Указание класса, учебника: Жар-птица 3 класс, 2017, часть 1, стр. 8-10
Авторы учебника: Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю.
Тема: «В поисках счастья»
Цель: познакомить учащихся с понятием "счастье", научить понимать его смысл.
Задачи:
- развивать творческое воображение детей;
- способствовать расширению речевой активности детей;
- создать условия для осмысления учащимися значимости счастья.
Методы: беседа, рассказ, объяснение.
Формируемые УУД:
- сформировать у учащихся восприятие самих себя как источника любви;
- создать положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала.
- развивать чувство любви к окружающему миру.
- уметь самостоятельно ставить цель урока в соответствии с темой урока (целеполагание);
- уметь контролировать и корректировать свои ответы (контроль и коррекция);
- принимать и сохранять учебную задачу.
- строить речевое высказывание в устной форме;
- уметь находить нужные сведения, используя учебник или рабочую тетрадь;
- осуществлять анализ, обобщение.
- формулирование собственное мнение и позицию;
- умение участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении;
- использование речь для регуляции своего действия.
- умение строить монологическое высказывание.
Оборудование урока: компьютер+проектор; компьютерная презентация (приложение 1); фрагмент мультфильма "Как ослик счастье искал"; учебник и рабочая тетрадь (приложение 2); текст притчи о поиске счастья (приложение 3)
План урока + хронометраж:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Мотивация учебной деятельности учащихся (7 мин)
3. Постановка цели и задач урока (1 мин)
4. Актуализация знаний (2 мин)
5. Первичное усвоение новых знаний (13 мин)
6. Первичное закрепление (13 мин)
7. Рефлексия (3 мин)
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1. Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Вы только посмотрите какая сегодня чудесная погода! За окном светит солнышко и радует нас! -Давайте посмотрим в окошко и улыбнемся. -Молодцы ребята! Нас с вами ждет очень интересный и познавательный урок! Давайте приступим? | Дети смотрят в окно и радуются солнышку. -Да! - радостно сказали дети. | Данный этап нужен, чтобы создать для детей условия для восприятия учебного материала, эмоциональную атмосферу на уроке. Форма работы: фронтальная. Коммуникативные УУД. |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся | -Ребята, сегодня мы с вами отправимся на поиск кое-чего интересно, хотите узнать что именно мы будем искать? -Тогда отгадайте загадку: Мама, папа и братишка, Озорной котёнок Тишка. Сегодня мы все дома вместе: Котёнок выпачкался в тесте, Братишка в кубики играет, Наш папа что-то там читает, Мамуля вяжет на диване, А я звоню подружке Ане. И пусть на улице ненастье, Побыть с родными – это … (СЧАСТЬЕ). -Правильно! На поиск чего же мы отправимся? -Верно! Что такое счастье и как его найти, в этом мы попробуем разобраться после просмотра мультфильма. Просмотр мультфильма "Как ослик счастье искал" -Вам понравился мультик? -Нашел ли ослик счастье? -А как думаете, что для животных счастье? -Правильно! Определите тему нашего урока? -Абсолютно верно | -Да! -Это счастье, - отвечают дети. -На поиск счастья. Просмотр детьми мультфильма "Как ослик счастье искал" -Да! -Нашел Дети перечисляют ответы (когда их любят; когда они сыты; не болеют; и т.п.) -Может быть в поисках счастья | Для формирования познавательной мотивации учащихся используется просмотр мультфильма по заданной теме. Формируется следующие регулятивные УУД – умение принимать и сохранять учебную задачу; целеполагание. Форма работы: фронтальная, индивидуальная. |
3. Постановка цели и задач урока | -И так тема нашего урока "В поисках счастья" (слайд 1) -Какие цели и задачи мы перед собой поставим? -Правильно! Давайте скорее все это узнаем. | -Мы постараемся понять, что такое счастье -И как его искать -Познакомиться с понятием счастье -И узнать как можно найти счастье | Данный этап подразумевает постановку цели (учебных задач) самими детьми, с помощью наводящих вопросов. Используется фронтальная форма работы. Регулятивное УУД целеполагание: учащиеся, отвечая на вопрос учителя, ставят цель сегодняшнего урока. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные УУД. |
4. Актуализация знаний | -Расскажите, что вы представляете, когда слышите слово "счастье"? -Назовите по цепочке слова, которые связаны у вас с счастьем | Дети отвечают на поставленный вопрос и перечисляют слова, связанные у них со счастьем | На данном этапе развиваются коммуникативные УУД – учащиеся, отвечая на вопросы высказывают свое мнение. |
5. Первичное усвоение новых знаний | -И так, что же такое счастье, давайте разбираться вместе! (слайды 2-3) -Давайте вспомним, где и у кого символами счастья были следующие предметы: золотой ключик, подкова, аленький цветочек, синяя птица, журавлик. -Продолжение презентации (слайды 4-6) -Давайте прочитаем высказывания, что же такое счастье со слайда 7. -Детям рассказывается про символ русского народа (слайд 8) -Давайте посмотрим на стр. 9 учебника, прочитаем сказку про Жар-птицу. -Какая мудрость заключена в сказке? -Выберите среди пословиц такую, которая подходит к сказке (стр. 9 учебника) Детям читается притча про поиск счастья (приложение 1) и затем идет работа с притчей. -К кому пришел человек? -Что правитель посоветовал сделать человеку? -Что собирал человек в свой кувшин? -Что сделал правитель, когда увидел, что кувшин человек пустоват? -Почему возмутился человек от действий правителя? -Как правитель объяснил свои действия? -Что вы можете извлечь из данной притчи? -Молодцы ребята! Вы внимательно слушали и смогли ответить на все вопросы. -Давайте откроем рабочую тетрадь на стр. 4 и сделаем задания №1 и №2. | Школьники слушают учителя и просматривают презентацию. Дети вспоминают и отвечают. Дети по цепочке читают высказывания про счастье. Дети читают сказку про Жар-птицу. Дети рассуждают над вопросом. Школьники выбирают пословицу и объясняют почему именно она подходит к сказке. Дети слушают притчу. Затем рассуждают и отвечают на поставленные вопросы Ответы детей Ответы детей Дети открывают рабочие тетради и выполняют задание самостоятельно. | Данный этап подразумевает знакомство учащихся с новой для них темой. В ходе знакомства детям показывается презентация и задаются вопросы. Развиваются все коммуникативные УУД. Форма работы: фронтальная, индивидуальная. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать своих одноклассников. Познавательные УУД: анализ и обобщение. Форма работы: индивидуальная. |
6. Первичное закрепление | -Сейчас я вам предлагаю такое задание, вам будет предложена первая часть пословицы, а вам нужно будет в парах подумать и найти ее продолжение (все это выводится на слайд 9-10) 1. Счастье не палка: в руки не возьмешь. 2. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается. 3. Счастье не курочка: не прокормишь. 4. Счастье видишь — смелее вперед идешь. 5. Было бы счастье, а дни впереди. 6. Счастье покидает, а добрая надежда никогда. 7. Счастья на деньги не купишь. 8. Не родись красивый, а родись счастливый. 9. Счастье — на крылах, а несчастье — на костылях. 10. Счастье с несчастьем двор о двор живут. -Называем цифру начала пословицы и цифру конца, а все остальные проверяют. -Молодцы, вы знаете много пословиц. -Посмотрите в задание №3 в рабочей тетради на стр. 4 и напишите туда еще пословицы про счастье, которые вы знаете или можете воспользоваться учебником. Даю вам 2 минутки. -Ребята, что же такое счастье? -Так, а как его можно найти? -Всем ли людям для счастья нужно поймать Жар-птицу? -А всегда ли для поиска счастья нужно что-то искать? -Молодцы! Теперь я предлагаю вам написать мини-сочинение "Что для вас является счастьем". Возьмите листочки, которые лежат у вас на краю парты. Подписывать не нужно, это останется вам. Буквально 2-3 предложения. Потом кто захочет зачитает нам свои мини-сочинения. -Кто хочет нам прочитать свои сочинения? -Умнички! Давай запишем домашнее задание и приступим к подведению итогов урока. | Дети смотрят на слайд и ищут продолжение пословиц. Проверяют и поправляют друг друга. Школьники работают в рабочей тетради. Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети пишут на листочках мини-сочинение про счастье. Дети по желанию читают свои сочинения, выслушивается несколько сочинений. | Данный этап предполагает закрепление изученного материала. Используется парная форма работы, для того чтобы детям можно посовещаться и по рассуждать над пословицами. Также используется фронтальная форма работы. В ходе этапа развиваются коммуникативные УУД. Учащиеся выслушивают предположения своих соседей по парте и принимают решение, какой же конец подходит к пословице. Регулятивные УУД контроль и коррекция: школьники могут поправлять друг друга, если кто-то ошибся. Познавательное УУД информационный поиск: умение найти нужную информацию. Познавательные УУД: анализ и обобщение: дети анализируют и обобщают свои мысли, что же для них является счастьем. |
7. Рефлексия | -Дети, о чем же мы говорили сегодня на уроке? -Что нового вы узнали о счастье? -Что вам понравилось больше всего? -Ребята, скажите мне а где же можно найти счастье? | -Мы говорили о счастье Ответы детей Ответы детей -Его можно найти в сказочных странах -Его можно найти поймав золотую рыбку -А мне кажется, что счастье искать не нужно. Ведь его не обязательно искать -Счастье можно и не искать, можно получить оценку 5 это и будет счастье. | Данный этап предполагает, что дети с помощью наводящих вопросов вспоминают, что делали. Они анализируют свою деятельность, делятся своим мнением, что им понравилось на уроке. Познавательные логические УУД: анализ, обобщение. Коммуникативные УУД: все. Форма работы: фронтальная. |
Приложение 1
Притча про поиск счастья
Святой Дьявол
Однажды человек, который всю жизнь искал счастья, пришел к правителю, известному своей мудростью.
- Я всю свою жизнь ищу счастья и радости, и все равно мне кажется, что я не достаточно счастлив, что жизнь моя не достаточно полна...
- Вот видишь кувшин? - сказал, прервав его правитель.
- Да.
- Это твоя жизнь. Пусть счастье и радость в нем будут сахаром, -и он насыпал в него горсть сахара; пусть печаль будет солью,- и он насыпал в кувшин горсть соли; пусть горчица будет горем. Он стал перечислять эмоции, события, насыпая в кувшин крупы и специи. Это то, что наполняет твою жизнь и ждет тебя в ней. И тут он резким движением высыпал содержимое кувшина на пол, - ты в праве сам наполнить свой кувшин чем пожелаешь, а завтра я приду сюда, и ты покажешь мне свой кувшин.
Человек стал выбирать сахар и складывать его в сосуд. Наступил следующий день, пришел правитель и спросил:
- Ты закончил?
- Нет, я старался отобрать в свой кувшин счастье и радость, но я не успел, мне нужно еще время, мне кажется где-то еще осталось немного.
В пустом кувшине была небольшая горка сахара, с крупицами чего-то еще.
- Тебе не кажется что твой кувшин слегка пустоват? А вот что бы сделал я, - правитель взял и сгреб руками все, что было рассыпано на полу и стал горстями ссыпать в кувшин, и достаточно быстро собрал все.
- Но помимо счастья, вы собрали и горе, и печаль...,-возмутился было человек.
- Зато я точно собрал почти все счастье, что было мне отмерено, и в моей жизни будет нечто большее, чем бесконечный поиск. К тому же, у меня осталось время, чтобы сделать еще что-нибудь важное!