СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" (5 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства;
  • подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоев населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев;
  • развивать логическое мышление;
  • продолжить работу по формированию исторических понятий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" (5 класс)»

Урок в 5 классе по теме: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Цели урока:

  • показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства;

  • подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоев населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев;

  • развивать логическое мышление;

  • продолжить работу по формированию исторических понятий.

Новые понятия: закон

Ход урока

Организационный момент

На прошлом уроке мы с вами уже познакомились с Междуречьем (или Двуречьем), его природой, занятиями жителей, религиозными верованиями, клинописью. Сегодня мы продолжим путешествие в Древнее Двуречье, узнаем много нового, интересного.

Изучение нового материала

I. Постановка учебной задачи

В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден чёрный базальтовый столб. (Слайд 2). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон  столб покрыт ровными рядами клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трёх величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увёз этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.

– Как вы думаете, чем уникален этот столб? (Предполагаемые ответы учащихся: потому что древний, единственный, может быть, текстом, может изображённой сценой и др.)

Вывод учителя: Вы правы. Итак, мы с вами выяснили, что этот столб уникален тем, что на нём начертана надпись, имеющая очень важное значение для древнего государства.

– Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?
(Предполагаемый ответ учащихся: Базальт – очень прочный камень, значит, будет стоять очень длительное время).

- Если этот столб содержит важную надпись для государства, то что, по вашему мнению, могло быть написано на нём?

Содержание текста, видимо, касается всех жителей страны, т.к. столб стоял на открытой местности и текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья.

Каково содержание текста, высеченного на столбе, сегодня на уроке мы должны выяснить.

II. Решение учебной задачи

Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд 3-6). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд 7). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.

В каком веке правил Хаммурапи?

А в какой половине XVIII века до н.э. века, первой или второй? Обратите внимание – до н.э., значит, счёт лет идёт назад.

А что вам известно о личности вавилонского царя Хаммурапи?

– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе.

Как вы думаете, кто эти люди? (Слайд 8)

Учащиеся высказывают свои предположения (бог и царь Хаммурапи).

- Значит, от кого мог Хаммурапи получить свою власть?

Учёным удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (Слайд 9)

"Когда высокий Анум,… владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку (главный бог вавилонян) первородному сыну Эа, владычество над всеми людьми, … Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей  света и основали в нем вечное царство, фундамент которого прочен, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… призвали меня для блага народа".

У вас на партах лежит карточка № 1 с заданиями. Найдите её и ответьте на вопросы к данному слайду.

Задание: проанализируйте текст и ответьте на вопросы:

1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми? (Чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого)
2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в стране? (С помощью законов)

- А что такое закон?

Вывод: (Слайд 10)

- Почему законы обязательны для всех жителей страны?

Вывод: законы устанавливаются государством для поддержания порядка и стабильности в стране, нарушение законов влечёт наказание со стороны государства.

- Что содержит текст, высеченный на столбе?

Решение задачи: Текст на столбе – это законы, написанные царём Хаммурапи.

- Давайте представим себя в роли исследователей и практически поработаем с законами Хаммурапи.

III. Изучение законов царя Хаммурапи

Работа в группах.

Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».

7. Если человек* купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмёт на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, то этот человек – вор, его должны убить.
42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нём хлеба, то его должны изобличить* в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.
53. Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
55. Если человек открыл свой арык* для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.
274. Если человек нанимает мастеров, то наёмную плату... кирпичного мастера... плату ткача... плату камнереза... плату столяра... плату кожевника, плату плотника... плату корзинщика... плату строителя... В день он должен давать".

Словарь непонятных слов:

1)человек – полноправный житель Вавилонского царства;

2)арык – канал.

3) изобличить – показать, обнаружить, разоблачить

Отрасли хозяйства

Примеры из законов Хаммурапи

Земледелие: какие культуры выращивали?

 

Скотоводство: каких животных разводили?

 

Ремесло: какие ремесленные профессии были известны?

 

Дополнительные вопросы: что вы узнали о хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?

Статьи законов для второй группы:

1. Если человек* станет обличать* под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.      
6. Если человек украдёт достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.
195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.
196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
202. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину* серебра.
205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Словарь непонятных слов:

1)человек – полноправный житель Вавилонского царства;

2)мина – мера веса, равная 0,5 кг.

3) обличать – показать, обнаружить, разоблачить

Вопросы к документу: объясните происхождение выражения: "око за око, зуб за зуб". Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

Статьи законов для третьей группы:

15. Если человек* выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума*, то его должно убить.
19. Если человек держит беглого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрёт в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.
116. Если заложник умрёт в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить*… и, если взятый в залог – сын человека, должны казнить его сына.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Словарь непонятных слов:

1)человек – свободный, полноправный житель Вавилонского царства;

2)мушкенум – свободный, но неполноправный подданный;

3)изобличить – показать, обнаружить, разоблачить

Вопросы к документу: какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков (кредиторов)?

После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом.

IV. Вывод: Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей Вавилонии (слайд 11).

Они защищали:

  • честный и добросовестный труд;

  • частную собственность;

  • своих подданных от обращения в рабство;

  • семью и права детей.

Законы сурово наказывали за преступления.

По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы частично они соответствовали действительности.

V. Рефлексивно-оценочный этап

Слайд 12: приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.

Преступление

Наказания

1. Если сын ударит своего отца…

А)...то должно выбить его глаз.

2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей…

Б) …то должно выбить его зуб.

3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе…

В) …то ему должно отрубить руку.

4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей…

Г) …то должен починить за собственное серебро.

5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то…

Д) …то должно отрезать ему ухо.

Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Д, 5-Г

Подведение итогов. Выставление оценок

Задание на дом: § 14, вопросы и задания к параграфу


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!