СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии "Восточная сибирь", 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восточная сибирь:величие и суровость природы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Восточная сибирь", 8 класс»

Конспект урока по географии, 8 класс.

Тема урока: Восточная Сибирь. Величие и суровость природы

Оборудование: учебники, атласы, контурные карты, карточки с номенклатурой, карточки, словарики, настенные карты: физическая карта России, тектоническая карта России. Презентация.

Проектор, карточки заданиями.

Оргмомент: Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем путешествовать по карте России.

А вот по какому району, попробуйте определить сами, прочитав отрывок стихотворения.

Правильно. Это Восточная Сибирь.

Записываем в тетрадь тему.

Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.

Целеполагание

Исходя из нашей темы, какую цель мы сегодня ставим перед собой?

Ответ уч-ся

Познакомиться с физико-географическим районом – Восточная Сибирь.

Пояснение учителя

Знакомиться мы будем в течение двух уроков.

Учитель

Вопрос:


По какой традиционной схеме мы будем изучать район?

Ученики

Ответы

Географическое положение------ -рельеф-------полезные ископаемые----- исследования--------климат-----------внутренние воды--------т. д.

Учитель

Правильно, это традиционная схема, по которой мы изучали предыдущие географические районы. И здесь мы придерживаемся единого плана. На первом уроке мы рассмотрим Г.П, рельеф, полезные ископаемые, исследовании. На втором уроке - климат, внутренние воды.

Учитель


Какие задачи мы сегодня должны решить?

1.Формировать знания о Восточной Сибири

2.Развивать умение самостоятельно устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми.

3. Развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий.

Учитель

Итак, начинаем решать наши задачи с определения географического положения, т.к оно определяет особенности природы этого уникального ПТК.

Географическое положение

Задание 1

Сопоставление


1.Определите по атласу (физическая карта России, Восточной Сибири)

и учебнику:

А) Границы Восточной Сибири.

Б) Пересекает ли её северный полярный круг?

В) Какова протяжённость территории с севера на юг, с запада на восток?

Г) Что вы можете сказать о влиянии океанов на природу равнины.

Д) Чем отличается Г.П. Восточной Сибири от Г.П. Западной Сибири?


Закрепление

«Установите соответствие» К доске выходит учащийся и выполняет задание на оценку.

Учитель. Сообщение





«Мозговой Штурм»

Вопросы


А знаете ли вы?

Прежде чем мы перейдём к следующему пункту плана. Послушайте сообщение:

У Лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом….

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…..

Кто автор этих строк?

К какой поэме написан этот эпиграф?

Какое отношение они имеют к нашей теме

Что такое лукоморье и где оно находится?

Пояснение

Оказывается прямое. Найдите на карте город Туруханск. В 1602 году это место называлось Мангазея. Так вот именно Мангазея по преданию и есть сказочное Лукоморье, описанное Пушкиным.

А само слово Лукоморье - это заповедное место на окраине вселенной. Где стоит мировое древо-ось мира, по которой можно попасть в другие миры . Лукоморье-это изгиб морского берега. (излучина).


Мы продолжаем знакомиться с Восточной Сибирью

2. Рельеф

Работа проходит по группам. Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 15 минут.

Работа с текстом учебника и картами атласа

Проверка

Обобщение:

УчительВопрос.

Ученик: ответ

1.Каждая группа определяет особенности рельефа ( по рис 75 учебника) и выписывает те формы рельефа, которые здесь находятся.

(Приложение 1)

2.Показываем формы рельефа по атласу и настенной карте России.

3.Почему рельеф Восточной Сибири столь разнообразен?

Так как здесь есть и равнины и горы.

Внутрипредеметная связь.

Учитель




Схема 1 Схема 2


Дополните схемы:





Ребята. А давайте вспомним как отличаются равнины и горы по высоте?

Вы видите на доске схемы,


Равнины Горы


Два ученика по желанию идут к доске. Вот как выглядят готовые схемы.




Равнины Горы


0-200м 200-500м 500-1000м Низкие Средние Высокие

Низменности Возвышенности Плоскогорья от 200-до1000 1000-2000 2000

Оцениваем выполнение заданий

Учитель


Вы видите на доске следующее задание


Задание по атласу








Проверка



Продолжаем поисковую беседу о разнообразии рельефа

Ученик




Учитель: Подведение итога:

Оценивание учащихся

Найдите на изучаемой территории максимальные отметки и определите высоту гор, тип равнин.

Г. Бырранга-

Г.Камень-

Среднесибирское………..

Алтай


Г.Бырранга- 1146 м-средние

Г.Камень-1701- средние

Г Победы-3003-высокие

Г. Алтай-5506 –высокие

Среднесибирское плоскогорье, т.к. 500-700 м


2. причина разнообразия рельефа: Разнообразие заключается в том, что Восточная Сибирь отличается большой приподнятостью над уровнем океана.




Мы очень ударно поработали и давайте подведём итоги, оценивая все устные ответы.

Учитель


Проблемный вопрос

Ученики


Ответ

Работа со словариками. Найдите что такое траппы?

Учитель: Дополнительный материал


Мы уже знаем высоту над уровнем моря Среднесибирского плоскогорья.

Почему Среднесибирское плоскогорье выше Русской равнины?

Самостоятельно изучают текст учебника, сравнивают карты атласа, дают предполагаемые варианты ответов.

В основании лежит Сибирская платформа. Она поднималась более активно, здесь находятся разливы магматических излившихся пород ступенчатой формы-траппы.



Траппы настолько достигают гигантских размеров, что они видны из космоса. Подтверждение этому - фотография на слайде./Слайд 7/


Учитель

Беседа


Что на поверхности мы выяснили, а сейчас заглянем в недра земли.

Ученик

Задание в группах.

1 группа

2 группа

3 группа


Задание в парах

Проверка Слайд 11

Оценивание

Сопоставление физической и тектонической карт, составление таблицы.

Форма рельефа

Тектоническая структура


Двое желающих ученика подходят к настенным картам один к физической , другой- к тектонической, Показывают и объясняют.

Оцениваю работу у настенных карт.

Ученик

Задание.



Работа с

словариками

На доске показаны схемы.

а б


Объяснить:

Что изображено на схемах а) и б).

Какое строение?

Каким формам рельефа соответствует?


Что такое платформа и щит?


Учитель:

1.Решение проблемного вопроса

Пример

Вы определили. Что горы Южной Сибири сформировались в палеозое: байкальская, герцинская, мезозойская складчатости. Почему тогда здесь часты землетрясения?


За последние 200 лет в горах Байкала произошло примерно 800 землетрясений (до 9 баллов)

Размышления учеников и предполагаемый ответ

Они продолжают формироваться и в альпийское горообразование.

2.Вопрос

Почему эти горы являются складчато-глыбовами? Опишите их.

Ответ

Так как вторичное возрождение, значит глыбовые движения в кайнозое ;плоские вершины, межгорные котловины.

Оценивание

За лучшие ответы на эти сложные вопросы

Совместная работа учитель-ученик

Работа с учебником,атласами. дополнительной информацией

Задание в группах

Знакомство с котловинами.

Здесь наблюдается температурная инверсия

Прочитайте из словарика и запомните это явление. Она приводит к высоким летним температурам. Зимой - повышение температуры с высотой. Лето-жаркое, зима - до – 40 градусов.



А знаете ли вы?

Минусинскую котловину называют Сибирской Италией. Так как здесь выращивают бахчёвые и даже сады.

Делаем вывод и записываем в тетрадь.

Рельеф разнообразен. Так как разнообразна его геологическая история развития территории и сложившиеся в результате геологическое строение.

Разминка

Фамилии на карте


Посмотрите на карту и вы увидите название на Вилюе - Чернышевский. При изучении какого предмета вы встречали эту фамилию? ( правильно - литературы)

Послушайте о Чернышевском

А что означает на карте место под названием Ерофей Павлович?

3. Полезные ископаемые

Проблемный вопрос

Почему Тунгусский угольный бассейн сравнительно мало известен широкой массе читателей?

Предполагаемые ответы записывают в тетрадь.

-далеко от европейской части

-далеко от железнодорожных магистралей

-резерв для будущего.

Задания по геологической карте и учебникам, в контурной карте.

Ученики исследуют содержание карты, изучают полезные ископаемые. Отмечают в контурной карте основные П.И Задания выполняют по группам.

Проверка

В тетради

Какая закономерность прослеживается в размещении полезных ископаемых в Восточной Сибири.

Вывод записать в тетрадь

Магматические- в горах, на щитах. Топливные- в осадочном чехле платформ, в прогибах.

Запомните!

Сообщения о кимберлитовой трубке

Работа по атласу и контурным картам.


Центр алмазодобычи-город Мирный

Центр золотодобычи-Бодайбо.

Домашнее задание:

Сбор контурных карт и тетрадей с заданиями.

Номенклатура ( По желанию можно отметить в контурных картах, можно устно по атласу и настенной карте.)

Параграф 37.

Сообщения по желанию «Выбор любой понравившейся темы»

Словарики и номенклатуру вклеиваю ребятам в тетрадь.


Подведение итогов

Рефлексия


Озвучиваю фамилии самых активных ребят, комментирую оценки.

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой я доволен/не доволен

Урок показался мне коротким/длинным

За урок я устал/не устал

Материал урока мне интересен/не интересен

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным

интересным/не интересным


Молодцы! Спасибо за урок.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!