СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по информатике "Информационные связи в системах различной природы"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по информатике, основан на методических рекомендациях руководителя авторской группы Босовой Л.Л.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике "Информационные связи в системах различной природы"»

Конспект урока «Информационные связи в системах различной природы.

10 класс


Цель:

Определить значимость системного подхода как одного из основополагающих методов изучения науки информатики Решаемые учебные задачи:
  1. расширить и обобщить представления учащихся о системах объектов, о системном подходе;

  2. сформировать у учащихся представление об информационных связях в системах;

  3. сформировать у учащихся представление о системах управления.


Планируемые образовательные результаты:

  • предметные: понимание сущности системного подхода; наличие представлений об информационных связях в системах различной природы, об управлении, о кибернетической модели системы управления;

  • метапредметные: способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • личностные: наличие мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно- техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.

Основные понятия: система, системный эффект, системный подход, управление, система управления, управляющий объект, объект управления, прямая связь, обратная связь.

Электронное приложение к учебнику:
  • презентация «Информационные связи в системах различной природы»;

  • онлайн-тест № 3 «Информационные связи в системах различной природы».

Дополнительные интернет-ресурсы:
  • РЭШ (https://resh.edu.ru). Урок 3. Информационные связи в системах различной природы.

Дополнительные печатные материалы:
  • Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, А. А. Лобанов, Т. Ю. Лобанова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

План урока:

1. Опрос учеников по вопросам параграфа и проверяется наличие выполненных заданий к § 2 (№ 1–9, 11–13).


  1. Для изложения нового материала на уроке используется презентация.

На слайде «Состав системы» (слайд 5) с помощью анимации идёт постепенное приближение от более крупных и сложных систем к более мелким (от планеты до хвоинки под микроскопом). Таким образом обучающимся демонстрируется ответ на вопрос «Что есть система?» и подчёркивается тот факт, что один и тот же объект в одних случаях может рассматриваться как система, включающая в себя другие подсистемы и объекты, а в других – как простой элемент или подсистема, входящая в другую систему. Вопрос о том, что считать системой, а что неделимым элементом, зависит от целей исследования или от поставленной задачи.


  1. Решение задачи на слайде 7

  1. Пронумеруем мешки.

  2. Из 1-го мешка берём 1 монету, из 2-го – 2 монеты, …, из 7-го – 7 монет. 3. В идеале вес должен быть: 10 + 20 + 30 + 40 + 50 + 60 + 70 = 280

граммов.

3)Взвешиваем. Допустим, получили 275 граммов. То есть не хватает 5 граммов. А каждая фальшивая монета легче настоящей на 1 грамм. 5 фальшивых монет взяли из пятого мешка. Значит, фальшивые монеты в пятом мешке.


4. 12 слайд. Привести свои примеры, которые демонстрируют информационные процессы, Примерные ответы на вопрос.

  1. Современная стиральная машина с возможностью выбора режима стирки, установки температуры стирки и т. п.

  2. Утюг с терморегулятором.

  3. Радиоуправляемая детская машинка.

  4. Чувствительные клетки в живых организмах непрерывно получают сигналы от внутренних органов и внешнего мира. По нервным волокнам эти сигналы попадают в мозг, который после анализа посылает обратно команды, которые и управляют работой внутренних органов, поведением организма. Глаз человека, в зависимости от освещённости, изменяет диаметр зрачка: при ярком освещении диаметр зрачка сужается, чтобы уменьшить поступающий в глаза световой поток; в темноте – зрачки расширяются. При прикосновении рукой к чему-нибудь горячему или острому, человек импульсивно отдёргивает руку.

  5. Подсолнух, поворачивающийся вслед за солнцем.

  6. Вся система власти в государстве. Например, работа органов местного управления с жалобами населения.

  7. Культура и нормы поведения в обществе.


5. Схема «Классификация систем управления» (слайд 13). Описываются виды систем управления, класифицированных по степени участия человека в управлении (неавтоматические, автоматизированные, автоматические).


6. Ответ на вопрос на слайде 15. Водитель управляет автомобилем.

Управляющий объект – водитель, автомобиль – объект управления. Управляющие воздействие – нажатие педалей газа или тормоза,

использование коробки передач, поворот рулевого колеса и т. п.

Обратная связь: приборы автомобиля дают информацию водителю о скорости, наличии бензина, масла и т. п.

Результат: цель поездки человека на автомобиле достигнута.


7. Ответы на вопросы на слайдах 16–17:

    1. реакция зала (аплодисменты; зрители, покидающие зал);

    2. команда, поощрение;

    3. на входе: знание правил дорожного движения, опыт вождения, водительские права, скоростной режим на трассе; управляющие действия: воздействие на педали газа и тормоза;

    4. приём лекарств, применение народных средств, физическое воздействие (обтирание, обертывание, холодный душ).


8)Примерные ответы на вопрос на слайде 18.

  1. Все компоненты кибернетической системы управления имеются в организме животного и человека: мозг — управляющий объект, органы движения — объекты управления, нервная система — каналы информационной связи. Таким образом, животное и человек являются естественными (созданными природой) самоуправляемыми системами, т. е. системами, в которых управляющий объект и объект управления представляют собой единое целое.

  2. Самоуправляемыми (саморегулирующимися) системами являются те системы, которым присущи процессы управления. По происхождению самоуправляемые системы делятся на естественные и искусственные. К естественным самоуправляемым системам относятся все живые системы (растения, животные, человек). На физическом уровне, биологические особенности живых существ обеспечивают определённый уровень существования (работы внутренних органов и организма в целом) за счёт внутренних изменений, порождаемых самой системой, в соответствии с законами её организации. На интеллектуальном уровне, человек самостоятельно принимает решения, управляет своими поступками и действиями, способен к самосовершенствованию. Также человеку и животному присуща способность к накоплению опыта в течение всей своей жизни. Другими словами, живой организм – это одновременно и управляющий объект, и объект управления.

Ответы на вопросы на слайде 19.

  1. (Вопрос № 6 к § 3.) В виде графа можно описать устройство компьютера, устройство органов власти в государстве, строение молекул химических элементов или химических соединений, классификации в любой области знаний.

  2. (Вопрос № 8 к § 3.) Любой реальный объект бесконечно сложен. Степень детализации при описании его состава и структуры зависит от того, для чего это нужно. Один и тот же объект в одних случаях может рассматриваться как система, включающая в себя другие подсистемы и объекты, а в других — как простой элемент или подсистема, входящая в другую систему.

  3. (Вопрос № 9 к § 3.) В системах растительного и животного мира, существуют связи, которые можно назвать информационными: цветки и соцветия некоторых растений в течение дня поворачиваются вслед за солнцем; многие дикие животные пахучими метками дают знать чужакам, что эта территория уже занята; трели соловья служат для привлечения самки.

В материальных системах, созданных человеком (транспортная система, энергосистема и др.), между элементами существуют материальные связи: физические, энергетические и др. Техническим системам присущи информационные связи: автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре в помещении и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы; автопилот управляет самолётом в соответствии с заложенной в него программой и т. д.

На основе информационных связей построены общественные (социальные) системы, представляющие собой различные объединения людей.

  1. Управление называют информационным процессом, потому что управление происходит путём информационного взаимодействия между управляющим объектом и объектом управления.

Между управляющим объектом и объектом управления существует прямая и обратная связь. Прямая связь подразумевает передачу информации от управляющего объекта к объекту управления. Обратная связь — это процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту.

  1. (Вопрос № 12 к § 3.) Примеры систем управления, в которых отдельный человек, группа людей, техническое устройство, животное могут быть объектом управления и управляющим объектом:

Управляющий объект

Объект управления

1

Врач

Больной

2

Начальник

Подчинённый

3

Государственные органы власти

Страна

4

Учитель

Ученики

5

Актёр

Зрители

6

Водитель

Автомобиль

7

Садовник

Газонокосилка

8

Процессор

Внешние устройства компьютера

9

Дрессировщик

Тигры

10

Вожак стаи волков

Волки

При наличии времени в конце урока можно предложить ученикам выполнить онлайн-тест № 3, на сайте Босовой Л.Л или с приложением Pliсkers(составить 5 вопросов)

Онлайн-тест № 3. Информационные связи в системах различной природы
    1. Структура системы – это:

  • элементы, из которых состоит система;

  • порядок связей между элементами системы.

    1. Апельсин состоит из частей-долек. Выберите правильное утверждение о частях апельсина.

  • Апельсин состоит из множества подобных объектов;
  • Апельсин состоит из множества различных объектов.

    1. Что понимается под управлением?

  • управление движением объекта;

  • планомерное воздействие на некоторый объект с целью достижения определённого результата;
  • планомерное воздействие на некоторый объект с целью изменения его свойств.

    1. Установите соответствие:

      1. объект управления;

      2. управляющая система;

      3. канал информационной связи.

      А) мозг;

      Б) органы движения;

      В) нервная система.

    2. Выберите из предлагаемых вариантов только нематериальные системы.

  • разговорный язык;
  • оркестр;

  • автомобиль;

  • Солнечная система;

  • нотные записи;
  • животный организм.

Домашнее задание: § 3, вопросы и задания № 1–5, 7, 10, 11, 13, 14 к параграфу.

Указания, комментарии, ответы и решения

№ 4. Эмердже́нтность или эмерге́нтность (от англ. emergent – возникающий, неожиданно появляющийся) в теории систем – наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её элементам, а также

сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним – «системный эффект».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!