СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии в 6 классе "Реки - артерии Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит все элементы урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии в 6 классе "Реки - артерии Земли"»



Технологическая карта урока в логике системно-деятельностного подхода



Предмет

География

Класс

6

УМК

А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина

«География 5-6 класс «Полярная Звезда», издательство «Просвещение», 2014

Изучаемый раздел

«Гидросфера - водная оболочка Земли»

Количество учебного времени, отведенного для изучения раздела

13

Номер учебного занятия в курсе

6

Номер урока в изучаемом разделе

6

Тема урока

«Реки- артерии Земли»

Цель урока

а)Образовательная

Сформировать понятие о реке, её частях, речной системе.

б)Развивающая

Развивать умение работать с географической картой; умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

в) Воспитательная

Учить высказываться и отстаивать свое мнение, слушать других; Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Методы обучения

словесно-наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый

Формы обучения

фронтальная беседа, самостоятельная работа

Формы организации учебно-познавательной деятельности

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.


Что должен знать обучающийся

Обучающийся должен знать:

-определение понятия «река», «речная система», «речной бассейн»;

-части реки: исток, устье, приток, дельта, русло.

Что должен уметь обучающийся

Обучающийся должен уметь:

- показывать реки на карте;

-находить у рек исток, устье, притоки, дельту.

Закрепление и развитие метапредметных(универсальных) умений

Формирование / развитие регулятивных УУД:

- развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем;

-развитие навыка выделения приоритетных и второстепенных для решения задач урока;

- развитие навыка контроля учебного времени, отведенного для выполнения работы группы, индивидуальной работы;

-развития навыка планирования своей работы;



Формирование / развитие коммуникативных УУД:

- развития умения владения монологической речью при ответе;

- формирование навыков учебного сотрудничества при работе в группах по выполнению задания;

- развитие навыков коммуникативной рефлексии через анализ уровня достижения цели и задач урока;

- развития умения формулировки собственного мнения, а также умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.



Формирование / развитие познавательных УУД:

- формирование умения давать определение понятию «река»;

-развитие навыка смыслового, поискового чтения;

-формирование умения работать с географической картой с целью нахождения необходимой информации;

формирование уменияанализировать, сравнивать и обобщать факты,устанавливать причинно-следственные связи.



Формирование / развитие личностныхУУД:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своей малой Родине, чувства гордости за свою Родину;

-формирование познавательной и информационной культуры;

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Вид учебного занятия

Урок открытия новых знаний.

Демонстрационный материал

Физическая карта полушарий, физическая карта России, карта Архангельской области, электронная презентация на тему «Реки».

Напечатанные на бумаге части речной системы, возможные виды истоков и устьев, дельта, главная река.

Раздаточный материал

Рабочие листы к уроку для учащихся, инструктивные карточки, отдельные напечатанные слова из определения «река».

Контроль педагога

На этапе освоения нового знания педагог:

- наблюдает выполнение задания группами;

- интересуется затруднениями, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении задания;

- предлагает выступить представителю групп с целью озвучивания результатов работы;

-контролирует выступление ребят, работающих индивидуально с картой Архангельской области;

- стимулирует других обучающихся к формулировке вывода по результатам работы одноклассников для заполнения рабочего листа.



На этапе закрепления полученных знаний педагог:

предлагает обучающимся в парах работу с физической картой России с целью нахождения у рек Амур и Лена истоков, устьев, правых и левых притоков;

- предлагает в индивидуальном порядке задание в рабочем листе по нахождению истока, устья, притоков, дельты, речного бассейна на схеме «Части реки»;

-предлагает в индивидуальном порядке задание по карте Архангельской области;

- организует взаимопроверку и самопроверку выполненных заданий.



На этапе рефлексии педагог:

- стимулирует обучающихся к анализу уровня достижения целей урока;

- организует рефлексивную деятельность учащихся.


Самоконтроль обучающегося

На этапе освоения нового знания обучающиеся:

-сравнивают составленное определение понятия «река», с тем определением, которое дано на слайде;

- контролируют выступление ребят из группы с целью дополнения знаний, не сказанных выступающими.

-заслушивают выступление ребят, работающих индивидуально с картой Архангельской области.



На этапе закрепления полученных знанийобучающийся:

-сопоставляют в парах свои ответы на задания по географической карте с ответами других пар;

-доказывают правильность своего ответа в случае ошибки, допущенной другой парой;

-выполняют самопроверку правильности ответов на вопросы схемы «Части реки» по ответам, представленных на слайде.



На этапе рефлексии обучающийся;

-оценивают уровень достижения целей урока с проговариванием во внешней речи;

-формулируют вопросы, вызывающие затруднения;

-оценивают урок путем продолжения фраз.



План- конспект урока



Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.




Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу. Пусть урок принесет вам радость общения. Надеюсь, вы узнаете много нового.

Напоминает работу в группе и ведение записей на уроке.

Записи по уроку ведем в рабочем листе, в котором есть место для выставления баллов за урок. В конце урока баллы переведем в отметку.







Учащиеся подписывают фамилию и имя в рабочем листе.

2. Определение темы урока.

Задаю вопросы:

  • Какую оболочку Земли мы изучаем?

  • Какие выделяют части гидросферы?



Давайте вспомним номенклатуру по Мировому океану.

Задание: Нужно отгадать кроссворд, составив ключевое слово, мы узнаем тему нашего урока: (слайд 1)

- Это море не имеет берегов, название получило по обитаемым в нем водорослям.

- Море, которое омывает северную часть Архангельской области.

-Самый крупный полуостров.

-Пролив, разъединяющий Евразию и Северную Америку.

Какое ключевое слово мы получили? (слайд2)

ТЕМА НАШЕГО УРОКА «РЕКИ-АРТЕРИИ ЗЕМЛИ»

Запишите тему урока в рабочий лист.

Поставьте количество баллов в рабочий лист: за каждый правильный ответ по 1б.(максимально 4б.)

Учащиеся отвечают на вопросы.

-Гидросфера.

-Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере.





Учащиеся отгадывают кроссворд в рабочем листе











Учащиеся отвечают: «Реки»



Учащиеся записывают тему в рабочий лист, выставляют баллы.

3. Проблемная ситуация и постановка учебной задачи.

Планирование работы.


В мире насчитываются миллионы рек, больших и малых

Задаю вопрос: Что такое река?(слайд3)

Ребята, вы дали много определений, но какое из них верное, мы пока не знаем.

Давайте сформулируем учебную задачу нашего урока?







Что бы работать дальше, мы должны спланировать нашу работу.

План урока записан на доске:

  1. Что такое река.

  2. Части реки.

  3. Два вида рек, пороги и водопады.

  4. Работа с географической картой.

  5. Самостоятельная работа.



Учащиеся дают свои определения реки.





Формулируют учебную задачу:

Узнать что такое река? Какие бывают реки? Какие выделяют части реки.



Читают план на доске.














4.Усвоение новых знаний.











































































































































































ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Приступаем к выполнению первого пункта плана.

Работаем по группам. У вас на столах есть определение понятия «река», но по отдельным словам. Вам нужно собрать это определение.

Давайте проверим определение. (слайд 3)

Запишите определение в рабочий лист.

Если все слова в определении расставлены по–порядку, поставьте себе 1б.



Мы узнали, что такое река. Приступаем к выполнению второго пункта плана.

Ребята, у реки выделяют части.

Задание по группам: Работаем по учебнику. Каждой группе нужно изучить свою часть реки, обсудить в группе, подготовиться к отчету. Все вместе мы на доске соберём воображаемую схему речной системы, которую вы одновременно будете изображать в рабочем листе.



Начинаем отчитываться по проделанной работе. Из группы выступает один-два человека.

На магнитной доске идет коллективное моделирование речной системы.

Учитель контролирует выступление учащихся и одновременно показывает слайды и читает стихи по данным частям реки, показывает реки на карте.



Учитель: Исток нашей русской реки Волги находится на Валдайской возвышенности.

«…Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река…» (слайд 5)



Истоком реки Ангара является озеро Байкал

«… Коварная, лихая, сумасбродная,

Родная дочь Байкала старика,

Ты по то тайге меж гор течешь, свободная,

Могучая, сибирская река…» (слайд6)



Исток реки Терек находится в горах Кавказа.

«…Терек воет, дик и злобен,

Меж увесистых громад,

Бури плач его подобен,

Слезы брызгами летят…»



Также реки могут начинаться из болот и при слиянии двух рек.

Наша главная река в Архангельской области начинается от слияния рек Сухона и Юг.(слайд7)



Устьем Волги является Каспийское море, Устьем Северной Двины является Белое море.







Показывает притоки Волги, Северной Двины.











А что является истоком и устьем у нашей местной реки Устьи? Какие есть у неё притоки?

На этот вопрос постараются ответить два ученика из класса (можно заранее выбрать двух учащихся). Они поработают с картой Архангельской области.



Показывает дельту Волги.(слайд8)







Давайте послушаем ребят с индивидуальным заданием о реке Устья.





Ребята, сейчас мы с вами узнали части реки. Все эти части вместе взятые образуют речную систему.

Речная система- это главная река со всеми её притоками.



Приступаем к выполнению третьего пункта плана.

Учитель показывает слайд и просит ребят сравнить две реки.

Чем отличаются эти реки?(слайд9)



Поэтому реки бывают горные и равнинные.

На горных реках встречаются пороги (слайд 10) и водопады.(слайд11)



Какой на Земле водопад самый высокий, вы узнаете сами.

Вам даны географические координаты этого водопада.(слайд 11). По физической карте полушарий определите водопад. Запишите его название в рабочий лист.

За правильный ответ поставьте 1б. в рабочий лист.



Работают в группе, составляют определение реки.



Учащиеся зачитывают определение, сравнивают с определением других групп, записывают определение,

Самопроверка- выставляют баллы.









Учащиеся работают над заданием в группе.











Учащиеся рассказывают о своей части реки, находят реки на карте.













Первая группа рассказывает об истоке реки.(слайд 4)

Прикрепляют свою часть реки на доске к схеме речной системы.

Истоком реки может быть родник.





Истоком может быть озеро.











Истоком может быть ледник в горах.











Учащиеся находят исток Северной Двины на карте.







Вторая группа рассказывает об устье.(слайд8)

Прикрепляют свою часть реки на доске к схеме речной системы.



Третья группа рассказывает о притоках. Объясняют, как найти у рек правый и левый притоки.

Прикрепляют свою часть реки на доске к схеме речной системы.



Учащиеся затрудняются ответить на вопрос.



Ребята работают в паре отдельно от всех.



Четвертая группа рассказывает о дельте.

Прикрепляют свою часть реки на доске к схеме речной системы.



Учащиеся рассказывают об истоке, устье, притоках реки Устья, показывая их на карте Архангельской области.



Записывают определение в рабочий лист.









Учащиеся пытаются найти черты отличий.

У одной реки русло широкое, у другой узкое. У одной реки течение спокойное, у другой быстрое.









Учащиеся самостоятельно работают с картой, по географическим координатам определяют водопад, записывают название в рабочий лист, выставляют баллы.

5. Первичное закрепление знаний


Далее вы выполняете работу по географической карте в паре, это четвертый пункт нашего плана.

Задание: По физической карте России найти исток, устье, левый приток, правый приток у рек Амур и Лена, записать в рабочий лист.

Проверим. Один ученик выходит к доске, показывает на карте.

Учитель контролирует. Запишите баллы в рабочий лист ( за каждый правильный ответ-1б., максимально 8б.)






Выполняют задание.





Самопроверка, выставляют баллы.








6.Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).

Пятый пункт плана.

Задание: Самостоятельно работаете со схемой в рабочем листе.

На схеме нужно найти части реки, они показаны цифрами.(слайд 12)

Поменяйтесь рабочими листами, проверьте правильность написания цифр по слайду.За каждую правильную цифру-1б.



Индивидуально записывают цифры соответствующие частям реки.





Взаимопроверка.

7. Подведение итогов.

Вспомните, какую мы ставили учебную задачу?




Что мы узнали на уроке?










Все ли пункты нашего плана урока мы выполнили?

Давайте подсчитаем баллы, которые вы заработали за урок.

Переведем баллы в отметку. Перевод баллов в отметку есть в рабочем листе.

На отдельном листке запишите фамилию и имя, вашу отметку и сдайте учителю.


Учащиеся вспоминают учебную задачу, поставленную в начале урока.

Учащиеся говорят: «Узнали, что такое река, её части -исток, устье, приток, дельта. Научились находить части у рек по карте.»



Да.

Подсчитывают баллы, переводят в отметку.

8. Рефлексия.

Вы все работали на уроке очень хорошо.

На слайде у меня записаны начало высказываний, я попрошу вас продолжить их, применяя к нашему уроку.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


9. Д/З

Параграф 33. Мой тренажер стр.52 № 20, стр.53 № 23.

По желанию сообщение об одной реке: Волга, Северная Двина, Лена, Енисей, Обь.

Записывают д/з в дневник.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!