Информатика 9 класс: Урок №11
Алгоритмы работы с величинами. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера
Учитель: Ибрагимов С.Д. Дата____________
Цель: способствовать формированию у учащихся понятий “данные” и “величина”; представления структуры и принципа хранения данных в памяти компьютера; познакомить с системой команд исполнителя-компьютера; разобрать принципы работы команд присваивания, ввода и вывода; двоичная система счисления; представление чисел в памяти компьютера.
Задачи урока:
Учебная: формирование навыков составления алгоритмов решения задач с использованием команд присваивания, ввода и вывода; перевода чисел в двоичную систему счисления.
Развивающие: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
Воспитывающие: развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих.
II. Объявление темы урока
Алгоритмы работы с величинами. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера (слайд 1)
III. Объяснение нового материала.
Назначение программирования (слайд 2)
Средства программирования (слайд 3)
Информация, обрабатываемая программой, называется данными. Отдельный информационный объект, например число, символ, называется величиной .
Основные типы величин: числовой, символьный и логический. Числовой тип бывает целый и вещественный. (слайд 4)
При составлении алгоритма данные делятся на исходные и результаты. Также в процессе вычислений можно использовать и промежуточные данные.
При работе с данными их нужно где-то хранить. Так как у нас исполнителем является компьютер, то данные, с которыми работает программа, должны находиться в памяти компьютера. Давайте вспомним структуру оперативной памяти компьютера .
Величины, которые меняются в ходе выполнения программы, называются переменными, а те, которые не меняются – постоянными или константами. (слайд 5)
У всякой величины имеются три основных свойства: имя, значение и тип.
Для удобства ячейкам памяти принято давать имя, или идентификатор. Идентификатор составляется из латинских букв и цифр, но первым символом должна быть обязательно буква. Например, X, Y, Sum, а также Max, A5, B1, Min и т.д.
Величина, хранящаяся в ячейке, называется значением ячейки или переменной.
Например, в ячейке под именем X хранится значение 9, в Y: -13, в Sum: -4. Значит, соответственно значение переменной X равно 9, Y = -13, Sum = -4.
Значение константы также хранится в выделенной под нее ячейке памяти.
Теперь рассмотрим типы величин.
Алгоритм работы с величинами составляется из следующих команд:
Команда присваивания – одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами. Запись этой команды имеет следующий вид: (слайд 6)
:= .
Знак “:=” надо читать как “присвоить”.
Эта команда выполняется справа налево. Это инструкция, которая обозначает последовательность действий:
вычислить выражение;
присвоить полученное значение переменной.
Пример: присваиваем Х значение 4, тогда У равен 5*4 = 20.
Пример: (слайд 7-8)
Команда ввода. Запись: (слайд 9)
ввод . Например, ввод А, В, С.
Команда вывода. Запись: (слайд 10)
вывод . Например, вывод Х1, Х2.
Примеры: (слайд 11-12)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера (слайд 13-26)
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
§8-9 изучить, ответить на вопросы