5 класс
Крымскотатарский язык
Тема: « Обращение»
Тип урока: урок открытия нового знания;
Цель урока:
- познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи, учить видеть обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; ставить знаки препинания в предложения с обращением; строить схемы предложений с обращением; выразительно читать предложения с обращениями.
-развивать умение использовать обращение в речи, отличать обращение от подлежащего;
-воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Планируемые результаты: находить информацию в тексте, устанавливать аналогии с помощью учителя и самостоятельно, учить отличать подлежащее от обращения; представлять информацию в развернутом виде (схеме):
регулятивные : выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе; оценивать степень успешности, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать другого в группе, в паре;
личностные: пользовать правилами поведения, признавать свои ошибки.
Ход урока:
1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:-Селям алейкум! Мы сегодня собрались для того, чтобы проверить наши знания и получить новые. Улыбнёмся друг другу и начнём урок.
-Какое у вас настроение? (хорошее)
2.Введение в тему. Актуализация знаний.
Работа с предложениями.
«Балалар, мында келинъиз»,- деди оджа. («Ребята, идите сюда»,-сказал учитель.)
«Балалар, китаплар алып кельдинъизми?»-деп, сорады оджа. («Ребята, вы принесли учебники?»-спросил учитель.
«Талебелер, мукъайт олунъыз»,-деди оджа.
(«Учащиеся, будьте внимательны»,-сказал учитель)
Учитель: -В этих предложениях учитель обращается к ученикам. С помощью каких слов обратился учитель? (балалар, талебелер)
-Можете ли вы сформулировать тему урока?
(Тема урока – обращение.)
- Запишите дату, тему урока.(Хитап-Обращение)
3.Формирование новых знаний.
- Учитель: Сегодня мы начнем знакомиться с обращением, с его использованием в речи.
Работа с учебником. Упражнение 94. Наблюдения.
Работа с таблицей на стр. 41. Знакомимся с постановкой знаков препинания и построением схем.
Учитель: -Первое открытие мы с вами уже сделали. Обращение называет того, к кому обращаются с речью и не является членом предложения.
Выводы после наблюдений:
– Кого называют обращения? (Обращение называет того, к кому обращаются с речью.)
– Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…
4. Закрепление новых знаний.
Упр.95. По данным схемам построить предложения.
Упр 96. Найдите обращения и выделите их знаками препинания.
Упр.97.
5.Итог урока.
Учитель: -Над какой темой мы работали весь урок?
6.Оценки за урок.
7.Домашнее задание: упр.98, стр. 42.