СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по информатике на тему "Безопасный интернет"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроках информатики 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике на тему "Безопасный интернет"»









Февраль, 2021 г.



Всероссийская образовательная акции «Урок цифры».



Урок: «Приватность в цифровом мире».

















Введение. Постановка проблемы

Распространение смартфонов, появление социальных сетей и других интернет-сервисов открыло для людей новые возможности: общаться с близкими и друзьями на большом расстоянии, делать покупки не выходя из дома, быстро распространять и получать информацию.

В то же время этим пользуются и злоумышленники. Персональная и личная информация, попавшая в Сеть, все чаще используется против её владельцев в форме шантажа, буллинга и мошенничества.

Овладение основами цифровой грамотности и знание правил информационной безопасности является неотъемлемой частью жизни современного человека, а умение защитить свою приватность — важный навык 21 века.

Цели и задачи урока



Познакомить учащихся с понятиями «персональные данные»,

«приватность» и «конфиденциальность», сформировать теоретические знания и практические навыки безопасного поведения в сети Интернет и в реальной жизни.

Задачи урока:
  • Сформировать устойчивое понимание вводимых на уроке понятий:

«персональные данные», «приватность» и «настройки приватности».

    • Изучить видеоролик, рассказывающий об информационной безопасности.

    • Познакомить с правилами информационной безопасности, связанными с сохранением приватности.

    • Развить навык предотвращения неприятных ситуаций.

    • В онлайн-тренажере пройти набор заданий, связанных с информационной безопасностью.

    • Обсудить полученный опыт, сформулировать выводы.







План урока



Этап

Содержание этапа

Время этапа

1. Анонс занятия

  • Рассказать, что будет на уроке.

  • Сформулировать для учеников задачу на урок.

  • Обсудить понятия: «персональные данные»,

«приватность» и «настройки приватности».

5 мин

2. Просмотр вводного видеоролик

  • Просмотреть видеоролик по теме урока.

  • Обсудить видеоролик и ответить на вопросы.

10 мин

3. Обсуждение новой темы

  • Обсудить, почему важно сохранять приватность, как это сделать.

  • Обсудить, какие профессии существуют в сфере информационной безопасности.

5 мин

4. Работа за компьютером

  • Продемонстрировать вход в тренажер.

  • Помогать ученикам при возникновении у них затруднений.

20 мин

5. Рефлексия

  • Зафиксировать результат урока.

  • Задать домашнее задание.

5 мин



Сформулируйте цель урока:

«Вы познакомитесь с понятием приватность, узнаете, почему важно хранить свои личные данные в секрете, как персональная информация попадает в Интернет, что с этими данными может сделать злоумышленник, и как предотвратить утечку персональной информации».

  1. Анонс занятия (5 мин)

Поприветствуйте детей и анонсируйте урок:

«Добрый день! Сегодняшний урок проводится в рамках акции «Урок цифры» и посвящен теме «Приватность в цифровом мире». Что такое приватность? Как вы думаете?»

Дайте определение следующим понятиям: «приватность»,

«персональные данные», «конфиденциальность».

  1. Просмотр вводного видео ролика (10 мин) Просмотрите вместе с детьми вводное видео:

«Давайте посмотрим вводное видео к уроку. В видеоролике эксперт

«Лаборатории Касперского» по детской безопасности в Интернете расскажет: как персональные и личные данные попадают в Сеть, как злоумышленники могут этим воспользоваться, а также как уберечь персональные данные и настроить конфиденциальность. Попробуйте записать или запомнить правила информационной безопастности, о которых говорится в видео. Если появятся вопросы, запишите их, чтобы задать после просмотра».

Ответьте на вопросы, которые возникли у ребят после просмотра.

  1. Обсуждение новой темы (5 мин)

Далее предложите ребятам вспомнить правила информационной безопасности, которые помогут сохранить приватность. Можно вызывать желающих к доске, чтобы они записывали свои варианты (если дети назвали меньше 4 правил, посмотрите видео еще раз):

    • При регистрации на сайте, рассказывайте меньше о себе.

    • В социальных сетях изучите «Настройки приватности».

    • Ограничивайте информацию, которой хотите поделиться.

    • Не сообщайте персональную информацию незнакомым людям.

    • Не используйте открытые, неизвестные общественные Wi-Fi сети.

  1. Работа за компьютером (20 мин)

Продемонстрируйте интерфейс входа в тренажер, отправьте учеников за компьютеры. После выполнения своих заданий ребята могут выполнить задания для других возрастов.

Обращайте внимание на задания, которые вызывают наибольшие затруднения.

  1. Рефлексия (5 мин)

Что вам больше всего запомнилось? Кто прошёл все задания?

Какое задание показалось вам самым интересным?

Терминология, используемая на уроке



  • Информационная безопасность — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

  • Приватность в Интернете — это право человека на сохранение в секрете своей персональной информации.

  • Персональная информация — это та информация, по которой можно определить, кто вы.

  • Овершеринг — стремление человека рассказывать окружающим больше, чем стоило бы, заходя слишком далеко с откровенностью и забывая о приватности.

  • Цифровой след — вся информация, которая остается о человеке в Интернете.

  • Конфиденциальность — доступ к информации имеют только определенные



Приватность данных



Чтобы разобраться, как персональная информация может стать общеступной, нужно понять, как информация попадает в Интернет. Есть несколько вариантов:

  • Заполняем анкету при регистрации на ненадежном сайте.

  • Участвуем в сомнительных онлайн-опросах, конкурсах, викторинах.

  • Оплачиваем покупки в Сети на фишинговом сайте.

  • Публикуем посты или сториз в социальных сетях, где рассказываем что-то о себе, отправляем данные в чатах, мессенджерах.

  • Выкладываем фотографии, на которые случайно попадает персональная информация, например, табличка с названием улицы и номером дома.

Но это не единственные способы. Перечисленные выше варианты, касаются конкретных действий самого пользователя, но важно понимать, что влиять на приватность может то, что мы не контролируем напрямую, например:

    • Публикации других людей о нас. Например, друзья размещают совместную с вами фотографию без разрешения.

    • История наших поисковых запросов и посещенных сайтов. Ее обычно собирают поисковые системы, чтобы предложить вам более подходящую рекламу.

    • А также установка и использование сомнительных приложений. Например, приложению «Фонарик» нужен доступ только ко вспышке, но если такое приложение просит доступ к контактам и сообщениям, это повод задуматься. Под видом благонадежного приложения, может на самом деле оказаться зловредное программное обеспечение или рекламный софт.

Чтобы уменьшить риски и сохранить приватность в Интернете надо соблюдать ряд простых правил:

    • Когда регистрируетесь на сайтах, определите, что можно рассказать о себе, а что нет.

    • В социальных сетях используйте «Настройки приватности». Ограничьте доступ незнакомых людей к вашей странице.

    • Если хотите поделиться какой-то персональной информацией, ограничивайте ее в зависимости от ситуации.

    • Не сообщайте персональную информацию незнакомым людям. Мошенники могут маскироваться под знакомых ваших родителей, дальних родственников или сотрудников банка, писать вам в соцсетях или даже позвонить.

    • Пользуйтесь защитными решениями и определителями номеров, а также VPN, когда подключаетесь к неизвестным общественным Wi-Fi сетям.

    • Не переходите по подозрительным ссылкам в социальных сетях, почте или мессенджерах, даже если их прислали знакомые.

    • Когда устанавливаете приложения на смартфон, не давайте им доступ к тем функциям, которые им не нужны. Например, приложению «Фонарик» явно не нужен доступ к вашим фотографиям или камере.

    • Скачивайте приложения и программы только из официальных магазинов приложений.

    • Выходите из ваших аккаунтов после работы за школьными компьютерами или чужими устройствами.

    • Если хотите разместить фотографию со своим другом, не забудьте уточнить у него, разрешает он вам это сделать или нет. То же самое просите делать и по отношению к вам.



    • Используйте двухфакторную авторизацию — это способ защитить свой аккаунт от несанкционированного доступа, даже в том случае, если ваш логин и пароль знают злоумышленники. Обычно это выглядит так: первый рубеж — это логин и пароль, второй — специальный код, приходящий по SMS, в push-уведомлении или электронной почте.

Также давайте вспомним правила, которые касаются паролей. Пароль — это одна из важнейших составляющих вашей приватности. Чтобы пароль был сложным для взлома, нужно придерживаться следующих правил:

    • Если связка логин/пароль «утекла», то как можно скорее поменяйте пароль. Как это узнать? Есть специальные сайты для проверки утечек учетных записей. Обращайте внимание на новости о том, в каких сервисах произошли утечки.

    • Меняйте пароль регулярно.

    • Пароль должен быть надежным: иметь минимум 12 символов, а также содержать прописные и строчные буквы, цифры, специальные символы.

    • В пароле не должно быть общедоступной или личной информации, например, имени вашего питомца или номера телефона.

    • Используйте разные уникальные пароли для разных сайтов.

    • Не храните пароли на листочках, в текстовых файлах на компьютере. Для этого лучше использовать специальные программы

— менеджеры паролей.



















2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!