СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Доказательства эволюционного происхождения человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся должны выявить родство человека с животными, рассмотреть основные направления антропогенеза.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Доказательства эволюционного происхождения человека"»

Урок биологии в 9 классе. «_____» __________________ 20___ г.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

Цель. Сформировать знания о родстве человека с животными.

Задачи.

Образовательные. Показать родство человека с животными на основе сравнения; подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции; показать, как теория эволюции объясняет процессы формирования признаков вида Человек разумный.

Развивающие. Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника; развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательные. Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного взаимодействия.

Ход урока.

  1. Проверка знаний.

  1. Человек в системе органического мира:

А) представляет собой особый отряд класса Млекопитающие;

Б) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа;

В) представляет собой вид, который входит в отряд Приматы, класс Млекопитающие, царство Животные;

Г) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира.

  1. Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него:

А) внутреннее оплодотворение;

Б) легочное дыхание;

В) четырехкамерное сердце;

Г) есть диафрагма, потовые и млечные железы.

  1. У человека в связи с прямохождением произошли изменением в строении стопы:

А) сформировался свод;

Б) когти почти превратились в ногти;

В) срослись фаланги пальцев;

Г) большой палец противопоставлен всем остальным.

  1. О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует:

А) развитое мышление у млекопитающих;

Б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;

В) питание растительной и животной пищей;

Г) общественный образ жизни млекопитающих

  1. В отличие от человекообразных обезьян у человека.

А) имеется резус-фактор;

Б) появляется рассудочная деятельность;

В) имеется четырехкамерное сердце;

Г) развито абстрактное мышление.

  1. Человек в отличие от других живых существ:

А) обладает возбудимостью;

Б) размножается;

В) мыслит абстрактно;

Г) обладает раздражимостью.

  1. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих.

А) наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти;

Б) наличием швов между костями мозговой части;

В) более развитой мозговой частью черепа;

Г) строением костной ткани.

  1. Укажите признак, подтверждающий общность в организации человека и человекообразных обезьян:

А) прямохождение;

Б) способность к трудовой деятельности;

В) мышление;

Г) структура зубной системы.

2. Объяснение нового материала.

Современная точка зрения на происхождение человека сформировалась лишь в середине 19 в.

Многочисленные легенды указывали на то, что человек был вылеплен из глины, другие – что он вырезан из дерева или вытесан из камня, возник из-под земли, превратился из животных (волка, медведя, обезьяны и т.п.). Разнообразные версии появления человека предполагали существование высшего существа –Бога, который одномоментно создал человека, определил раз и навсегда строение его тела, руководит им в течение жизни и забирает к себе после смерти.

Биологическую теорию происхождения человека разработал Ч. Дарвин. Он пришел к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы, и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Ч.Дарвин распространил на основные положения эволюционной теории.

- Что такое эволюция?

- Назовите основные факторы эволюции?

- Что является результатом эволюции?

Итак, эволюция животного мира, образование новых видов животных происходит под влиянием изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора. Результатом эволюционных процессов является многообразие видов и их приспособленность к среде обитания. На основании сравнительно-анатомических, эмбриологических данных, указывающих на огромное сходство человека с животными, можно обосновать идею их родства, а, следовательно, и общности их происхождения от древнего исходного предка.

Антропогенез – это исторический процесс становления биологического вида Человек разумный.

Сравнительно-анатомические доказательства.

Позвоночник человека разделен на пять отделов, конечности хватательного типа, наличие ногтей, кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы. Расположение глаз в одной плоскости.

Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин коры больших полушарий, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры и др. Сходные резус-факторы антигены групп крови (АВО); наличие менструального периода и беременности длительностью 9 месяцев, как у шимпанзе и гориллы; сходная чувствительность к возбудителям одних и тех же болезней и т.д.

Рудименты – это органы, которые функционировали когда-то у предков и утратили свое первоначальное значение. Например, форма ушной раковины. У шестимесячного плода человека ухо, как и у. У шестимесячного плода человека ухо, как и у макака, имеет заостренный кончик и незавернутый край. Волосяной покров, сплошь покрывающий тело человеческого зародыша к шести месяцам развития.

Атавизмы – появление у отдельных людей признаков, которые были свойственны нашим далеким предкам, но утрачены в ходе эволюции. Например, случаи чрезмерной волосатости, появление лишних молочных желез, человеческий хвост.

стр. 168 Различия в строении человека и человекообразных обезьян.

Часть тела

Морфологические признаки.

человек

Человекообразные обезьяны

Головной мозг



Лицо



Позвоночник



Таз



Передняя конечность



Стопа



Помимо большого сходства человека с человекообразными обезьянами ему присущи и видовые признаки Человека разумного, которые отличают его от животных.

Отличительные признаки Человека разумного от других млекопитающих:

1.     Вид Человек разумный характеризуется хорошо развитым головным мозгом. Его масса втрое больше, чем у гориллы, хотя горилла в три раза тяжелее человека.

2. Кора переднего мозга имеет множество борозд и извилин. С развитием мозга тесно связана способность к абстрактному мышлению, появляется сознание и речь.

3. В скелете черепа человека мозговой отдел заметно преобладает над лицевым в примерном соотношении четыре к одному, в то время как для приматов характерно обратное соотношение.

4. Нижняя челюсть Человека разумного подковообразная, с выступающим подбородком. Это связано с развитием речевой деятельности и мускулатуры языка.

Переход предков человека к прямохождению обусловил ряд изменений в расположении внутренних органов, строении мозга, мышц и скелета.

5. Таз человека имеет форму чаши, грудная клетка широкая.

6. Позвоночный столб приобрёл четыре изгиба, которые служат для сохранения равновесия при движении. Они смягчают толчки при ходьбе, беге и прыжках. У животных таких изгибов нет.

7. Череп человека насажен на позвоночный столб сверху, а не привешен к нему спереди, как у обезьяны.

8. Пальцы ног у человека стали короче, появился свод стопы.

9. Мускулатура нижних конечностей в связи с прямохождением стала более мощной, а кости — массивными.

10. Ноги утратили хватательную функцию и приобрели опорную. У обезьян хватательную функцию сохранили и ноги, и руки.

11. Каждый палец кисти человека обладает значительно большей самостоятельностью, чем у обезьян.

Факторы антропогенеза

Биологические социальные

- наследственность - трудовая деятельность

- изменчивость - общественная жизнь

- изоляция - сознание

- борьба за существование - речь

- естественный отбор

Эмбриологические доказательства. Стр. 169 рис. 63

У человека на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. По мере развития эмбриона хорда заменяется на позвоночный столб, формируются череп, пять отделов головного мозга. Сердце располагается на брюшной стороне, появляется скелет парных свободных конечностей.

Работа по карточке.

Внимательно изучите таблицу в карточке и ответьте на вопрос. Каким этапам эволюции соответствует разные формы развития зародыша?

Развитие зародыша человека.

Сроки развития зародыша с момента оплодотворения

Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития

Первые часы.

Первые дни.

Первая неделя.

Третья и четвертая недели.


Пятая неделя.


Шестая и седьмая недели.


Конец второго месяца.


Третий месяц.

Пятый месяц.

Шестой месяц.


Седьмой месяц.

Оплодотворенная яйцеклетка.

Однослойный полый шарик

Двухслойный зародыш, имеющий первичный рот.

Появление жаберных щелей, хвоста и зачатков конечностей, сердце двухкамерное

Появление позвонков вокруг хорды, головной мозг из пяти линейно расположенных отделов.

Появление пальцев, соединенных зачаточной плавательной перепонкой

Формирование четырехкамерного сердца, исчезновение хвоста и жаберных щелей.

Образование век на глазах, головной мозг без извилин

Появление мягкой шерсти на всем теле

Зародыш принимает вид ребенка, но с короткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником

Исчезновение волосяного покрова

Человек прошел длительный путь эволюции и берет начало в животном мире. Анатомическое и физиологическое сходство человека с животными, в том числе с приматами говорит об их родстве. Человек – общественное существо, отличительными чертами которого являются сознание и речь, сформировавшаяся на основе общественно-трудовой деятельности. Полная реализация его биологической организации возможна только в условиях социальной среды.

Закрепление.

  1. Где происходит грань между человеком и животным (обезьяной)?

  2. Какова роль труда и общественной жизни в происхождении человека?

Домашнее задание. § 45

Подведение итогов урока и рефлексия:

- Вам было интересно на уроке?

- Что нового для себя вы открыли?

- Как считаете, хорошо ли вы работали?

- Как можете оценить свою работу?

- Оценка работы учащихся учителем.







1) Человек в системе органического мира:

А) представляет собой особый отряд класса Млекопитающие;

Б) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа;

В) представляет собой вид, который входит в отряд Приматы, класс Млекопитающие, царство Животные;

Г) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира.


2) Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него:

А) внутреннее оплодотворение;

Б) легочное дыхание;

В) четырехкамерное сердце;

Г) есть диафрагма, потовые и млечные железы.


3) У человека в связи с прямохождением произошли изменением в строении стопы:

А) сформировался свод;

Б) когти почти превратились в ногти;

В) срослись фаланги пальцев;

Г) большой палец противопоставлен всем остальным.


4) О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует:

А) развитое мышление у млекопитающих;

Б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;

В) питание растительной и животной пищей;

Г) общественный образ жизни млекопитающих


5) В отличие от человекообразных обезьян у человека.

А) имеется резус-фактор;

Б) появляется рассудочная деятельность;

В) имеется четырехкамерное сердце;

Г) развито абстрактное мышление.


6) Человек в отличие от других живых существ:

А) обладает возбудимостью;

Б) размножается;

В) мыслит абстрактно;

Г) обладает раздражимостью.


7) Череп человека отличается от черепа других млекопитающих.

А) наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти;

Б) наличием швов между костями мозговой части;

В) более развитой мозговой частью черепа;

Г) строением костной ткани.


8) Укажите признак, подтверждающий общность в организации человека и человекообразных обезьян:

А) прямохождение;

Б) способность к трудовой деятельности;

В) мышление;

Г) структура зубной системы.





Развитие зародыша человека.

Сроки развития зародыша с момента оплодотворения

Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития

Первые часы.

Первые дни.

Первая неделя.

Третья и четвертая недели.


Пятая неделя.


Шестая и седьмая недели.


Конец второго месяца.


Третий месяц.

Пятый месяц.

Шестой месяц.


Седьмой месяц.

Оплодотворенная яйцеклетка.

Однослойный полый шарик

Двухслойный зародыш, имеющий первичный рот.

Появление жаберных щелей, хвоста и зачатков конечностей, сердце двухкамерное

Появление позвонков вокруг хорды, головной мозг из пяти линейно расположенных отделов.

Появление пальцев, соединенных зачаточной плавательной перепонкой

Формирование четырехкамерного сердца, исчезновение хвоста и жаберных щелей.

Образование век на глазах, головной мозг без извилин

Появление мягкой шерсти на всем теле

Зародыш принимает вид ребенка, но с короткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником

Исчезновение волосяного покрова



Развитие зародыша человека.

Сроки развития зародыша с момента оплодотворения

Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития

Первые часы.

Первые дни.

Первая неделя.

Третья и четвертая недели.


Пятая неделя.


Шестая и седьмая недели.


Конец второго месяца.


Третий месяц.

Пятый месяц.

Шестой месяц.


Седьмой месяц.

Оплодотворенная яйцеклетка.

Однослойный полый шарик

Двухслойный зародыш, имеющий первичный рот.

Появление жаберных щелей, хвоста и зачатков конечностей, сердце двухкамерное

Появление позвонков вокруг хорды, головной мозг из пяти линейно расположенных отделов.

Появление пальцев, соединенных зачаточной плавательной перепонкой

Формирование четырехкамерного сердца, исчезновение хвоста и жаберных щелей.

Образование век на глазах, головной мозг без извилин

Появление мягкой шерсти на всем теле

Зародыш принимает вид ребенка, но с короткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником

Исчезновение волосяного покрова



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!