ПРИЧИНЫ, ЦЕНА И ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Общие цели: охарактеризовать причины и значение Великой Победы.
Вспомогательные цели: назвать решения Потсдамской конференции, конференции «Большой Тройки»; высказать свою точку зрения на причины вступления СССР в войну с Японией.
Дополнительные цели: дать сравнительную характеристику и проанализировать соотношение сил СССР и Германии в разные периоды войны, объяснить причины изменений; основываясь на данных таблицы «Конференция "Большой Тройки"», проанализировать решения Потсдамской и Ялтинской конференций; участвовать в дискуссии о причинах вступления СССР в войну с Японией и трактовках этого события; определить решающую роль СССР в победе во Второй мировой войне.
Основные понятия и термины: Потсдамская конференция, репарации, Нюрнбергский процесс, Организация Объединенных Наций (ООН), Совет Безопасности ООН.
Важнейшие даты и события:
Апрель-август 1945 г. - международная конференция в Сан-Франциско.
1946 г. - Международные трибуналы в Нюрнберге и Токио.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Тест
П. Изучение нового материала.
План
Потсдамская конференция.
Окончание Второй мировой войны.
Причины Победы.
Цена Победы и итоги войны.
1. Потсдамская конференция.
Выступления обучающихся с подготовленными ранее сообщениями о решениях, итогах и значении Потсдамской конференции.
Обучающиеся заполняют таблицу «Конференции антигитлеровской коалиции».
Беседа по вопросам:
Какие решения были приняты на конференции в Потсдаме?
Кто принимал участие в конференции?
Какие территориальные изменения произошли в мире согласно решениям Потсдамской конференции?
Сравните решения Потсдамской, Ялтинской и Тегеранской конференций.
2. Окончание Второй мировой войны.
Учитель рассказывает о ходе войны на Дальнем Востоке, обозначает цели СССР в войне с Японией, объясняет, почему СССР взял на себя обязательство начать войну с Японией после победы над Германией.
Задания обучающимся:
объяснить, почему США решили использовать атомное оружие в ходе войны;
высказать свою точку зрения о причинах вступления СССР в войну с Японией и высказать свое отношение к трактовкам этого события (новый этап Великой Отечественной войны или отдельная военная операция?).
3. Причины Победы.
Самостоятельное изучение обучающимися текста «Причины Победы» и определение причин победы СССР в Великой Отечественной войне.
Обучающимся рекомендуется назвать, по их мнению, самую важную причину победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В чем проявилось духовное, моральное превосходство советского народа во Второй мировой войне?
4. Цена Победы и итоги войны.
Рекомендуется познакомить обучающихся с фрагментом исторического документа «Людские потери на советско-германском фронте в 1941-1945 гг.»2.
Организуется дискуссия о цене Великой Победы.
Вопрос обучающимся: разделяете ли вы позицию автора очень популярной в свое время песни о войне: «А нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!»?
Свою точку зрения аргументируйте.
Далее обучающиеся с опорой на знания основной школы называют итоги Великой Отечественной войны:
СССР спас человечество от фашизма.
СССР отстоял свою независимость, идеологию.
СССР продемонстрировал некоторые преимущества социалистической системы.
СССР достиг военного превосходства.
Произошел расцвет стратегического таланта Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева.
Возрос международный авторитет СССР: после войны 90 стран заключили дипломатические отношения с Советским Союзом. СССР вошел практически во все международные организации.
В результате войны СССР укрепил свои границы.
В итоге изучения темы учитель подводит обучающихся к выводам:
Победа досталась советскому народу благодаря огромным усилиям.
Победа смогла оправдать многие действия государства по отношению к своим гражданам, которые прежде вызывали горечь и непонимание.
Европейским странам был открыт путь для самостоятельного решения своей судьбы, для развития освободительного движения, в том числе и в странах «третьего мира».
Совместными действиями лидеров антигитлеровской коалиции была создана Организация Объединенных наций (ООН), объявленная гарантом мира и защиты прав человека на Земле.
I II. Закрепление изученного материала.
- Что для вас является символом, условным образом Великой Отечественной войны?
Домашнее задание: § 27. Знать новые понятия, термины, даты и события. Написать эссе «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи».