Тема: К.М. Симонов "Сын артиллериста".
Цель: Познакомить учащихся с произведением К.М. Симонова
Задачи:
- формировать навык осознанного беглого чтения;
- развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;
- развитие связной устной речи учащихся;
- развитие мышления и воображения;
- воспитание и развитие интереса к чтению;
- воспитание чувства патриотизма;
Оборудование: учебники, портрет К.М. Симонова, цветные иллюстрации сражений ВОВ, портреты детей - героев ВОВ, аудиозапись песен "Священная война", "День Победы".
Ход урока.
I. Орг. момент.
Звучит аудиозапись "Священная война"
- Какие чувства вызывает эта музыка?
- Какой праздник отмечает наша страна?
- Что вы знаете об этой войне?
- Какая эта была война для нашего народа?
- Кто одержал победу?
- Что несет с собой война?
- Есть такое выражение "война никого не щадит". Как вы его понимаете?
- Посмотрите на фотографии детей - героев ВОВ
Марат Казей 14 лет - взорвал себя вместе с врагами.
Валя Котик 14 лет - партизан - разведчик, убит в бою.
Леня Голиков 16 лет - разведчик, погиб в бою.
Саша Чекалкин 16 лет - член партизанского отряда, после нескольких дней пыток, повешен.
Зина Портнова 17 лет - разведчица партизанского отряда, рассреляна.
II. Сообщение темы урока.
- Тема войны всегда была актуальной и в музыке, и в литературе. Почему писатели, режиссеры, музыканты обращаются к этой теме?
- Сегодня мы познакомимся с одним из таких произведений.
III. Повторение изученного.
- Что вы знаете о биографии К.М. Симонова?
- Какова главная тема произведений К.М. Симонова?
- Главной темой творчества К.М. Симонова была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты, ушел на фронт. За 4 года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Как военный корреспондент он побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.
В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста».
Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжелые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Нередко лейтенанту приходилось указывать место обстрела недалеко от укрытия, где он находился, а иногда наводить огонь прямо на себя.
Кем он был на фронте во время ВОВ?
За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие К.М. Симонов в годы войны был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.
IV. Изучение нового материала.
1. Чтение произведения учителем.
2. Словарная работа.
Артиллерийский полк - воинская часть оснащенная огнестрельным орудием крупного калибра (пушки, гаубицы, минометы).
Рысь, карьер - бег коней.
Лейтенант - младшее офицерское звание.
Косая сажень в плечах - широкоплечий.
3. Беседа о прочитанном.
- Кто герои стихотворения?
- Что объединяло майора Деева и Петрова?
- Как характеризует автор сына Петрова - Леньку?
- Кто воспитывал Леньку? Почему у него оказалось два отца?
- Чему учил Леньку майор Деев? Какие слова он постоянно повторял?
- Что случилось с майором Петровым, отцом Леньки?
- На сколько лет жизнь разлучила Леньку с Деевым?
- Как произошла их встреча?
- Опишите внешний вид лейтенанта Петрова?
- Почему Ленька должен был отправиться в тыл врага?
- Почему Деев поручил опасное задание приемному сыну?
- Понимал ли Деев, что Ленька может погибнуть?
- Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага?
- Как Ленька ведет себя при выполнении задания?
- Какой подвиг совершил Ленька?
- Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя?
V. Физ. минутка.
VI. Работа над техникой чтения.
VII. Домашнее задание.
VIII. Итог урока.
- Какая главная тема стихотворения К.М. Симонова?
- Какой подвиг совершил Ленька? А майор Деев?
Из благодарной памяти человечества ни когда не изгладится великий подвиг народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принесших свободу народам многих стран.
Звучит аудиозапись "День Победы".