальному поэту посвящены эти строчки? Почему?
Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.
-А вы все знаете А.С. Пушкина?
-Сейчас проверим. (Слайд 3)
- На слайде несколько портретов. Найдите портрет А.С. Пушкина и подпишите его.
IV.Сообщение темы и целей урока.
-Мы с вами прослушали мелодию об осени, собрали картины поздней осени, нашли портрет Пушкина.
А теперь ребята постарайтесь сформулировать тему урока.
V. Изучение нового материала.
А) Биография Пушкина
Слайд 4
Что можете сказать о его внутренних качествах?
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии».
Биография А.С. Пушкина ( читает подготовленный ученик)
На уроке мы познакомимся с отрывком из Романа А.С Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться выразительно читать стихотворения.
. Работа с новым произведением.
Подготовка к восприятию произведения.
Слайд 5.
-Какое время года больше всего любил А. С. Пушкин? Прочитав слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы, вы ответите на этот вопрос.
О Ь
К ЯО Ь А
СО З
Т Н Р
Л
Е Ф
Слайд 6.
А. С. Пушкин… Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение, особое состояние, «блаженное расположение духа…». Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.
Какую осень изобразил Пушкин в отрывке из романа «Уж небо осенью дышало…» мы узнаем, послушав это стихотворение.
Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста. ( звучит фонограмма)
Проверка первичного восприятия произведения.
Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
Созвучно ли оно с вашим настроением?
Словарная работа.
Слайд 7.
караван
покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь
обнажаласьан
группа следующих друг за другом объектов
Чтение произведения учащимися и анализ.
Слайд 8,9
- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:дышал…? ( о человеке)
- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?
- Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)
Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.
Почему поэт называет его покров таинственным ? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
Почему он говорит ,что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)
- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)
- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)
- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)
- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)
- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)
- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?
Физминутка « Фонарики»
Наблюдение над аллитерацией слайд 10
Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (слово напечатано на доске (звуковые повторы согласных звуков), которые помогают создать звуковой образ (на доске напечатаны строки из стихотворения).
ЛеСов таинСтвенная Сень
С пеЧальным Шумом обнаЖалась
- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.
- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)
- Какое по настроению это стихотворение ?
- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)
6. Работа над выразительностью
Работа с таблицами слайд11
При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок стихотворения. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.
Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:
- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
- точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
1. ПАУЗЫ |
№ п/п | Знаки препинания | Счёт | Обозначение |
1 | , | Раз | I |
2 | . ― : | Раз, два | II |
3 | ? ! | Раз, два, три | III |
4 | Красная строка | Раз, два, три, четыре | IIII |
5 | После прочтения заглавия | Раз, два, три, четыре, пять | IIIII |
- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.
- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.
Упражнения для дыхания: слайд12
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
Приготовьтесь выразительно читать. (дети читают под музыку, обсуждение выступлений).
Смог(ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроения расскачика?
Чтение за диктором слайд 13
7. Обобщение.
Да, поздняя осень вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Природа вечна жива , а её увядание – тоже часть жизни.
Постараемся и мы почувствовать себя в роли поэта.
( Работа над деформированным текстом стихотворения. Определить последовательность строк. Работа в группах) слайд 14
А.С. Пушкин был мастером слова. Он умел нарисовать словесные картины так, что читая произведения, мы легко их представляем. Давайте вспомним , как описывает осень в своих пословицах народ. Я предлагаю вам выполнить ещё одно творческое задание « Собери пословицу» (Работа в группах) слайд 15
VI. Подведение итогов.
- Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?
- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.
VII, Рефлексия. Слайд 16
- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба. Благодаря поэзии , мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.
И хочется закончить наш урок словами: слайд 17
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.
VIII. Итог урока. Сегодня все хорошо поработали, молодцы . Спасибо за работу!