Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии на тему "Как люди открывали и изучали Землю".»
Тема: Как люди открывали и изучали Землю.
Тип урока | Комбинироваанный |
Цели | Формирование умения работать с различными источниками информации; воспитать чувство гордости за достижения и мужество российских землепроходцев и мореплавателей. |
Образовательные ресурсы | Учебник, атлас, физические карта мира. |
План урока | 1. Как люди открывали и изучали Землю. 2. Как появилось понятие география. 3. Какой вклад внесли русские землепроходцы и путешественники в открытие новых земель. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальный, фронтальный. |
Основные понятия | Этапы освоения Земли, Геродот, Эратосфен, Аристотель, Марко Поло, Афанасий Никитин, Христофор Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Дж. Кук, Е. П. Хабаров, С. И. Дежнёв, М. В. Ломоносов. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Исследовать по картам маршруты известных путешественников, определять цели их путешествий, анализировать итоги путешествий и открытий. | Познавательные: работать с различными источниками информации, выделять главное, сравнивать элементы. Коммуникативные: слушать и учувствовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы. Регулятивные: самостоятельно определять цели и задачи урока, работать по предложенному алгоритму. | Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность. |
Структура урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Проверка готовности к уроку.
1. Что означает слово «география»?
2. Что изучает география?
3. Какие задачи стоят перед наукой?
4. С помощью каких методов ведут исследования ученые-географы?
II. Актуализация знаний.
Знания о Земле накапливались долгие тысячелетия. Караваны купцов, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведомому.
Недели и месяцы плыли суда в неизвестность. Только океан да небо кругом! и вот, наконец, …Земля! Иногда это крохотный остров. Иногда - огромный материк. Трудом отважных мореплавателей, путешественников и ученых постепенно создавалась обобщенная картина современного мира.
И сегодня Землю изучают сообща: ведутся исследования из космоса, организуются международные научные экспедиции.
В наш космический век Земля перестала быть неизвестностью.
III. Изучение нового материала.
Географическая наука накапливала знания о Земле на протяжении многих тысячелетий. Открытия, исследования различных областей земли порой сопровождались огромным риском для жизни участников экспедиции. Их поджидали в пути смертельные опасности: штормы, ураганы, изнурительная жара, холод. Они испытывали голод и жажду, умирали от цинги и желтой лихорадки. Принося себя в жертву, они испытывали великое счастье открытий.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из числа этих мужественных и любознательных людей.
Время | Имя путешественника, мореплавателя, ученого | Цель путешествия, исследования | Итог путешествия, исследования |
Древний мир | Финикийцы | Плавание по Средиземному морю, Атлантическому океану. | Открытие новых земель. |
| Аристотель | Наблюдение за затмениями Луны и Солнца. | Земля – шар. |
| Эратосфен | Измерение длинны земного меридиана; разработка способа построения карты; создание книги, в которой определены территории, отличающиеся природными условиями. | Определение размеров Земли, введение понятия «география». |
IX-XI вв. | Норманны | Открытие новых земель. | Открытие о. Исландия, о. Гренландия, Северной Америки. |
| Новгородцы | Поиск мест охоты и рыболовства. | Открытие о. Грумант (Шпицберген), выход к устью Оби. |
XIII в. | Марко Поло | Путешествие в Азию, расширение торговли. | Получение сведений о природе Памира, Китая, Индии. |
XV в. | Афанасий Никитин | Налаживание экономических связей. | Описание природы и населения Индии. |
| Христофор Колумб | Поиск короткого пути в Индию через Атлантический океан. | Открытие Нового Света. |
| Васко да Гама | Морской путь в Индию вокруг Африки. | Открытие путь в Индию вокруг Африки. |
XVI- XVII в. | Фернан Магеллан | Первое кругосветное путешествие. | Мировой океан един. Земля – шар. Определены размеры Земли. |
XVI- XVIII в. | Иван Москвитин | Поход к Охотскому морю в поисках новых свободных земель. | Первым из европейцев достиг побережья Охотского моря, открыл Сахалинский залив. |
| Семен Дежнев | Поход на север Сибири с целью открытия новых земель. | Открытие реки Колымы, описание природы Чукотского полуострова, Анадырского края. |
| Владимир Поярков | Плавание по реке Лена, поиск новых земель. | Подробное описание Приамурья. |
| Ерофей Хабаров | Освоение Дальнего Востока России, путешествие по бассейну реки Лена. | Открытие новых земель, пригодных для сельского хозяйства, соляных источников. |
XIX в. | Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский | Открытие новых земель, кругосветное плавание. | Первое русское кругосветное плавание, открытие многих островов в тихом океане. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан)
Кто первым использовал термин «география»? (Эратосфен)
Кто из русских землепроходцев первым вышел к Тихому океану? (Иван Москвитин)
Как сейчас называется о. Грумант (Шпицберген)
Кто первым обогнул с юга Африку и открыл морской путь в Индию? (Васко да Гама)
V. Итоги урока. Рефлексия.
- Удалось ли тебе выполнить задание?
- Правильно ли ты выполнил задание?
- Что ты узнал на уроке нового?
Домашнее задание.
§ 1; вопросы после параграфа.
Приложение
Время | Имя путешественника, мореплавателя, ученого | Цель путешествия, исследования | Итог путешествия, исследования |
Древний мир | Финикийцы | | |
| Аристотель | | |
| Эратосфен | | |
IX-XI вв. | Норманны | | |
| Новгородцы | | |
XIII в. | Марко Поло | | |
XV в. | Афанасий Никитин | | |
| Христофор Колумб | | |
| Васко да Гама | | |
XVI- XVII в. | Фернан Магеллан | | |
XVI- XVIII в. | Иван Москвитин | | |
| Семен Дежнев | | |
| Владимир Поярков | | |
| Ерофей Хабаров | | |
XIX в. | Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский | | |