СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 7 классе по теме "Плоские черви"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кнспект урока по биологии в 7 классе по теме "Тип Плоские черви". В конспекте урока: пояснительная записка, технологическая карта. Используемая технология: Продуктивное чтение( смысловое чтение).

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 7 классе по теме "Плоские черви"»

МОУ «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 3»

Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Новая Игирма, мкр. Химки д.27

индекс: 665684, тел./факс: (39566) 62-3-59, e-mail: [email protected]














Конспект урока по биологии в 7 классе

Тема «Тип Плоские черви»



Разработала: Жмурова Виктория Ивановна,

учитель биологии





Новая Игирма



Пояснительная записка

Направление: естественные науки (биология)

Тема урока: Тип Плоские черви.

Класс 7б, 21 человек.

Психолого-педагогическая характеристика класса:

Реальные учебные возможности учащихся данного класса – средние. Из 21 человека 5 человека проявляют повышенный интерес к биологии, семь человек занимаются стабильно, хорошо усваивают учебный материал. Часть учащихся особого интереса к биологии не проявляют, но минимум учебного материала усваивают.

Результаты диагностики репрезентативной системы восприятия и переработки информации, показали, что из 21 респондентов: кинестетов составляют 5 человек, которые характеризуются хорошей моторной памятью, тактильным восприятием; аудиалов – 10 человек (преобладание слуховой памятью), визуалов – 6, хорошо развито зрительное восприятие.

По типу темперамента ребята подразделяются: на холериков 8 человек, неуравновешенные, не достаточно самообладания, бывают вспыльчивы, несдержанны, приступают к делу увлеченно, но сил на долго не хватает, трудно дается спокойная, медленная деятельность; сангвиников – 6 человек, характерна продуктивность и быстрота в деятельности; меланхоликов - 4 человека, характеризуются пассивностью на уроках, проявляют тревожность при проверке знаний, не всегда хорошо справляются с тестовыми заданиями, флегматиков – 3, свойственна усидчивость, умеют вникать в суть дела, но им трудно переключаться с одного задания на другое.


Программа « Биология. 5-9 классы» -М.: Дрофа, 2012год., программа авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника.


Учебник: Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2016 год.


Данный урок проводится при изучении курса биологии в 7 классе, является ??? уроком в теме «Многоклеточные животные». Знания, полученные на этом уроке, будут необходимы при изучении последующих тем курса биологии.



Тип урока: урок открытия новых знаний


Вид урока: смешанный


Образовательная технология: технология «Продуктивное чтение» (смысловое чтение).

Цели урока:

- изучение особенностей строения, жизнедеятельности плоских червей.

Задачи:

Обучающие:

- изучить особенности строения и развития различных представителей плоских червей.

Развивающие:

- обогащение и усложнение словарного запаса, развитие коммуникативных качеств, памяти, внимания, формирование навыков исследовательской деятельности,

- дальнейшее развитие умения работать с учебником, дополнительной литературой в Интернет-источниках.

воспитательные:

- продолжить на данном уроке формирование навыков личной гигиены, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.


Структура урока.

Этапы урока

Цель этапа

Средства обучения

1.Организационный момент.

- Общая готовность детей к уроку;

- Концентрация внимания учащихся;

- Создание благоприятной атмосферы в классе.

Мультимедиа

Мотивация к учебной деятельности. Вызов.

- определение темы урока и постановка учебных задач


2.Основной этап – работа с текстом с использованием технологии «Продуктивное чтение» (смысловое чтение).

1 этап: работа с текстом до чтения.

Определение смысловой, тематической, направленности текста по названию параграфа, ключевым словам с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности обучающихся к работе.

Мультимедиа, дидактический материал

3.2 этап: работа с текстом во время чтения.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы). Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагмента текста.

Мультимедиа, дидактический материал.

4.3 этап: работа с текстом после чтения.

Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста. Творческие задания.

Мультимедиа, дидактический материал.

Первичная проверка новых знаний



5. Рефлексия учебной деятельности.


Мультимедиа, дидактический материал.

6. Домашнее задание.

Минимум

Максимум

Мультимедиа.



Разработка урока биологии по разделу «Животные»

Класс 7 дата ??? предмет Биология

Темаурока: Тип Плоские черви Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: смешанный

Цели урока:

- изучение особенностей строения, жизнедеятельности плоских червей.

Задачи:

Обучающие:

- изучить особенности строения и развития различных представителей плоских червей,

Развивающие:

- обогащение и усложнение словарного запаса, развитие коммуникативных качеств, памяти, внимания, формирование навыков исследовательской деятельности,

- дальнейшее развитие умения работать с учебником, дополнительной литературой.

Воспитательные:

- продолжить на данном уроке формирование навыков личной гигиены, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Формируемые УУД:

Познавательные: осуществление постановки и формулирования проблемы, овладение приемами работы с информацией.

Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение отстаивать свою позицию, обмениваться мнениями в паре, активно слушать сверстников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.

Регулятивные: принимать учебную задачу, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу, осознание бережного отношения к своему здоровью.


Методы: поисковые (работа с информацией), словесные (беседа, опрос), наглядные (иллюстрации, таблицы).

Методические приемы: «Тонких и толстых вопросов», «Кластер», «Синквейн».

Оборудование: учебник В.В.Латюшина, В.А.Шапкина «Биология. Животные», проектор, электронное приложение к учебнику.


Цели урока, запланированные учителем:

1.Формирование приемов понимания и анализа текста научного стиля (параграф учебника).

2. Изучение особенностей строения, жизнедеятельности плоских червей. 3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой.

Цели урока, запланированные учащимися:

Исходя из того, что урок построен с использованием образовательной технологии «Продуктивное чтение», цель определяют учащиеся самостоятельно после того, как будут погружены в различные виды деятельности.

























Технологическая карта урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап

Цель:

- общая готовность детей к уроку,

- концентрация внимания детей, создание благоприятной атмосферы в классе.


Приветствие. Организация рабочих мест.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».








Приветствие. Организация рабочих мест.





2.

Мотивация к учебной деятельности. Вызов.

Цель:

- определение темы урока и постановка учебных задач.

1. Тип кишечнополостных насчитывает:

А) 1 тыс. видов; Е) около 10 тыс. видов В) более 15 тыс. видов; Г) 100 тыс. вид.

2. Кишечнополостные имеют симметрию:

Р) лучевую Б) двустороннею В) зеркальную Г) повторную

3. К типу кишечнополостных относятся:

Ч) гидр; Б) пескожилы; В) слизни; Г) дождевые черви.

4. Восстановление утраченных частей организма кишечнополостных называется: А) рефлекс; И) регенерация; В) диффузия. Г) почкование

5.Недифференцированные клетки, которые дают начало другим типам клетки: А) стрекательные; Б) нервные; В) промежуточные; Г) половые.

.

Ответы: 1-Е; 2-Р; 3-Ч; 4-И;5- В

Если вы правильно ответили на вопросы, то из букв должно получиться ключевое слово из темы (существительное множественного числа).


Черви бывают разные: плоские, круглые, кольчатые. Разгадайте ребус (ПЛОСКОСТЬ) , образуйте от получившегося слова прилагательное во множественном числе (ПЛОСКИЕ) , и вы сможем сформулировать тему урока.

С чего мы начнём изучать животный организм?



Слово учителя:

Черви – это «пионеры» в подцарстве многоклеточных организмов. Эти организмы не могут не вызвать удивления: один и тот же тип может сочетать в себе изящных животных, подобных листикам, скользящим в воде, и ужасных животных, вызывающих отвращение.







Значит, какие-то из них имеют большое значение в природе,







а какие-то наносят вред живым организмам, в том числе и человеку. Как назовем последних?











Предлагает ответить на вопросы

Паразиты – это…?

Как ведут себя паразиты по отношению к другим живым организмам?

Если есть паразиты, то надо с ними (что делать?)


Корректирует тему урока

«Тип Плоские черви. Строение и жизнедеятельность плоских червей. Борьба с червями-паразитами».


Работают с тестом и ребусом.

Формулируют тему урока.

Тема урока «Плоские черви»



























Предполагаемые ответы учащихся:

- изучая любой живой организм, надо узнать его строение, среду обитания, взаимодействие с другими организмами.


Работают с учебником и раздаточным материалом.





Предполагаемые ответы учащихся: черви, которые наносят вред живым организмам, называются ПАРАЗИТЫ.


Работают с Интернет-источником


https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/35734




Записывают тему в тетрадь.



Основной этап урока – это работа с текстом в три этапа с использованием технологии «Продуктивное чтение» (смысловое чтение)

1 этап: работа с текстом до чтения.

Цель: развитие читательского умения (антиципация) – умения предполагать (прогнозировать) содержание параграфа.


Для концентрации внимания при изучении новой темы предлагает поработать с вопросами

1.Почему плоские черви получили такое название?

2.Какие плоские черви опасны для человека?



Прочитайте план параграфа и спрогнозируйте, используя свой жизненный опыт, о чем нам может рассказать этот текст научного стиля.

План параграфа

1.Общая характеристика

2.Класс Ресничные черви

3.Класс Сосальщики.

4.Класс Ленточные черви.

5.Значение плоских червей.


Посмотрите еще раз на тему урока, рисунки, план параграфа и сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы.








Вопросы для изучения:

- характеристика;

- классы плоских червей;

- меры профилактики и лечения заболеваний, вызванных паразитическими плоскими червями.






Отвечают, предполагают, прогнозируют.













Предполагаемые вопросы:

  1. Каково строение плоских червей? Как и где они живут и развиваются?

  2. Какой из классов плоских червей ведет паразитический образ жизни?

  3. Как называются плоские черви-паразиты, которые живут в человеке и животном? Как они вредят живому организму?

  4. Как можно предостеречь себя от заражения червями-паразитами?



2 этап: работа с текстом во время чтения


Предлагает медленное, «вдумчивое» чтение первого пункта параграфа «Общая характеристика» и составление кластера.

Примечание: прием «Кластер» (гроздь) подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

Памятка составления кластера (на столах у учащихся).


Обращает внимание на термины, выделенные курсивом, и предлагает выписать в тетрадь.



Предлагает групповую работу над пунктами 2,3,4 параграфа.
















Работают с учебником и тетрадью.



Составляют кластер.







Записывают термины в тетрадь




Стратегия (приём) «Тонкие и толстые вопросы».


  1. Класс разделить на две группы: первая группа работает над тонкими вопросами к тексту, вторая – над толстыми вопросами.

  2. Группы обмениваются вопросами и отвечают на них.

Примечание:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто…

Что….

Когда….

Может….

Будет…..

Мог ли….

Как звали…

Было ли….

Согласны ли вы

Дайте объяснение, почему…

Почему вы думаете….

Почему вы считаете….

В чем разница…….

Предположите, что будет, если…

Что, если….




3 этап: работа после текста


Творческие задания, опирающиеся на осмысление содержания текста (сфера читательской деятельности учащихся).

1.Синквейн (памятка по составлению синквейна)

1 строчка-существительное (тема синквейна)

2 строчка- 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3 строчка- 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строчка -целая фраза , предложение из нескольких слов, с помощью которых характеризуется тема в целом.

  1. строчка- слово- резюме (итог, вывод).

2.Биологическая задача:

Дети отправились в поход. Было жарко и запасы воды закончились. Максим предложил одноклассникам утолить жажду водой из реки, но руководитель группы запретил это делать. Почему? https://medaboutme.ru/articles/kak_parazity_mogut_popast_v_organizm/







3. Составление памятки «Как можно предостеречь себя от заражения червями-паразитами?»






Создают синквейн.








Решают биологическую задачу, используя картинку и информацию с сайта, предложенного учителем.




Составляют памятку, заменяя надписи в листовке

Предполагаемые изменения:

- заголовок - «Меры профилактики и борьбы с червями-паразитами»,

- советы к рисункам – например, «Мойте руки перед едой!»




Первичная проверка новых знаний.













Итог урока



А сейчас закрепим полученные знания, выполнив задание “Верю-не верю”.

  1. Все плоские черви – паразиты (-).

  2. У плоских червей трехслойное тело (+).

  3. Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела (+).

  4. Внутренней полости тела у плоских червей нет (+).

  5. У паразитических червей есть реснички (-).

  6. Организм, в котором находятся и развиваются личинки червей, называют окончательным хозяином (-).

  7. Организм, в котором живет и размножается взрослый червь, называют промежуточным хозяином (-).

  8. В основном плоские черви – гермафродиты (+).



Подводит итоги урока, комментирует оценки вместе с учащимися за урок.


Выполняют задание. Проводят самопроверку.


Рефлексия учебной деятельности на уроке


Напоминает девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Благодарит учащихся за работу. Выражает уверенность, что работали сегодня все: и кто говорил, и кто слушал.




По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно….

Было трудно….

Я выполнял задание….

Я понял, что…

Теперь я могу….

Я почувствовал, что….

Я приобрел….

Я научился….

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…



Домашнее задание:


Минимум:

1.Проработать текст в учебнике, п.7 учебника + изучить более детально информацию по ссылкам

Максимум:

Творческое задание: составить кроссворд, презентацию по изученной теме.


Записывают домашнее задание в дневники





Кроссворд по биологии

7 класс

«КАКИЕ ? и КАКИЕ ? черви»






1.       Ленточный червь.

2.       Представитель ресничных червей.

3.       Сосальщик, паразитирующий в печени.

4.       Организмы, имеющие в одном теле и мужские и женские органы размножения.

5.       Круглые черви.

6.       Класс плоских червей, имеющий реснички на поверхности тела.

7.       Паразитический червь, относящийся к типу круглых червей.

8.       Система органов, сильно развитая у паразитирующих червей.

9.       Симметрия тела, характерная для червей и для большинства других типов животных.

Ответы на кроссворд:




1. цепень

2. планария

3. печеночный

4. гермафродиты

5. нематоды

6. ресничные

7. аскарида

8. половая

9. двусторонняя








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!