Урокбиологии:в 8 классе.
Учитель:ШабановаУмаМагомедалиевна
Темаурока:Гигиенапитания. Профилактикажелудочно–кишечныхзаболеваний.
Цель:созданиеусловийизучениязначениярациональногопитания, основныхтребованийправильногопитания
Задачиурока:
Личностные:
формироватьответственноеотношениекучению, готовностьиспособностьксаморазвитиюисамообразованиюнаосновемотивациикпознанию,развиватьумениясамостоятельноорганизовыватьсовместнуюдеятельностьсосверстниками.
Предметные:
ознакомитьсосновнымитребованиямиправильногопитания, профилактикижелудочно-кишечныхзаболеваний, научитьсоставлятьправильныйрационпитания
Метапредметные:
создатьусловиядляразвитиякоммуникативнойкомпетенции, включаяумениевзаимодействоватьсокружающими, выполняяразныероли
Оснащение:презентация«Гигиенапитания», мультимедийныйпроектор, витаминыС, группы В, активированныйуголь, корзина фруктов, влажный препарат «Аскарида»
Ходурока
Оргмомент.(3мин.)
Опрос(8-9мин.) тестслайды 1-2
Постановкапроблемы: «Чтотакоездоровье?» Выскажитеидею, предположениеввидекраткоготезиса, котороемызапишемвнашу«Корзинуидей»
Актуализациязнаний( «Корзинаидей»). (2-3 мин.).Чтодолженделатьчеловек ,чтобыдолгопрожить? Анаэтотвопросмыответимвходенашегоурока, изучивновуютему ,котораяназывается«Гигиенапитания. Профилактикажелудочно- кишечныхзаболеваний» .Напишитеназваниетемывтетрадь .
Вступительноесловоучителя.
Медицинскаянаукасравнительнонедавновыработалаосновыправильногопитания. Иповерьтеребятаэтооченьпомоглочеловечеству: многиелюдисмоглиизбавитьсяотразличныхзаболеваний, смоглипредупредитьболезни, сброситьлишниекилограммы, продлитьсебемолодость.
Пищакоторуюпотребляетчеловек, должнасоответствоватьследующимтребованиям:
Бытьразнообразной
Бытькалорийной
Содержащиесявнейбелки, жиры, углеводыдолжнынаходитьсявправильномсоотношении
Пищадолжнасодержатьдостаточноеколичествовитаминов.
Давайтерассмотримкаждоетребованиеподробнее.
Подкалорийностьюпищиподразумеваетсяколичествоэнергии,котороедаетопределеннаямассапродукта. Количествокалорийнеобходимыхчеловекувсуткизависитотнесколькихфакторов:
Отвозраста, пола, выполняемойфизическойработы.
Младенцамнеобходимо 1300 калорийвсутки
Девушкам– 2800
Юношам-3300
Взрослым - 2300
Людям, занимающимсятяжелымфизическимтрудом- 4500 калорий.
Разнообразиепищи. Подэтимпонимаетсянетолькоразнообразныеблюда, ноисостав. Всуточныйрациончеловекадолжнывходитьпродуктысодержащиевсенеобходимыедлянормальнойжизнедеятельностиорганизмавещества: белки, жиры, углеводы, минеральныесоли, вода, витамины.
Чтоподразумеваетсяподправильнымсоотношениембелков, жиров,углеводов? Всуточномрационечеловекабелковдолжнобыть 100-120, жиров-90-110, углеводов– 420-450.
Такимобразом, соотношениедолжнобыть 1: 1: 5 удетей, 1:1:4 увзрослых.
Атеперьпоговоримовитаминах. Витаминывпереводеслатинскогоозначаютживотворный.
Многовитаминовсодержитсявфруктахиовощах. Естьониивмясомолочныхпродуктах.
Ребятакакиевитаминывызнаете? (А, В, С, D)
Витаминысодержатсянетольковпищевыхпродуктах, ноивлекарственнойформе.
(демонстрацияаскорбинки, витаминовгруппыВ).
Мыговоримосодержаниипродуктов. Адлятогочтобыпищаусваиваласьонадолжнабытьсоответствующимобразомподготовленакпищеварению.
Большоезначениеимеетвнешнийвид, аромат, вкусблюда. Такоеблюдовызываетвыделениепищеварительныхсоков, аэтоспособствуетбыстромупищеварению.
Однойизтакихподготовительныхформявляетсяжевание. Унасвортупроисходитмеханическаяобработкапищи, входекоторойпищаизмельчаетсяисмачиваетсяслюной. Ачеммельчекусочкиеды ,темлучшеонасмачиваетсяслюнойиусваиваетсяорганизмом.
Варенаяедалучшеусваиваетсяорганизмомчемсырая, ноотсырыховощейифруктовтоженельзяотказываться, потомучтоониусиливаютперистальтикужелудкаикишечникаитемсамымспособствуютлучшемувыведениюненужныхотход
Атеперьребятаявамзагадаюзагадку.
Наступаетчасобеда,
Мойкарукинепоседа.
Измяса, овощейикруп
Свариламамавкусный…. (суп).
Этузагадкуянеслучайновамзагадала. Какоепервоеблюдоувасвстоловой? Правильносуп. Всупахибульонахсодержатсявеществакоторыепочтиготовыквсасыванию. Поэтомумыподготавливаемнашупищеварительнуюсистемукдальнейшемупищеварению.
Этомыговоримополезныхпродуктах. А вся ли еда полезна для нашего организма? (Нет. Например :копчености , соленыепродукты, маринованные, сладости)
Сейчасмывыполнимпрактическуюработу.( слайд 17)
Физминутка.Давайтенемногоотдохнем, докончитепословицыоеде.
Хлебвсему….. голова.
Безобеданекрасна….. беседа.
Безсолиихле6аполовина…….. обеда.
Скорыйедок ,спорый………работник.
Ешьдосыта, работайдо…….. пота.
Теперьвернемсякнашейтеме. Важноезначениеимеетрежимпитания.
Длянормальногофункционированияпищеварительнойсистемыпищадолжнапоступатьвнеенебольшимипорциями, черезопределенныепромежуткивремени. Лучшевсегопитаться 4-5 развдень, водноитожевремя. Вэтомслучаеобразуютсясокоотделительныерефлексынавремяприемапищи.
Ужинатьнадонепозднеечемза 1,5 – 2 часадосна. Есличеловекляжетсполнымжелудком ,тоэтогрозитемубессонницейиожирением.
Мывидимнаскольковажноправильноирациональнопитаться. Новсежедовольночастомыстрадаемболямивживоте. Отчегожеэтопроисходит?(Использованиенедоброкачественныхинесвежихпродуктовможетвызватьпищевоеотравление: колбасныхизделий, ядовитыхгрибов, консервов.)
Признакиотравления: боливживоте, диарея, головнаяболь, головокружение.
Какоказатьпервуюдоврачебнуюпомощь. (слайд 21)
Впищеварительнуюсистемучастопопадаютболезнетворныемикробы. Кчислучастовстречаемыхбактерийотносятсяхолера, дизентерия.Противмногихинфекцийприменяютсявакцины.
НарядусЖ-Кзаболеваниямивстречаютсяиглистныезаболевания. Заражениеяйцамипаразитическихчервейпроисходитчерезнемытыерукиифруктыиовощи, сшерстиживотных, переносчикамитакжеявляютсякомнатныемухи.
Поэтомумытьерукпередедойявляетсясовершеннообязательным.
Закреплениеновойтемы.
1Основныетребованияправильногопитания?
2. Почемунельзясъедатьсразубольшоеколичествопищи?
3. Почемуследуетужинатьнепозднеечемза 2 часадосна?
4. Какнужнооказыватьпервуюмедицинскуюпомощьотравившимся?
5. Выберитеправильныерекомендации ? (слайд 23)
Выводпоновойтеме: 1.Питатьсяразнообразно.
Пищадолжнавключатьяйца, молоко, творог, овощи ,фрукты, каши, хлеб. Организмполучаетвсенеобходимыепитательныевещества.
2.Питатьсярегулярно.
Вашемуорганизмунебезразлично, когдаонполучаетпищу. Естьнужно 4-5 развдень, непозднее,чемза 1,5-2 часадо
Подведениеитогаурока.
Итак, мыизучилитемугигиенапитания. Основныепринципыправильногопитания. РассмотреливидыЖ-Красстройствимерыдоврачебнойпомощи.
Домашнеезадание:учебникнастр. 159. Повторитьразделпищеварениестр. 148-158.
Выставление оценок.
Рефлексия (метод «Ресторан») Представьте, что вы провели сегодняшний день в ресторане, и директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось ……
- Я почти переварил ….
-Я переел….
- Пожалуйста, добавьте …..
Запишите свои ответы карточки и приклейте на лист флип-чарта, и прокомментируйте свои ответы
Спасибо вам за работу. Мы очень плодотворно сегодня поработали.