СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории в 5 классе Древняя Спарта

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории в 5 классе Древняя Спарта»

37. Древняя Спарта


Цель: ознакомление учащихся с общественным и государственным устройством Спарты для создания целостного представления о Древней Греции.


Задачи:

Образовательные:

  • рассмотреть географическое положение Спарты на территории Древней Греции

  • охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев.

  • рассмотреть систему управления Спарты

Развивающие:

  • продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме.

  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • продолжить развитие навыков критического анализа текста;

  • продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий.

Воспитательные:

  • вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям – илотам;

  • воспитывать познавательный интерес к изучаемой теме и предмету в целом.


Тип: изучение нового материала.


План урока:

1. Географическое положение Спартанского государства

2. Спартанцы и илоты

3. Управление Спартой

4. Спартанское воспитание


Основные понятия урока:  спартанцы, илоты, лаконичная речь



Ход урока

    1. Оргомент


    1. Актуализация знаний

Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Греции было много. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государство. 

? Что нам нужно изучить? (Древнюю Спарту)

? Теперь посмотрите на название темы, скажите, что нам нужно узнать на уроке? (кто жил? чем занимались?)

Познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты, особенностями полиса. Кроме того, мы с вами попытаемся сравнить Спарту с Афинами: чем же отличаются эти два полиса друг от друга, а чем они похожи между собой, для этого в ходе урока продолжим с вами заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты. Колонка Афины у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте.

? Ребята скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о Древней Спарте? (в Спарте детей сбрасывали с обрыва)

? А почему? (Ученики дают разные ответы)

Учитель подводит итог: Вот это и многое другое мы с вами и попытаемся выяснить.


Перед началом изучения новой темы давайте определимся, по какому плану будем работать. 

? С чего всегда нужно начинать изучение нового государства? (необходимо познакомиться с его положением на карте, природными особенностями, населением, проживающим на территории государства и его занятиями, государственной властью, образом жизни и культурой)


    1. Изучение новой темы


Географическое положение Спартанского государства.

Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес, что означает «остров Пелопса».

Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Пришедшие с севера греческие племена постепенно подчинили себе области Мессению и Лаконику. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.


Спартанцы и илоты

Чтобы понять, как жили спартанцы, необходимо познакомиться с природными условиями Спарты. Область Лакония, где располагалась Спарта, представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Еврот. Гаваней, удобных для мореплавания, в Спарте не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды.


? Предположите, каким занятиям населения благоприятствовали природные условия Спарты?

Спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом. У них не были развиты ни наука, ни искусство.

? Почему они так организовали свою жизнь?


Работа с историческим документом

«Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.

Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты»


? Какое занятие у спартанцев было самым главным? (военное дело)


(для слабого класса ) Категории населения:

Спартанцы – это полноправные жители этого государства, собственно его граждане. Только они имели право на участие в управлении государством.

Периэки – свободное население, потомки коренных жителей Лаконики. Когда-то они добровольно подчинились дорийцам. Они занимались торговлей и ремеслом и только, чем-то другим им заниматься было запрещено. В управлении государством они не принимали участия и должны были платить дань спартанцам.

Илоты – закабаленное население, коллективная собственность спартанцев. Они должны были заниматься только земледелием, обрабатывать землю спартанцев, земля была поделена между спартанскими семьями и илоты, предки которых жили на этой земле, обрабатывали участки спартанцев. Некоторые историки называют илотов рабами в Спарте. Но они отличались от рабов из других полисов. Они были греками (в других полисах Греции спартанцев осуждали за то, что они закабаляли греков). Жили на земле своих предков, жили семьями, продавать их было нельзя, они принадлежали не отдельно взятому спартанцу, а всему государству.


(для сильного класса) Задание: прочитать п.1 § 31 с.147

? Кого называли илотами? (илоты – рабы, принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения)

? Какие обязанности существовали у илотов? (вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов)

? Как обращались с илотами спартанцы? (спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними, надсмехались. Например, заставляли илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству)


Учитель рассказывает о периэках


Работа с иллюстрацией (стр. 147)

Давайте посмотрим, как выглядел спартанец в бою. Ученик описывает, как выглядит спартанец и строит свои догадки почему он так одет: шлем, щит, копье, короткий меч, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса.

Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета.

? Почему спартанцы носили во время войны красную одежду? (красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем)


Управление в Спарте.


Во главе государства стояли два царя – полководца из разных родов и Совет из 28 старейшин, который решал все важные вопросы. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть царей была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству.

Главной задачей государства было держать в повиновении илотов.


Учитель объясняет систему управления, организует зарисовку в тетрадь схемы управления


Управление в Древней Спарте


Совет старейшин (Герусия)

(обладал неограниченными полномочиями.

Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами)


28 старейшин

(самые достойные не моложе 60 лет (заседали в совете пожизненно))

+

2 царя – военачальники (архагеты), командовавшие войском, обязанности передавались по наследству


Народное собрание

(объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин)

Мужчины – спартанцы, не моложе 30 лет


Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. 


Управление в этом полисе находилось в руках немногих.

Государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова «олигой» - немногие).


? Считаете ли вы систему управления в Спарте справедливой?


Воспитание спартанцев.

А сейчас предлагаю вам погостить в военном лагере Спарты и познакомиться со спартанским воспитанием (сценка или фрагмент видео «Воспитание в Спарте»)

? Понравилась ли вам жизнь в Спарте?

? Кто нес большую ответственность за воспитание? родители или государство?

? Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

? С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

? Почему питание мальчиков было скудным?

? Какой должна быть речь спартанцев?


? Сделайте вывод, для чего нужна была такая система воспитания? Что вам в ней нравится?


    1. Закрепление

? Предположите, чтобы вас могло удивить в Афинах и Спарте. Что могло разочаровать?

? Какое государственное устройство вам больше нравится – афинское или спартанское?


рубрика «Подумайте» в учебнике (стр. 150, в. № 20)


    1. Подведение итогов

? Где бы вам больше хотелось жить в Спарте или в Афинах? Почему?


    1. Рефлексия


    1. Д\З

Заполнить таблицу, п. 30, словарь



Сравнительная таблица Афины и Спарта


Линия сравнения

Афины

Спарта

Местоположение

Аттика

Лаконика и Мессения

Природные условия

Мало плодородных земель

Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бурь)

Много плодородных земель

Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели)

Форма правления

Демократия

Олигархия

Население

Свободные (аристократы и демос)

Метеки (иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда)

Рабы (чужеземцы)

Спартанцы

Периэки

Илоты

Использование труда рабов

Рабы-чужеземцы

Рабы-греки

Занятия

Садоводство

Мореплавание

Виноградство

Скотоводство (овцы, козы)

Ремесло и торговля

Земледелие (илоты)

Война (спартанцы)

Управление

Совет архонтов

Совет пятисот

Народное собрание

археопаг

2 архагета

Совет старейшин

Народное собрание

Реформаторы

Солон

Ликург



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!