Конспект урока «Информационные связи в системах различной природы.
10 класс
Цель:
Определить значимость системного подхода как одного из основополагающих методов изучения науки информатики Решаемые учебные задачи:
расширить и обобщить представления учащихся о системах объектов, о системном подходе;
сформировать у учащихся представление об информационных связях в системах;
сформировать у учащихся представление о системах управления.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: понимание сущности системного подхода; наличие представлений об информационных связях в системах различной природы, об управлении, о кибернетической модели системы управления;
метапредметные: способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
личностные: наличие мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно- техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.
Основные понятия: система, системный эффект, системный подход, управление, система управления, управляющий объект, объект управления, прямая связь, обратная связь.
Электронное приложение к учебнику:
презентация «Информационные связи в системах различной природы»;
онлайн-тест № 3 «Информационные связи в системах различной природы».
Дополнительные интернет-ресурсы:
Дополнительные печатные материалы:
Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, А. А. Лобанов, Т. Ю. Лобанова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
План урока:
1. Опрос учеников по вопросам параграфа и проверяется наличие выполненных заданий к § 2 (№ 1–9, 11–13).
Для изложения нового материала на уроке используется презентация.
На слайде «Состав системы» (слайд 5) с помощью анимации идёт постепенное приближение от более крупных и сложных систем к более мелким (от планеты до хвоинки под микроскопом). Таким образом обучающимся демонстрируется ответ на вопрос «Что есть система?» и подчёркивается тот факт, что один и тот же объект в одних случаях может рассматриваться как система, включающая в себя другие подсистемы и объекты, а в других – как простой элемент или подсистема, входящая в другую систему. Вопрос о том, что считать системой, а что неделимым элементом, зависит от целей исследования или от поставленной задачи.
Решение задачи на слайде 7
Пронумеруем мешки.
Из 1-го мешка берём 1 монету, из 2-го – 2 монеты, …, из 7-го – 7 монет. 3. В идеале вес должен быть: 10 + 20 + 30 + 40 + 50 + 60 + 70 = 280
граммов.
3)Взвешиваем. Допустим, получили 275 граммов. То есть не хватает 5 граммов. А каждая фальшивая монета легче настоящей на 1 грамм. 5 фальшивых монет взяли из пятого мешка. Значит, фальшивые монеты в пятом мешке.
4. 12 слайд. Привести свои примеры, которые демонстрируют информационные процессы, Примерные ответы на вопрос.
Современная стиральная машина с возможностью выбора режима стирки, установки температуры стирки и т. п.
Утюг с терморегулятором.
Радиоуправляемая детская машинка.
Чувствительные клетки в живых организмах непрерывно получают сигналы от внутренних органов и внешнего мира. По нервным волокнам эти сигналы попадают в мозг, который после анализа посылает обратно команды, которые и управляют работой внутренних органов, поведением организма. Глаз человека, в зависимости от освещённости, изменяет диаметр зрачка: при ярком освещении диаметр зрачка сужается, чтобы уменьшить поступающий в глаза световой поток; в темноте – зрачки расширяются. При прикосновении рукой к чему-нибудь горячему или острому, человек импульсивно отдёргивает руку.
Подсолнух, поворачивающийся вслед за солнцем.
Вся система власти в государстве. Например, работа органов местного управления с жалобами населения.
Культура и нормы поведения в обществе.
5. Схема «Классификация систем управления» (слайд 13). Описываются виды систем управления, класифицированных по степени участия человека в управлении (неавтоматические, автоматизированные, автоматические).
6. Ответ на вопрос на слайде 15. Водитель управляет автомобилем.
Управляющий объект – водитель, автомобиль – объект управления. Управляющие воздействие – нажатие педалей газа или тормоза,
использование коробки передач, поворот рулевого колеса и т. п.
Обратная связь: приборы автомобиля дают информацию водителю о скорости, наличии бензина, масла и т. п.
Результат: цель поездки человека на автомобиле достигнута.
7. Ответы на вопросы на слайдах 16–17:
реакция зала (аплодисменты; зрители, покидающие зал);
команда, поощрение;
на входе: знание правил дорожного движения, опыт вождения, водительские права, скоростной режим на трассе; управляющие действия: воздействие на педали газа и тормоза;
приём лекарств, применение народных средств, физическое воздействие (обтирание, обертывание, холодный душ).
8)Примерные ответы на вопрос на слайде 18.
Все компоненты кибернетической системы управления имеются в организме животного и человека: мозг — управляющий объект, органы движения — объекты управления, нервная система — каналы информационной связи. Таким образом, животное и человек являются естественными (созданными природой) самоуправляемыми системами, т. е. системами, в которых управляющий объект и объект управления представляют собой единое целое.
Самоуправляемыми (саморегулирующимися) системами являются те системы, которым присущи процессы управления. По происхождению самоуправляемые системы делятся на естественные и искусственные. К естественным самоуправляемым системам относятся все живые системы (растения, животные, человек). На физическом уровне, биологические особенности живых существ обеспечивают определённый уровень существования (работы внутренних органов и организма в целом) за счёт внутренних изменений, порождаемых самой системой, в соответствии с законами её организации. На интеллектуальном уровне, человек самостоятельно принимает решения, управляет своими поступками и действиями, способен к самосовершенствованию. Также человеку и животному присуща способность к накоплению опыта в течение всей своей жизни. Другими словами, живой организм – это одновременно и управляющий объект, и объект управления.
Ответы на вопросы на слайде 19.
(Вопрос № 6 к § 3.) В виде графа можно описать устройство компьютера, устройство органов власти в государстве, строение молекул химических элементов или химических соединений, классификации в любой области знаний.
(Вопрос № 8 к § 3.) Любой реальный объект бесконечно сложен. Степень детализации при описании его состава и структуры зависит от того, для чего это нужно. Один и тот же объект в одних случаях может рассматриваться как система, включающая в себя другие подсистемы и объекты, а в других — как простой элемент или подсистема, входящая в другую систему.
(Вопрос № 9 к § 3.) В системах растительного и животного мира, существуют связи, которые можно назвать информационными: цветки и соцветия некоторых растений в течение дня поворачиваются вслед за солнцем; многие дикие животные пахучими метками дают знать чужакам, что эта территория уже занята; трели соловья служат для привлечения самки.
В материальных системах, созданных человеком (транспортная система, энергосистема и др.), между элементами существуют материальные связи: физические, энергетические и др. Техническим системам присущи информационные связи: автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре в помещении и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы; автопилот управляет самолётом в соответствии с заложенной в него программой и т. д.
На основе информационных связей построены общественные (социальные) системы, представляющие собой различные объединения людей.
Управление называют информационным процессом, потому что управление происходит путём информационного взаимодействия между управляющим объектом и объектом управления.
Между управляющим объектом и объектом управления существует прямая и обратная связь. Прямая связь подразумевает передачу информации от управляющего объекта к объекту управления. Обратная связь — это процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту.
(Вопрос № 12 к § 3.) Примеры систем управления, в которых отдельный человек, группа людей, техническое устройство, животное могут быть объектом управления и управляющим объектом:
№ | Управляющий объект | Объект управления |
1 | Врач | Больной |
2 | Начальник | Подчинённый |
3 | Государственные органы власти | Страна |
4 | Учитель | Ученики |
5 | Актёр | Зрители |
6 | Водитель | Автомобиль |
7 | Садовник | Газонокосилка |
8 | Процессор | Внешние устройства компьютера |
9 | Дрессировщик | Тигры |
10 | Вожак стаи волков | Волки |
При наличии времени в конце урока можно предложить ученикам выполнить онлайн-тест № 3, на сайте Босовой Л.Л или с приложением Pliсkers(составить 5 вопросов)
Онлайн-тест № 3. Информационные связи в системах различной природы
Структура системы – это:
элементы, из которых состоит система;
порядок связей между элементами системы.
Апельсин состоит из частей-долек. Выберите правильное утверждение о частях апельсина.
Что понимается под управлением?
управление движением объекта;
планомерное воздействие на некоторый объект с целью достижения определённого результата; планомерное воздействие на некоторый объект с целью изменения его свойств.
Установите соответствие:
объект управления; управляющая система; канал информационной связи. | А) мозг; Б) органы движения; В) нервная система. |
Выберите из предлагаемых вариантов только нематериальные системы.
разговорный язык; оркестр;
автомобиль;
Солнечная система;
нотные записи; животный организм.
Домашнее задание: § 3, вопросы и задания № 1–5, 7, 10, 11, 13, 14 к параграфу.
Указания, комментарии, ответы и решения
№ 4. Эмердже́нтность или эмерге́нтность (от англ. emergent – возникающий, неожиданно появляющийся) в теории систем – наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её элементам, а также
сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним – «системный эффект».