2. Определение темы урока. | Задаю вопросы: Какую оболочку Земли мы изучаем? Какие выделяют части гидросферы? Давайте вспомним номенклатуру по Мировому океану. Задание: Нужно отгадать кроссворд, составив ключевое слово, мы узнаем тему нашего урока: (слайд 1) - Это море не имеет берегов, название получило по обитаемым в нем водорослям. - Море, которое омывает северную часть Архангельской области. -Самый крупный полуостров. -Пролив, разъединяющий Евразию и Северную Америку. Какое ключевое слово мы получили? (слайд2) ТЕМА НАШЕГО УРОКА «РЕКИ-АРТЕРИИ ЗЕМЛИ» Запишите тему урока в рабочий лист. Поставьте количество баллов в рабочий лист: за каждый правильный ответ по 1б.(максимально 4б.) | Учащиеся отвечают на вопросы. -Гидросфера. -Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере. Учащиеся отгадывают кроссворд в рабочем листе Учащиеся отвечают: «Реки» Учащиеся записывают тему в рабочий лист, выставляют баллы. |
3. Проблемная ситуация и постановка учебной задачи. Планирование работы. | В мире насчитываются миллионы рек, больших и малых Задаю вопрос: Что такое река?(слайд3) Ребята, вы дали много определений, но какое из них верное, мы пока не знаем. Давайте сформулируем учебную задачу нашего урока? Что бы работать дальше, мы должны спланировать нашу работу. План урока записан на доске: Что такое река. Части реки. Два вида рек, пороги и водопады. Работа с географической картой. Самостоятельная работа. | Учащиеся дают свои определения реки. Формулируют учебную задачу: Узнать что такое река? Какие бывают реки? Какие выделяют части реки. Читают план на доске. |
4.Усвоение новых знаний. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Приступаем к выполнению первого пункта плана. Работаем по группам. У вас на столах есть определение понятия «река», но по отдельным словам. Вам нужно собрать это определение. Давайте проверим определение. (слайд 3) Запишите определение в рабочий лист. Если все слова в определении расставлены по–порядку, поставьте себе 1б. Мы узнали, что такое река. Приступаем к выполнению второго пункта плана. Ребята, у реки выделяют части. Задание по группам: Работаем по учебнику. Каждой группе нужно изучить свою часть реки, обсудить в группе, подготовиться к отчету. Все вместе мы на доске соберём воображаемую схему речной системы, которую вы одновременно будете изображать в рабочем листе. Начинаем отчитываться по проделанной работе. Из группы выступает один-два человека. На магнитной доске идет коллективное моделирование речной системы. Учитель контролирует выступление учащихся и одновременно показывает слайды и читает стихи по данным частям реки, показывает реки на карте. Учитель: Исток нашей русской реки Волги находится на Валдайской возвышенности. «…Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника, Выбегает голубое чудо- Русская великая река…» (слайд 5) Истоком реки Ангара является озеро Байкал «… Коварная, лихая, сумасбродная, Родная дочь Байкала старика, Ты по то тайге меж гор течешь, свободная, Могучая, сибирская река…» (слайд6) Исток реки Терек находится в горах Кавказа. «…Терек воет, дик и злобен, Меж увесистых громад, Бури плач его подобен, Слезы брызгами летят…» Также реки могут начинаться из болот и при слиянии двух рек. Наша главная река в Архангельской области начинается от слияния рек Сухона и Юг.(слайд7) Устьем Волги является Каспийское море, Устьем Северной Двины является Белое море. Показывает притоки Волги, Северной Двины. А что является истоком и устьем у нашей местной реки Устьи? Какие есть у неё притоки? На этот вопрос постараются ответить два ученика из класса (можно заранее выбрать двух учащихся). Они поработают с картой Архангельской области. Показывает дельту Волги.(слайд8) Давайте послушаем ребят с индивидуальным заданием о реке Устья. Ребята, сейчас мы с вами узнали части реки. Все эти части вместе взятые образуют речную систему. Речная система- это главная река со всеми её притоками. Приступаем к выполнению третьего пункта плана. Учитель показывает слайд и просит ребят сравнить две реки. Чем отличаются эти реки?(слайд9) Поэтому реки бывают горные и равнинные. На горных реках встречаются пороги (слайд 10) и водопады.(слайд11) Какой на Земле водопад самый высокий, вы узнаете сами. Вам даны географические координаты этого водопада.(слайд 11). По физической карте полушарий определите водопад. Запишите его название в рабочий лист. За правильный ответ поставьте 1б. в рабочий лист. | Работают в группе, составляют определение реки. Учащиеся зачитывают определение, сравнивают с определением других групп, записывают определение, Самопроверка- выставляют баллы. Учащиеся работают над заданием в группе. Учащиеся рассказывают о своей части реки, находят реки на карте. Первая группа рассказывает об истоке реки.(слайд 4) Прикрепляют свою часть реки на доске к схеме речной системы. Истоком реки может быть родник. Истоком может быть озеро. Истоком может быть ледник в горах. Учащиеся находят исток Северной Двины на карте. Вторая группа рассказывает об устье.(слайд8) Прикрепляют свою часть реки на доске к схеме речной системы. Третья группа рассказывает о притоках. Объясняют, как найти у рек правый и левый притоки. Прикрепляют свою часть реки на доске к схеме речной системы. Учащиеся затрудняются ответить на вопрос. Ребята работают в паре отдельно от всех. Четвертая группа рассказывает о дельте. Прикрепляют свою часть реки на доске к схеме речной системы. Учащиеся рассказывают об истоке, устье, притоках реки Устья, показывая их на карте Архангельской области. Записывают определение в рабочий лист. Учащиеся пытаются найти черты отличий. У одной реки русло широкое, у другой узкое. У одной реки течение спокойное, у другой быстрое. Учащиеся самостоятельно работают с картой, по географическим координатам определяют водопад, записывают название в рабочий лист, выставляют баллы. |
7. Подведение итогов. | Вспомните, какую мы ставили учебную задачу? Что мы узнали на уроке? Все ли пункты нашего плана урока мы выполнили? Давайте подсчитаем баллы, которые вы заработали за урок. Переведем баллы в отметку. Перевод баллов в отметку есть в рабочем листе. На отдельном листке запишите фамилию и имя, вашу отметку и сдайте учителю. | Учащиеся вспоминают учебную задачу, поставленную в начале урока. Учащиеся говорят: «Узнали, что такое река, её части -исток, устье, приток, дельта. Научились находить части у рек по карте.» Да. Подсчитывают баллы, переводят в отметку. |