Милагина Марина Васильевна, учитель истории МОУ «Шестаковская ООШ» Московской области Волоколамского района
Тема: Древний Египет.
Урок: Искусство Древнего Египта.
Цели урока: создать условия для знакомства с искусством Древнего Египта (храмы, пирамиды, росписи, скульптура), с основными архитектурными принципами и элементами древнеегипетской архитектуры, скульптуры и живописи; способствовать развитию умений понимать произведения древнего искусства, их художественную и историческую ценность.
Тип и вид урока: изучение и первичное закрепление новых знаний; урок-экскурсия.
Планируемые результаты:
- предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и стран мира;
- личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов;
- метапредметные: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в словесной форме; владение основами принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности.
Основное содержание темы, понятия и термины: Устройство дневнеегипетских храмов. Пирамиды Древнего Египта, их постройка, внутреннее устройство и содержание. Пирамида Хеопса. Сфинкс. Особенности религиозных процессий и обрядов. Каноны живописи и скульптуры.
Пирамида, гробница, саркофаг, пилон, обелиск, аллея сфинксов, колонна, архитектура, скульптура, живопись.
Образовательные ресурсы: учебник, презентация «Искусство Древнего Египта», карточки для проверки домашнего задания.
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД |
1.Организационный момент | Фронтальная. Словесный | Приветствует учащихся. Настраивает на урок. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм | |
2. Проверка домашнего задания | Работа с печатным материалом | Раздает карточки и письменные задания (Приложение 1, 2), слушает рассказ учащихся | Работают с карточками у доски, рассказывают, выполняют письменные задания | Познавательные: используют словесно-символические средства для решения поставленной задачи; воспроизводят по памяти информацию Коммуникативные: используют правила вежливого общения | Работа с карточками, выборочный опрос |
3. Постановка учебной цели | Словесный. Сообщение учителя | Мы продолжаем путешествие по древнему Египту – стане удивительной и богатой. Сегодня мы посетим самые загадочные и таинственные места: храмы, пирамиды, увидим сфинксов, росписи, познакомимся с правилами для художников и скульпторов. Используется презентация, слайд 1-2. | Слушают, делают записи в тетради. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют словесные средства для решения поставленной задачи; Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушают и понимают речь учителя | Работа в тетради |
4. Усвоение новых знаний и способов действия. Египетский храмы | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративная. Рассказ учителя, показ слайдов с иллюстрациями, работа с планом храма, беседа | (Слайд 3) Для своих богов египтяне возводили каменные «жилища» - храмы. Как же выглядел храм? (слайд 4-13) Аллея сфинксов, пилоны, обелиски, статуи фараонов, ворота, внутренние дворики, колонны, торжественный зал, святилище. Внутри храма находилась статуя бога, которому посвящен храм (слайд 14). Религиозный обряд (слайд 15) | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, работают с планом храма, запоминают новые понятия и записывают их в тетради. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на данном этапе урока. Познавательные: получают новую информацию и используют ее при ответе на вопросы, для сравнения, делают выводы; Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других | Рассказ - экскурсия. Беседа по вопросам |
Египетские пирамиды | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями и картой, беседа | На западном берегу Нила возвышаются гробницы фараонов – пирамиды (слайд 17). Пирамида Хеопса и её строение (слайд 17-20). Строительство пирамиды (слайд 21). Внутреннее устройство пирамиды и находки в ней (слайд 22-30) | Слушают учителя. рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, работают с понятиями | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на данном этапе урока. Познавательные: умеют строить речевое высказывание в устной форме; извлекают необходимую информацию из иллюстраций, карты учебника, делают выводы. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Беседа по вопросам, работа с картой и иллюстрациями |
Египетские росписи | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями, беседа | Живописцы украшали стены гробниц росписями (слайд 31-32). Что изображали египетские художники (слайд 33-38). | Слушают учителя. рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, воспроизводят информацию по памяти | Регулятивные: владеют умением выполнять учебные действия в устной речи. Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, ранее полученной информации, анализируют изучаемые объекты. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам |
Египетская скульптура | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. | Сфинксы, Большой сфинкс, загадка сфинкса (слайд 39-41) | Слушают учителя, отгадывают загадку | Познавательные: получают новую информацию и знакомятся с терминами. Коммуникативные: отгадывают загадку вместе | Рассказ, беседа |
Правила для скульпторов и живописцев | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Работа с иллюстрациями и текстом учебника | Египетские художники и скульпторы изображали людей по определенным правилам. Каким? (учебник стр.60, слайд 43-46) | Работают с текстом учебника. Выделяя правила живописи и скульптуры в Древнем Египте, рассматривают иллюстрации | Регулятивные: владеют умением выполнять учебные действия по тексту учебника. Познавательные: получают новую информацию из текста учебника и знакомятся с терминами. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Беседа, работа с учебником и иллюстрациями |
4. Закрепление знаний и способов действий. | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с терминами. | По ходу урока задаются вопросы, в конце урока задание (слайд 47-50). Приложение 3 | Выполняют логические задания | Познавательные: воспроизводят информацию по памяти Коммуникативные: выполняют задание коллективно, в диалоге с учителем и сверстниками | Выполняют задание |
5. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный, сообщение учителя. | Стр. 56 пункт 1 Стр. 57 пункт 2 Стр. 60 правила (слайд 60) | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: воспринимают учебную задачу | Задание в учебнике |
Приложение I.
Карточки для проверки домашнего задания:
Вариант 1. Религия.
Соотнесите: (религия, храм, статуя, жрец, Амон-Ра, Хапи, Сет, Гор, Осирис, Исида, Анубис, Тот, Сехмет) и (вера в богов, жилище богов, изображение бога, служитель бога, Солнце, Нил, пустыня, покровитель фараонов, плодородие, жёны и матери, мертвые, война, письмо).
Вариант 1. Понятия.
Соотнесите: (канал, шадуф, дамба, дельта, оазис, Мемфис, фараон, вельможа, писец, налоги, 3000 г. до н.э., колесницы, мумия, саркофаг) и (искусственное русло, для подъёма воды, плотина с воротами, впадение в море, родник, столица Египта, правитель Египта, знатный человек, сборщик налогов, сбор в пользу государства, образование единого государства, боевая повозка, тело умершего, гроб)
Приложение II
Письменное задание
1. В древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аментис. В переводе это красивое слово означает «запад».
Чем объяснить такое название «страны мертвых»?
2. Известно, что египтяне писали письма умершим. В этих письмах, они упрекали умерших в совершении плохих поступков уже после смерти. Бывало просили о помощи. Например: вдова просила наказать двух негодяев, которые отняли у неё дом.
Писать письмо умершему, с нашей точки зрения, бессмысленно. Но египтяне та не считали. Почему?
3. Животных мучили во все времена только дурные люди, за это их осуждали. В Египте дело не ограничивалось осуждением: за кошку или ибиса человека могли лишить жизни.
Почему?
Приложение III (слайд 47)
1. В гробнице Тутанхамона было найдено множество золотых предметов общим весом несколько тысяч кг. И только три железных предмета: подставку для головы мумии, кинжал и застежка браслета.
Почему так мало железных изделий было в гробнице?
2. В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями.
Почему?
3. Археологи обнаружили, что у некоторых фараонов было несколько гробниц: одна настоящая, остальные ложные.
Как вы думаете, почему?