Тема: М.Зощенко. «Великие путешественники» 1 урок 7 кл.
Цель: познакомить с рассказом М.Зощенко «Великие путешественники»,
формировать навыки беглого выразительного чтения.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания учащихся по теме, развивать умение анализировать текст художественного произведения.
Учить школьников делать обобщения на основе имеющихся фактов, выделять главное и существенное.
Дать представления о русских путешественниках, открывшие новые земли Дальнего Востока.
Дать понятие юмора; выявить отличительные признаки, проанализировать произведение, основываясь на действия героев.
Закрепить знания учащихся об автобиографических данных писателя.
Коррекционно-развивающие:
1. Корригировать и развивать устную связную речь учащихся.
2.Развивать навык смыслового чтения, умение работать с текстом.
3.Коррекция словесно – логического мышления, памяти и внимания.
Воспитывающие:
Воспитывать в детях чувство уважения друг другу.
Воспитывать гордость за великих людей страны.
Воспитывать интерес к чтению.
Методы преподавания: репродуктивный метод, частично – поисковый метод, наглядности, информационно – сообщающий метод, объяснительный метод, побуждающий и стимулирующий метод.
Методы учения: исполнительский метод, репродуктивный метод, практический метод, частично-поисковый метод.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, карточки, портреты путешественников, толковый словарь для школьника, аудиозапись рассказа, учебник по литературе, портрет писателя, глобус.
Подготовительная работа: карточки с информацией о русских путешественниках.
Ход урока.
1. Организационный момент
Здравствуйте, проверьте свою готовность к уроку. Молодцы, садитесь.
Пусть улыбками лица засветятся, Слайд 1
Пусть удача сопутствует вам.
Впечатлений хороших от встречи
Пожелаем мы нашим гостям.
2.Мотивационный этап.
1.Речевая разминка. Прибыл Клим из Клина в Крым. Слайд 2
- прочитайте всем классом.
-прочитайте с выделением 2-го слова, 3-го слова, 4-го слова.
- Крым, Клин – что это такое?
- Что делал Клим? Как его назвать?
3.Постановка учебной задачи и ее решение
1.Актуализация знаний учащихся. Знакомство с мировыми путешественниками
Фамилии, представленные на слайде: Колумб, Магеллан, Македонский. Слайд 3
- Вы знаете этих людей, чем они знамениты?
Работа по карточке 1. Соедините линиями достижение каждого путешественника.
Магеллан – завоеватель и открыватель Азии.
Македонский – открыватель Америки.
Колумб – кругосветное путешествие.
Проверка задания 1: чтение словосочетаний.
- Каких русских путешественников вы знаете?
2. Сообщения учеников о великих путешественниках мира. Слайд 4
- Я хочу, чтобы вы послушали нескольких учеников, подготовивших специально для вас, сообщение о великих русских путешественниках и показ портретов у доски (Хабаров, Поярков, Дежнёв, Никитин)
3.Беседа о прослушанном.
-Кем были все эти люди?
-Почему их называют великими?
-Как вы думаете, какие качества были присущи всем этим людям?
4. Составление кластера
- А знаете ли вы что такое путешествие? (ответы детей) Слайд 5
- Какие возникают ассоциации, когда вы слышите слово «путешествие».
Работа по карточке 2. Составление кластера
- Запишите слова, связанные с этим понятием.
Путешествия Поиски
Поход Подготовка Открытия Находки
Для учащихся гр.1 – разбор слова по составу.
Для Челышева А. - найди определение в толковом словаре
Проверка задания 2: чтение слов и разбор слова по составу.
5. Словарь.
- Давайте узнаем, какое определение дается в словаре Даля.
- прочитает Челышев А. Слайд 6
Путешествие – это ходьба или езда по чужим местам.
-А кто из вас бывал в походе или путешествии, поделитесь своими впечатлениями?
-Как вы собирались в поход, путешествие?
- Герои одного из произведений, с которым мы познакомимся сегодня тоже собирались в поход.
Название произведения зашифровано. Попробуем его расшифровать:
ИКИННЕВТСЕШЕТУП ЕИКИЛЕВ Слайд 7
- Автор этого рассказа М.М.Зощенко.
2.Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Учитель - Девизом в жизни М.Зощенко было высказывание: «Цель жизни — найти призвание», — говорил он. Его призванием стала литература. Зощенко для детей написал много рассказов. Слайд 9
Среди них особое место занимают рассказы о Лёле и Миньке. В них автор использует воспоминания своего детства. Лёля-старшая сестра писателя, Минька-он сам. - Мы знакомы с героями рассказов Зощенко – Лёля и Минька (на слайде картинка из рассказа «Ёлка»). Слайд 10
В сегодняшнем рассказе мальчик Минька сам, от 1-го лица, рассказывает одну интересную историю. Слайд 11
2. Первичное знакомство с текстом по аудиозаписи.
- А сейчас послушайте рассказ «Великие путешественники»
3. Проверка восприятия учащихся
- Вам понравился рассказ? (Да, мне очень понравился, потому что он очень увлекательный, интересный, забавный и смешной).
Физ. Минутка Слайд 12
- Ребята, какое впечатление оставляют у вас юные путешественники? Очень смешной рассказ и, поэтому хочется смеяться, не хочется горевать, унывать.
- Молодцы! Данный рассказ относится к юмористическим. Юмор - это то, что доставляет радость, заставляет нас смеяться и веселиться. Юмор ассоциируется непосредственно с шутками, анекдотами, историями на разные темы.
- Это то, что необходимо нам в повседневной жизни. Человек, с так называемым чувством юмора, пользуется успехом в окружаемом его обществе.
- Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).
4.Словарная работа.
- Прежде чем перейти к изучению рассказа, мы разберем значение слов, которые могут
быть вам непонятны. Слайд 13-14
Работа по карточке 3. Подчеркните непонятные для вас слова.
Объяснение слов учениками и на слайдах.
Кругосветное- путешествие, совершаемое вокруг земного шара
Рукомойник - небольшой висячий умывальник, служащий для подачи воды при
умывании.
Привал- остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки.
Маятник- качающийся стержень, прикрепленный верхним концом к неподвижной
точке.
Космография- наука о космосе
Перочинный ножик- небольшой складной карманный нож
5. Повторное чтение первой части детьми.
А теперь вы еще раз прочитаете, но только первую часть.
6. Вопросы по содержанию
- Кто здесь главные герои? (главные герои – Стёпка, Минька и Леля).
- Что стало причиной путешествия детей? (Минька узнал, что Земля круглая и, что её можно обойти, вернувшись в то же место.(показать на глобусе).
- Кто из них вам наиболее симпатичен? Почему? (Мне нравится Стёпка, он храбрый, Смелый, не побоялся отправиться в путешествие. А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Стёпка его обожает, он ничего не может сказать.)
- Что дети взяли с собой в путешествие? (три рубля, большой мешок, в который они стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий: хлеб, сахар, кусочек сала, разную посуду- тарелки, стаканы, вилки, ножи, цв. карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник, увеличительное стеклышко, два одеяла, подушку, три рогатки, удочку, сачок для ловли тропических бабочек).
- Как вы думаете с таким багажом можно отправляться в кругосветное путешествие?
5. Итог урока. Оцени себя на уроке. Работа по карточке 4. Слайд 15
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
Оценка____
6. Домашнее задание.
Карточки с информацией о русских путешественниках
Семён Дежнёв – русский мореход, путешественник и исследователь Сибири. Отряд Дежнёва доказал, что Америка и Дальний Восток не соединяются. Они открыли пролив между этими землями. |
Василий Поярков – русский землепроходец. Его отряд первым побывал на реке Амур и вышел к Тихому океану, обнаружил остров Сахалин. |
Хабаров Ерофей – русский путешественник, составил чертёж реки Амур. Со своим отрядом плавал по реке Амур, собирал сведения о природе Приамурья. |
Афанасий Никитин – купец и путешественник, первым открыл Индию, написал путевые записки под названием «Хождение за три моря». |