СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории культуры. 7 класс. "Трапеза".

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучение традиций русского народа, особенностей национальной кухни, воспитание интереса к историческому прошлому своего народа, воспитания патриотизма через изучение истории своей Родины.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории культуры. 7 класс. "Трапеза".»

Конспект урока по истории культуре

в 7-ом классе, школа МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ, Железнодорожного р-на, г. Новосибирска, на тему: «Трапеза», учителя МХК высшей категории, Шиян С.В.

Цель: изучение традиций русского народа, особенностей национальной кухни, воспитание интереса к историческому прошлому своего народа, воспитания патриотизма через изучение истории своей Родины.

Задачи:

  • Обеспечить в ходе занятия усвоение основных понятий. Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, представлять информацию в виде сообщения по теме

  • Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение. Формирование позиции активного слушателя. Формирование общеучебных умений.

  • Формирование позитивного отношения к слову, к отечественной культуре, к носителям этой культуры, формирование коммуникативных умений школьников.

Тип урока: комбинированный урок

Композиция урока: презентация

Формы работы: сочетание групповой и индивидуальной деятельности

Методы обучения:

  • Изучение специальной литературы (статьи);

  • Создание ситуации творческого поиска;

  • Анализ художественного произведения(живопись);

  • Эмоционально-художественное погружение;

  • Наглядно-практический метод

Зрительный ряд: фотографии, картины русских художников

Литературный ряд: Загадки и пословицы, исторические факты.

Материалы: дополнительная информация по теме (см. приложение). Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедийная доска, компьютер



Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие)

  2. Постановка темы и цели урока

  3. Изучение нового материала

  4. Игра, выполненная в Microsoft Office Power Point.

  5. Рефлексия



1.Организационный момент (приветствие)

2.Постановка темы и цели урока



Мотивационный этап: 4 загадки на тему «Трапеза»

7-10 минут

Цель: определение темы урока

1. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

2. В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто –

Есть мясо или капуста.

(Пирожок)

3. Она в коричневом мундире,

Сытнее овоща нет в мире.

На грядке куст её цветёт,

Под ним в земле она растёт.

(Картошка)

4. Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак... (каша)

Как думаете, какая общая тема объединяет все эти загадки, и о чём мы будем сегодня говорить?

Дети определяют тему урока.

Содержательно-деятельностная часть.

Изучение нового материала.

20-25 минут

Давайте запишем определение слова «трапеза», которое даётся в словаре Ожегова (на слайде): «Трапеза - 1. Общий стол для приема пищи в монастыре. 2. Прием пищи, еда в монастыре».

Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент, в котором рассказывается о повседневной крестьянской трапезе (включается видео – «Русское меню», длительность – 56 секунд, с начала до конца).

Итак, крестьянин ел то, что добывал собственным трудом. Его повседневный стол не отличался большим разнообразием. Черный хлеб, каша, щи, квас – главные блюда.

«Хлеб всему голова»

Основой всему всегда оставался хлеб. Хлебом да солью встречали дорогих гостей, приветствовали молодых в день свадьбы. Резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи.

Пекли в деревне в основном черный, ржаной, хлеб. Белый, пшеничный, калач считался лакомством, которое крестьяне могли позволить себе только в праздник. Поэтому, если гостя «калачом не заманить», значит, причина серьезная.

В голодные, неурожайные годы, когда хлеба не хватало, в муку добавляли кору деревьев, отруби (остатки от оболочки зерна, получающиеся после размола). Слова о горьком вкусе крестьянского хлеба надо понимать в прямом смысле.

Служил хлеб и ритуальной пищей. Особый вид хлеба – перепеча (открытая ватрушка диаметром от 4 до 12 см. с начинкой, обычно заливаемой сверху яйцом, либо смесью яйца и молока) - участвовал в свадебном обряде. На Пасху пекли куличи. Блины, известные ещё с языческих времен, символизировали солнце. Как ритуальная пища, блины также были неотъемлемой частью многих обрядов. Блинами кормили роженицу, поминали усопших, и уж, какая Масленица без блинов!

«Красна изба углами, а обед – пирогами»

Русская кухня богата мучными блюдами: пироги, блины, оладьи, пряники. Ни один праздник на Руси не обходился без пирогов. Само слово «пирог» произошло, как считают, от слова «пир» и первоначально означало праздничный хлеб.

В XVII в. было известно не менее 50 их видов: дрожжевые, пресные, слоеные — из разного теста; подовые (подовым пирогом на Руси когда-то называли пирог из кислого дрожжевого теста, испеченный на поду - в топке русской печи, после того как все дрова полностью прогорят и печь раскалится докрасна), и пряженые (пряжеными пирогами на Руси называли пироги, которые жарились с большим количеством масла). Пироги пекли различных форм с абсолютно разными начинками.

Непременным украшением праздничного стола были и пряники. В отличие от пирогов в них не было начинки, но зато в тесто добавляли мед и пряности — отсюда и название «пряник». По форме пряники делали фигурными, в виде какого-нибудь зверя, рыбы.

Весну встречали «жаворонками» — пряниками в виде птицы. Кстати, Колобок, персонаж известной русской сказки, тоже пряник, только шарообразный. Его название произошло от древнего слова «коло» — круг. На русских свадьбах, когда торжество подходило к концу, гостям раздавали маленькие пряники «разгоняй», прозрачно намекая, что пора расходиться по домам.

«Щи да каша – пища наша»

Так любили говаривать в народе. Каша была самой простой, сытной и доступной едой. В XVI в. было известно не менее 20 видов каш - сколько круп, столько и каш. Да и разные виды помола крупы позволяли готовить особую кашу. В Древней Руси кашей называли любую похлебку, сваренную из измельченных продуктов, в том числе рыбы, овощей, гороха.

Многие старинные крестьянские каши — гречневая, пшенная, овсяная — по сей день не сходят с нашего стола. А вот о полбяной каше знают немногие. Полбой называлось злаковое растение — что-то среднее между пшеницей и ячменем. Каша из полбы, грубая на вкус, была пищей бедняков.

Варили ее на свадьбу, на крестины, на поминки. Разновидность каши - поминальная кутья, упомянута еще в "Повести временных лет". В давние времена ее готовили из зерен пшеницы и меда. Также, по обычаю молодых кормили кашей после первой брачной ночи. Этой традиции придерживались даже цари. Свадебный пир на Руси так и назывался - "кашей". Подготовка к этому торжеству была весьма хлопотной, потому и говорили о молодых: "заварили кашу". Если же свадьба расстраивалась, то виноватых осуждали: "с ними каши не сваришь".

Кстати, некоторые исследователи считают кашу праматерью хлеба. По легенде повар, готовя кашу, переложил сверх меры зерна и получил в результате хлебную лепешку.

«Щи — хоть кнутом хлещи»

Щи - еще одна исконно русская еда. Правда, в старину щами называли практически все похлебки, а не только современный суп с капустой. Умение варить вкусные щи, так же как и выпекать хлеба, было обязательным качеством хорошей хозяйки.

«Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит». В XVI в. можно было отведать «щи капустны», «щи борщовы» (борщевик – зонтичное растение), «щи репяны», то есть из репы. С тех пор многое изменилось в рационе питания. Неизвестные ранее картофель, помидоры, прочно обосновались на нашем столе. Многие овощи, наоборот, почти исчезли: например, репа. А ведь в древности она была так же привычна, как капуста. Похлебка из репы не сходила с крестьянского стола, а сама она до появления картофеля считалась в России «вторым хлебом».

Традиционные русские щи варили из свежей или кислой капусты на мясном бульоне. Весной вместо капусты хозяйка заправляла щи молодой крапивой или щавелем. Но далеко не всегда крестьянские щи были с мясом.

Наличие мяса в щах определялось не только достатком семьи. Многое значили религиозные традиции. Дни в году делились на скоромные, когда можно было есть все, и постные, когда церковь запрещала употреблять в пищу мясо и молочные продукты. Постными в течение года считались среды и пятницы. Кроме того, соблюдались продолжительные посты: Великий, Рождественский, Успенский и другие.

Знаменитый французский романист Александр Дюма восхищался русскими щами. Он вернулся из России с их рецептом и включил его в свою кулинарную книгу. Кстати, в Париж можно было захватить из России и сами щи. Русский мемуарист XVIII в. Андрей Болотов рассказывает, как зимой путешественники брали с собой в дальнюю дорогу замороженные щи. На почтовых станциях по мере надобности их разогревали и ели.

Напитки Древней Руси

Любимым напитком на Руси был квас. Существовали разные его виды: медовый, грушевый, вишневый, клюквенный, яблочный. Но его ценность ограничивалась не только вкусовыми качествами. Квас да кислая капуста были единственными средствами спасения от цинги (болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и выражающаяся в разрыхлении и кровоточивости дёсен) во время долгих зим, когда питание крайне скудно. Квас был доступен каждому. На его основе готовили многие блюда — окрошку, ботвинью, тюрю.

Ботвинью делали из кваса и отварной ботвы некоторых растений - свеклы, например, отсюда и название – «ботвинья». Тюря считалась пищей бедных - кусочки хлеба в квасе или в воде были порой их основной едой.

Кисель такой же древний напиток, как квас. Впервые он упоминается еще в «Повести временных лет». Распространенным напитком на Руси также было пиво.

Обычаи крестьянского стола

Давайте посмотрим видеофрагмент о том, как проходила трапеза у крестьян в XVI или XVII в. (видео 32 секунды, от начала до конца).

Трудно сказать точно, сколько раз в день ели крестьяне в XVI или XVII в. «Домострой» говорит о двух обязательных трапезах - обеде и ужине. Давайте запишем, что такое «Домострой» - это анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы (ученики записывают).

Трапеза в крестьянской семье напоминала священнодействие. Первым садился за стол, в красный угол, отец — глава семейства. Строго установленные места в зависимости от возраста и пола имели и другие члены семьи.

Трапезу всегда начинали с благодарственной молитвы.
Пищу подавала хозяйка — мать семейства или невестка. В большой семье ей некогда было присесть к столу во время обеда, и ела она одна, когда все уже были накормлены.

Перед едоком на столе лежала деревянная ложка и кусок хлеба. Жидкую пищу из общей большой миски каждый черпал своей ложкой. Есть полагалось не спеша, не обгоняя друг друга. Нельзя было есть «вприхлебку», то есть зачерпывать похлебку дважды, не откусив хлеба. Гущу, куски мяса и сала на дне миски, делили после того, как была съедена жижа. Причем право выбрать первый кусок принадлежало главе семьи. Брать ложкой сразу два куска мяса не полагалось.

За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, вставать, не закончив есть. Хозяин дома зорко следил за соблюдением правил поведения за столом. Если кто-то из членов семьи по рассеянности или намеренно нарушал их, то в наказание немедленно получал по лбу хозяйской ложкой.

Крестьянский пир — братчина.

На праздники в деревнях нередко устраивали братчины. Братчина – это вид пирования на Руси, совершаемое в складчину, на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского общества.

Складчина - внесение денег или продуктов несколькими участниками для совместного пользования,

На братчинах существовал обычай: собравшиеся пускали по кругу чашу с пивом или медом — братину. Каждый отпивал по глотку и передавал соседу. Собравшиеся от души веселились: пели, плясали, устраивали игры.

Гостеприимство было характерной чертой русского народа. Оценивалось оно, прежде всего хлебосольством. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. «Все, что в печи, на стол мечи», - учит русская пословица. Обычай диктовал чуть ли не насильно кормить и поить гостя, даже если он был уже сыт. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить еще хоть чуть-чуть.

Оценочно-рефлексивный этап

10 минут

Задание на закрепление. Игра, выполненная в Microsoft Office Power Point.

У нас осталось немного времени, давайте выполним небольшое задание для закрепления материала. Представьте, что вы находитесь в XVI веке, в обычной русской деревне, в крестьянской избе. Нам нужно помочь хозяйке этого дома накрыть на стол. Но мы должны использовать только те блюда, о которых говорили во время сегодняшнего урока (в течение урока ученики должны были записывать названия блюд, основываясь на своих записях, они должны выполнить это задание). И выбирать можно также те блюда, которые готовили на праздники, свадьбу или поминки (ученики выполняют задание).

Вывод:

Итак, мы можем сделать вывод, что ели досыта крестьяне только по праздникам. Низкая урожайность, частые недороды, тяжелые феодальные повинности вынуждали отказывать себе в самом необходимом - в питании. Может быть, этим объясняется национальная черта русских - любовь к пышному застолью, которая всегда удивляла иностранцев. Черный хлеб, каша, щи, квас – главные блюда на крестьянском столе.



Методический комментарий

В процессе работы с учебным материалом дети демонстрируют ранее полученные на уроках истории культуры навыки анализа документов и художественных произведений. Учащиеся умеют работать со схемами, словарями символов, справочной литературой.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!