СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии на тему «Численность населения Земли. Расовый состав» (6 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока: создание условий, обеспечивающих осознанное усвоение понятий  «население», «расы».

Задачи:

- обучающие: сформировать знание учащихся о  составе населения мира, о внешних признаках расовых различий, выявить страны  с наибольшей численности населения.

-развивающие: продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность.

-воспитательные: формирования жизненной позиции о равенстве всех рас и толерантности по отношению к представителям всех человеческих рас; развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности

Тип урокаурок формирования знаний

Формы работы учащихся групповая, индивидуальная

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии на тему «Численность населения Земли. Расовый состав» (6 класс)»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока «Численность населения Земли. Расовый состав»

Раздел 3. Население Земли

Урок 1. Численность населения Земли. Расовый состав

Базовый учебник Герасимова Т. П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии», 2011

Цель урока: создание условий, обеспечивающих осознанное усвоение понятий «население», «расы».

Задачи:

- обучающие: сформировать знание учащихся о составе населения мира, о внешних признаках расовых различий, выявить страны с наибольшей численности населения.

-развивающие: продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность.

-воспитательные: формирования жизненной позиции о равенстве всех рас и толерантности по отношению к представителям всех человеческих рас; развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности

Тип урока урок формирования знаний

Формы работы учащихся групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование учебник Герасимова Т. П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии», карты атласа, компьютер, мультимедиа учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс», ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru, http://priroda.inc.ru/naselenie.html.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать/понимать ос­новные географические понятия и термины: население, основные человеческие расы и признаки по которым они различаются; называть и показывать самые многонаселённые страны.

уметь анализировать изменение численности населения Земли от начала нашей эры до XXI века.

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные:

- умение обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;


Имена Николай Николаевич Миклухо-Маклай.




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


I. Подготовительный этап.

Шаг1

Актуали

зация






Шаг 2. Целеполагание.


Предлагает сформулировать учащимся тему урока.

Когда хороший человек
рождается на свет,
На нём отметки  « хорошо »
нигде, конечно, нет.
Но он живёт, растёт, творит,
он делает добро,
И каждый, встретившийся с ним,
сказал : " Мне крупно повезло ! "
Мне повстречался человек
отзывчивый такой,
С большой и светлою душой
и умной головой.
И если б каждый был таким,
жилось бы так светло !!!
Сама  Земля сказала б им:
" Мне крупно повезло ".

Вы догадались, как называется тема?

А я бы хотела начать урок словами Н. Н. Миклухо-Маклая «Ценить людей надо по тем целям, которые они представляют». Почему?

– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

Во время нашего урока мы будем знакомиться не только с численностью населения, основными расами, их признаками, а также выясним, влияют ли расовые признаки на интеллект и физическое развитие человека.

Формулируют тему, записывают в тетрадь.



Сегодня мы будем говорить о человеке, о населении.

Нам надо выяснить, сколько людей живет на планете. Каков расовый состав.

5 мин


II. Основной этап.

Шаг 1 Информационный блок



20 мин


Шаг 2 Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

А теперь давайте обобщим всю информацию и сделаем вывод.

Игра «Что значат эти цифры?»

От 3 до 5 млн лет (появились первые предки человека)

30-40 тыс лет (возник современный биологический вид – человек разумный)

407 тыс. чел (численность населения города Брянска)



7 млрд (численность населения Земли)

2000 лет (назад)

230 млн (обитало людей)

146,5 млн (численность населения России)

1 млн. 225 тыс. (численность населения Ьрянской области)




Шаг 3 Информационный блок

2. Расовый состав населения

За многие тысячелетия физический облик человеческих существ претерпел изменения. Шел естественный отбор: выживали и давали потомство организмы, наиболее приспособленные к особенностям природы (климату).

Какой компонент природы является основным в изменении климата? (Солнечный свет и тепло).

И стали формироваться расы – группы людей с характерными внешними признаками, которые передаются по наследству. (Записывают определение в тетрадь).

Как появился сам термин “раса”, точно не установлено. Возможно, от арабского слова “рас” - голова, начало, корень. А может от итальянского “razza” -племя.

А скажите мне, пожалуйста, по каким внешним признакам отличаются люди друг от друга? (Цвет кожи, волос, глаз и т.д.)

Правильно, именно по таким признакам, а мы их назовем расовые, отличаются группы людей. В конце концов, сформировались три основные человеческие расы – европеоидная, монголоидная, негроидная или экваториальная.

Давайте выделим характерные черты внешнего вида для каждой расы (стр.156-157 учебника, рис. 102-104)

(Анализируя текст учебника на с. 157, учащиеся устанавливают, какие признаки характерны для каждой расы, находят на карте места расселения)

Откройте, пожалуйста, стр.157 в учебнике, найдите пункт 1, прочитайте (работа с учебником). Скажите, где проживают представители европеоидной расы? (Европа, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Северная Африка, Юго-Западная Азия, север Индии). Учитель показывает на карте полушарий ареалы распространения европеоидных рас.

Какие внешние данные можно выделить у представителей европеоидной расы?

Т.к. ареал распространения этой расы очень большой, и климат там разнообразен, расовые признаки будут различными. Поэтому европеоидная раса имеет две ветви:

- северная ветвь – светлая кожа, волнистые и светлые волосы;

- южная ветвь – смуглая кожа, прямые и темные волосы.

Почему у них сформировалась такая внешность ?

(Заполняется таблица по ходу беседы учителя). Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас, переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди и альбиносы, т.к. в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар.

(На фоне китайской мелодии проецируется изображение представителей монголоидной расы).

У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли кожная складка, прикрывающая слезный бугорок во внутреннем уголке глаза, и развитая складка верхнего века, защищающая глаз от ветра и пыли. Поэтому монголоиды лучше переносят резко-континентальный климат, реже болеют конъюнктивитом. Естественный отбор играл важную роль и в распределении некоторых признаков, например, среди монголоидной расы много людей с третьей группой крови. Исследования показали, что люди с этой группой крови реже заражаются оспой и легче её переносят.

Скажите, ребята, почему разрез глаз становится уже? (Из-за пыльных и снежных бурь). Продолжают заполнять таблицу.

(На фоне африканской мелодии проецируется представитель негроидной расы).

Можно предположить, что особенности негроидов и австралоидов складывались под влиянием жаркого и влажного климата и сильной солнечной радиации. Известно, что негроиды и австралоиды могут подолгу находиться под палящими лучами тропического солнца без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействия солнечных лучей их предохраняет темная кожа и черные курчавые волосы, образующие на голове защитную “шапку”. Карий цвет волос выполняет, вероятно, такую же роль. Аналогично объясняются и особенности строения носа (большие ноздри, открытые для циркуляции воздуха, широкий нос), а также утолщенные губы.

О появлении рас существует легенда.

Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черными, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и получились они неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

Расовый состав населения Земли

Раса

Доля населения Земли, %

Место обитания

Основные внешние признаки

Европеоидная:

А) северная ветвь

Б) южная ветвь


40

Европа, Австралия, Северная Америка, Северная Африка, Юго-Западная Азия, север Индии,

А) Светлая кожа, волнистые и светлые волосы

Б) Смуглая кожа, прямые и темные волосы

Монголоидная:

А) азиатская ветвь

Б) американская ветвь

37

Восточная, Центральная и Юго-Восточная Азия, Северо-восток Индии, Центральная и Южная Америка

Желтоватая или красноватая кожа, черные прямые волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы

Негроидная (экваториальная)

8

Центральная и Южная Африка, Северная Америка

Темная кожа, черные курчавые или волнистые волосы, толстые губы, широкий нос

Австралоидная

0,2

Океания, Южная Азия

Темная кожа, черные курчавые или волнистые волосы, толстые губы, широкий нос

Смешанные и переходные расы

Около 15

Повсеместно


Далее учащиеся выясняют, чем объясняются расовые различия у людей. Проблема объяснения расовых различий не решена до конца.

Поэтому существует несколько теорий, объясняющих эту проблему. Наиболее распространены две из них.

Учитель задаёт вопрос: Скажите, влияет ли разрез глаз или цвет волос на ваше развитие?

Расовые признаки являются отличительными признаками, но никак не влияют на психологические, интеллектуальные, нравственные черты личности. Среди представителей всех рас имеются знаменитые ученые, деятели культуры и искусства. И все они равны между собой. Но так было не всегда. Раньше народы европеоидной расы считали представителей экваториальной расы способными только к физическому труду (из-за сильной выносливости). Поэтому долгое время народы экваториальной расы вывозились с Африки в качестве рабов на тяжелые физические работы, поэтому их можно встретить на любом материке. Но первым европейцем, который попытался доказать, что цвет кожи не влияет на физическое и интеллектуальное развитие, был Николай Николаевич Миклухо-Маклай. (Рассказ о Н.Н. Миклухо-Маклае по книге…)

Важно помнить, дорогие друзья, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы и национальности, а от воспитания образования, целеустремленности, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека.

Но есть примеры, когда проявлялось превосходство одной расы над другой. Знакомство с терминами «расизм», «расовая дискриминация»

Вывод: расовые отличия внешних признаков не влияют на способности людей. Не существует высшей и низшей расы. Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы или национальности, а от воспитания, образования, состояния здоровья человека.

- К какой расе мы относимся? (Европеоидная)

-Как вы это определили? (Перечисление признаков европеоидной расы)


Запись в тетрадь

расы – группы людей с характерными внешними признаками, которые передаются по наследству.





заполнять таблицу по учебнику: с 157.









































Сообщения учащихся











































Сообщения учащихся

Равенство всех рас смог подтвердить русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай




III. Закрепление

  • На каком материке появились люди?

  • Как называется современный биологический вид человека ?

  • Какова численность населения Земли?

  • Что такое раса?

  • Почему возникли разные расы?

  • Как отличить одну расу от другой?

  • Назовите основные человеческие расы.

  • Какое значение для науки имели исследования Н. Н. Миклухо-Маклая о равенстве человеческих рас?

  • Как люди разных рас должны жить в этом мире, как они должны относиться друг к другу?





Проходят тестирование.

10 мин


IVЗаключительный этап.

Шаг1. Итог. Оценка работы


Шаг2. Рефлексия

1. Что нового вы узнали на этом уроке?

2. Что вас заинтересовало и запомнилось?

3. О чём бы ещё хотел узнать?


– Наш урок я хочу закончить словами Сухомлинского: «Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем, кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир».

– И только от нас, людей, зависит, сможем ли мы увидеть и сберечь эту необыкновенную красоту.


Определите свое настроение.

Как вам работалось на уроке?

– Все люди на Земле разные.

5 мин


Домашнее задание

§ 51, 52, выучить 10- самых многонаселенных стран мира и уметь показывать на карте.


Записывают задание в дневник




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!