СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект открытого урока по биологии: "Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов"+ презентация

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План- конспект открытого урока по биологии: "Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов"+ презентация»

План – конспект урока



Тема: «Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов».



Предмет: ОУП.11 «Биология»

Дата проведения: ___.10.2022 г.

Группа № 12

Профессия: 43.01.09 «Повар, кондитер»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: лекционное занятие.

Форма организации учебного занятия: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Технологии: личностно-ориентированные, частично-поисковая, проблемная.

Методы обучения: проблемный, иллюстративный, частично-поисковый, работа в малых группах, создание ситуации познавательной новизны, методы контроля.

Цели урока:



методическая:

показать методику проведения лекционного занятия с использованием интерактивных форм и методов проблемного обучения

образовательная:
  • сформировать знания студентов о белках – природных полимерах, их многообразных функциях, свойствах белков, выделить значимость белков в жизнедеятельности человека;

  • сформировать знания об уникальных особенностях строения белков;

  • углубить знания о взаимосвязи строения и функции веществ на примере белков;

развивающая:
  • развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами белка;

  • развивать творческие способности студентов, направленные на активное применение приобретенных знаний

воспитательная:

  • формировать научное мировоззрение, представление о роли естественных наук в современном обществе, целостную картину мира, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, телевизор, презентация

Межпредметные связи: Химия, физика, экология, история, математика, основы безопасности жизнедеятельности, охрана труда.

Планируемые результаты обучения:


Знать:


  • что белки – важные биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты;

  • что молекулы белков называют макромолекулами;

- что разнообразие белков зависит от количества аминокислот, состава, последовательности аминокислот;

  • строение мономеров;

- что связи между аминокислотами называют пептидными;


  • что выделяют четыре пространственных структуры белка;



  • что сходство и различие организмов определяется набором белков Уметь:

  • демонстрировать пространственную структуру белков;


  • описывать функции белков



ХОД УРОКА

  1. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Рада Вас видеть. Кто отсутствует? (Слайд № 1).

Притча

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.


В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно.

Вы готовы сегодня трудиться на благо ваших знаний? ( Да)

  1. Актуализация знаний

Вспомните, какую тему мы изучали на предыдущем уроке? ( Липиды)

К какой группе веществ относятся липиды? (Органические вещества)

Какие вещества называют липидами?

Какое строение имеют липиды? (Выделяют липиды простые и сложные. Простые липиды (жиры) — это триглицериды высших жирных кислот, липоиды — это большой класс органических веществ с гидрофобными свойствами (например, холестерин). К сложным липидам относят фосфолипиды (в их молекуле один или два остатка жирных кислот замещены группами, содержащими фосфор, а иногда также азот) и стероиды (в основе их структуры лежат 4 углеродных кольца).

Какие клетки и ткани наиболее богаты липидами? (Наиболее богаты липидами клетки жировой ткани у животных. Велика концентрация липидов в семенах некоторых растений, таких как подсолнечник, лен, арахис соя. А у отдельных видов растений липиды в больших количествах содержатся в плодах. Особенно богаты жирами плоды тропического растения). (Слайд 2-3)

А сейчас вы должны разгадать кроссворд по теме: «Липиды» (прил.1)

Молодцы ребята! -И мы приступаем к основной части нашего урока, к изучению нового материала. 

3.Изучение нового материала.

Преподаватель: Вопрос к обучающимся:

- Догадайтесь о каких органических веществах идет речь: «Работа мышц, иммунитет, осуществление обмена веществ, ускорение биохимических реакций, восприятие окружающего мира – все это работа этих веществ». Они – основа жизни на Земле. (Белки)(Слайд 4)

Цель нашего урока: (Слайд 5)

  • расширить знания о белках как природных полимерах;

  • изучить строение и состав белков;

  • рассмотреть классификацию белков;

  • определить структуры белка;

  • изучить свойства белков;

  • рассмотреть вопрос как от строения молекул зависит функции белковых молекул в живых системах;

  • сформировать понятие о ферментах как биологических катализаторах. (Слайд 6)

Эпиграфом нашего урока будут слова Фридриха Энгельса:

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Преподаватель: Согласны вы с эти утверждением? (1.Среди органических компонентов клетки самыми важными являются белки. 2.Содержание белков в различных клетках может быть от 50% до 80%. 3. Белки очень разнообразны по строению и выполняют различные функции в клетке и в организме в целом.4. Без белков или их составных частей аминокислот не может быть обеспечено воспроизводство основных структурных элементов органов и тканей, а также образование ряда важнейших веществ, например, гормонов и ферментов. 5.Длительное исключение из рациона питания белков, особенно животного происхождения, может привести к ухудшению здоровья и даже смерти.).

Преподаватель: Сегодня мы должны установить: не устарело ли определение данное Энгельсом более 100 лет назад. Поэтому сегодня у нас необычный урок, он охватывает проблемы химии и биологии одновременно. (Слайд 7)

Изучению белков как форме существования жизни мы сегодня уделим особое внимание. Среди органических компонентов клетки самы­ми важными являются белки. Ни одно вещество не выполняет столь специфических и разнообразных функций в организме и клетки, как белок. После удаления воды из клетки в сухом остатке на первом месте по содержанию стоят белки. Они составляют 10 – 20 % от сырой массы и от 50 до 80% от сухой массы клетки. (Слайд 8)

Белки – высокомолекульярные органические соединения, молекулы которых построены из остатков аминокислот, соединённых амидной (пептидной) связью, и относятся к азотосодержащим соединениям. (Слайд 9)

Белки так же называют протеинами (от греч. «протос» - первый, важный), что указывают на значимость белков в жизни.

В 1838 г. для обозначения белков выдающийся шведский химик Йёнс Якоб Берцелиус ввёл термин «ПРОТЕИН».

- Ребята, как вы думаете, какие химические элементы входят в состав белков? (углерод, кислород, водород, азот, а также серу, фосфор, йод, железо, медь, селен и др. элементы.)

Посмотрите на (Слайд № 10) , несмотря на различие в строении и функциях белковых веществ, их элементный состав колеблется незначительно (в % на сухую массу):

- 50-55% углерода;

- 21-23% – кислорода;

-15-17% - азота;

- 6-7% – водорода;

- 0,3-2,5 – серы, а также

фосфор, йод, железо, цинк, медь и др.

- Какое соединение является мономером белка? (Мономером белка является аминокислота) (Слайд 11)

В начале 20 века Эмиль Герман Фишер, немецкий химик-органик, экспериментально доказал, что белки состоят из аминокислотных остатков, соединённых пептидными связями, а также осуществил первый анализ аминокислотной последовательности белка и объяснил явление протеолиза. (Слайд 12)

Всего известно 20 различных аминокислот, входящих в состав белков; каждая из них имеет аминогруппу -NH2 , карбоксильную группу– COOH и радикал- R. (Слайд 13)

Аминогруппа придает аминокислоте щелочные свойства, а карбоксильная группа – кислотные свойства. Этим определяются амфотерные свойства аминокислот.

Однако каждая аминокислота, входящая в состав белка, имеет исторически сложившиеся практические названия (демонстрационная таблица с названиями аминокислот на партах у студентов), например, аминоуксусная кислота – глицин, аминопропионовая – аланин. Рассмотрите таблицу «Аминокислоты» , их название, химическая формула. (Слайд 14)

Специфичная последовательность чередования аминокислот в белке определяется генетически. (Слайд 15)

Аминокислоты соединяются друг с другом посредством пептидной связи. Эта связь образуется путем выделения молекулы воды при взаимодействии аминогруппы одной аминокислоты с карбоксильной группой другой аминокислоты. Реакция, идущая с выделением воды, называется реакцией конденсации, а возникающая ковалентная азот-углеродная связь – пептидной связью.

(Слайд 16)

Соединения, образующиеся в результате конденсации двух аминокислот, представляют собой дипептид (см. Рис. 3). На одном конце его молекулы находится аминогруппа, а на другом – свободная карбоксильная группа. Благодаря этому дипептид может присоединять к себе другие молекулы. Если таким образом соединяется много аминокислот, то образуется полипептид (см. Рис. 4)

Полипептидные цепи бывают очень длинными и могут состоять из различных аминокислот. В состав белковой молекулы может входить как одна полипептидная цепь, так и несколько таких цепей.

Многие животные, включая человека, в отличие от бактерий и растений не могут синтезировать все аминокислоты, которые составляют белковые молекулы. То есть существует ряд незаменимых аминокислот, которые должны поступать с пищей.

К незаменимым аминокислотам относятся: лизин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, фенилаланин, триптофан, тирозин, метионин. (Слайд 17)

Классификация белков

В зависимости от строения различают простые и сложные белки.

1. Простые белки состоят только из белковой части.

2. Сложные имеют небелковую часть.

Если в качестве небелковой части используется углевод, то это гликопротеиды.

Если в качестве небелковой части используются липиды, то это липопротеиды.

Если в качестве небелковой части используются нуклеиновые кислоты, то это нуклеопротеиды. (Слайд 18)

В 1888 г. А. Я. Данилевский указал на то, что в молекулах белков содержатся повторяющиеся пептидные группы атомов.

В 1902 г. Э. Фишер предложил пептидную теорию строения белка.

Специфические биологические функции белков зависят от их пространственной конфигурации, нарушение которой ведёт к потере биологической активности. В настоящее время различают первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры белка. (Слайд 19-20)

При помощи презентации, текста на стр. 14-15 заполните таблицу (карточки с таблицей у каждого студента на парте) «Структура белков» (прил. 2)

Структура белковой молекулы

Характеристика структуры, типы связи

Вид структуры

Первичная структура



Вторичная структура



Третичная структура



Четвертичная структура





Первичная структура белка (Слайд 21) – последовательность аминокислот в полипептидной цепи, имеет линейную структуру, аминокислоты соединены пептидной связью. Изменение одной аминокислоты на другую может вызвать гибель всего организма. Замена одной аминокислоты глутамина на валин в молекуле гемоглобина (содержащего 574 аминокислотные группы) вызывает тяжелейшее заболевание – анемию, приводящую к смертельному исходу. Изучение последовательности аминокислот в белках используют для выяснения вопроса эволюции в новой области науки – химической палеогенетике. Молекула гемоглобина лошади отличается от соответствующего белка человека в 26 местах, свиньи – в 10 местах, гориллы – всего лишь в одном месте. Удачная замена аминокислотного остатка в белке, повышающая шансы на выживание вида, может произойти в среднем один раз в 10 млн. лет.

Вторичная структура белка. (Слайд 22-23). Закрученная α-спираль. На каждом витке 3,6 аминокислот скреплена водородными связями между группами NH и CO (характерна для кератина волос, рогов, копыт). Если две полипептидные цепи расположены параллельно и скрепляются между собой получается складчатая β –структура (фиброин шёлка)

Третичная структура белка. (Слайд 24). Белковая молекула свёрнута в клубок – глобулу, сохраняет пространственную структуру за счёт дисульфидных мостиков - S – S - , а также ионные, водородные связи и гиброфобные взаимодействия.

Четвертичная структура белка (Слайд 25) – это комплекс из глобул, а также могут быть и небелковые фрагменты. Такие белки называются протеидами. Примерами белков являются – гемоглобин (4-е связанных между собой белковых молекулы и содержит сложное гетероциклическое соединение, в состав которого входит железо), лактатдегидрогеназа, миозин, инсулин (включает два компонента).

Давайте проверим, как вы заполнили таблицу «Структура белков» (Слайд 26)

Структура белковой молекулы

Характеристика структуры, типы связи

Вид структуры

Первичная структура

Порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи.

Пептидная связь

Вторичная структура

Закручивание цепи в спираль ( α-спираль-из одной полипептидной цепи

β-спираль- из нескольких полипептидных цепей)

Внутримолекулярные водородные связи

Третичная структура

Упаковка вторичной структуры в пространстве (сферическая, нитевидная)

Дисульфидные и ионные связи

Четвертичная структура

Объединение нескольких белковых молекул.

Водородные связи, электростатическое взаимодействие

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 27)

Физические свойства белков (Слайд 28)

Белки обладают различными физическими свойствами. Они делятся по растворимости на:

  • Альбумины – растворяемые в воде или слабых солевых растворах

  • Проламины – растворяются в спиртах

  • Глутеины – растворимы в разбавленных растворах кислот и щелочей

  • Нерастворимые

Химические свойства белков (Слайд 29)

1.Гидролиз (кислотно-основный, ферментативный), в результате которого образуются аминокислоты.

2. Денатурация белков – это потеря белками их биологических свойств (каталитических, транспортных и т.д.) вследствие изменения структуры белковой молекулы.

Денатурацию вызывают:

  • физические факторы (высокая температура, ионизирующее излучение),

  • химические факторы (концентрированные кислоты, щелочи, реакционно-активные соединения, тяжелые металлы ). (Слайд 30)

Денатурация – это нарушение природной структуры белка.


Цветные реакции на белки (Слайд 31)
1. Ксантопротеиновая – взаимодействие с концентрированной азотной кислотой, которое сопровождается появлением желтой окраски.

2. Биуретовая – взаимодействие слабощелочных растворов белков с раствором сульфата меди (II), в результате которой появляется фиолетово-синяя окраска.

Функции белков в организме (Слайды 32)

Белки — необходимые компоненты всех живых организмов, они участвуют в большинстве жизненных процессов клетки.

Белки осуществляют обмен веществ и энергетические превращения.

Белки входят в состав клеточных структур — органелл, секретируются во внеклеточное пространство для обмена сигналами между клетками, гидролиза пищи и образования межклеточного вещества. (Слайды 33)


Функции белков (Слайды 34)

Прослушав меня и используя учебник на стр.15-16, заполните таблицу «Функции белков» (прил. 3) (Слайд 35)

ФУНКЦИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИМЕР

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ

1.Каталитическая (ферментативная)




2.Двигательная (сократительная)




3.Транспортная




4.Защитная




5.Энергетическая




6. Строительная




7. Регуляторная

Регулирует обменные процессы

Гормоны: инсулин, соматотропин, пролактин

Поджелудочная железа, гипофиз, молочные железы

8. Запасная

Запасается впрок

Казеин, зеин

В молоке, в семенах кукурузы



1.Каталитическая функция (Слайд 36)

Одна из важнейших функций белков. Скорость ферментативных реакций в десятки тысяч (а иногда и в миллионы раз) выше скорости реакций, идущих с участием неорганических катализаторов.

Ферменты — группа белков, обладающая специфическими каталитическими свойствами, то есть каждый фермент катализирует одну или несколько сходных реакций.

Ферменты катализируют реакции расщепления сложных молекул (катаболизм) и их синтеза (анаболизм), а также репликации и репарации ДНК и матричного синтеза РНК.

Известно несколько тысяч ферментов; среди них такие, как, например, пепсин, расщепляют белки в процессе пищеварения.

2.Двигательная (сократительная) функция (Слайд 37)

Особые сократительные белки (актин и миозин) участвуют во всех видах движения клетки и организма: образовании псевдоподий, мерцании ресничек и биении жгутиков у простейших, сокращении мышц у многоклеточных животных, движении листьев у растений и др.

  1. Транспортная функция (Слайд 38)

Белки связывают и переносят различные вещества и внутри клетки, и по всему организму.

Ион железа как бы притягивает молекулу кислорода и доставляет к месту окисления. За это свойство английский физиолог, один из основателей науки о дыхании Дж. Баркрофт, назвал гемоглобин "самым удивительным веществом в мире".

  1. Защитная функция (Слайд 39)

Иммунная защита

Предохраняют организм от вторжения чужеродных организмов и от повреждений.

В ответ на проникновение в организм чужеродных белков или микроорганизмов (антигенов) образуются особые белки — антитела, способные связывать и обезвреживать их.

Физическая защита: (Слайд 40)

В ней принимает участие коллаген — белок, образующий основу межклеточного вещества соединительных тканей (в том числе костей, хряща, сухожилий и глубоких слоев кожи (дермы); кератин, составляющий основу роговых щитков, волос, перьев, рогов и др. производных эпидермиса.

Фибриногены и тромбины, участвуют в свёртывании крови.

Химическая защита (Слайд 41)

Связывание токсинов белковыми молекулами может обеспечивать их детоксикацию.

Особенно важную роль в детоксикации у человека играют ферменты печени, расщепляющие яды или переводящие их в растворимую форму, что способствует их быстрому выведению из организма.

Печень- «чистит» кровь, то есть перестраивает токсин так, чтобы он мог выйти из организма.

5.Энергетическая функция (Слайд 42)

Белки являются одним из источников энергии в клетке.

При распаде 1 г белка до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж (3,8 ккал).

Сначала белки распадаются до аминокислот, а затем до конечных продуктов — воды, углекислого газа и аммиака.

Однако в качестве источника энергии белки используются тогда, когда другие (углеводы и жиры) израсходованы.

6.Строительная функция (Слайд 43)

Благодаря сложности, разнообразию форм и состава, белки играют важную роль в жизнедеятельности клетки и организма в целом.

Одна из важнейших — строительная. Белки участвуют в образовании клеточных и внеклеточных структур: входят в состав клеточных мембран, шерсти, волос, сухожилий, стенок сосудов и т.д.

Белки участвуют в образовании всех мембран и органоидов клетки.

7. Регуляторная функция (Слайд 44)

Многие процессы внутри клеток регулируются белковыми молекулами, которые регулируют транскрипцию, трансляцию, сплайсинг, а также активность других белков.

Регуляторную функцию белки осуществляют либо за счёт ферментативной активности (например, протеинкиназы), либо за счёт специфического связывания с молекулами ферментов. (Например, инсулин регулирует уровень углеводов в крови).

8. Запасная функция (Слайд 45)

Резервные белки запасаются в качестве источника энергии и вещества в семенах растений и яйцеклетках животных; белки третичных оболочек яйца (альбумины) и основной белок молока (казеин) также выполняют, главным образом, питательную функцию.

Проверяем заполненную Вами таблицу «Функции белков» (Слайд 46)

ФУНКЦИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИМЕР

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ

1. Каталитическая (ферментативная)

Ускоряют протекание хим.реакций в организме

Ферменты: амилаза, пепсин, липаза

В пищеварительной системе

2.Двигательная (сократительная)

Выполняют все виды движений

Миозин, актин

В мышцах

3.Транспортная

Переносят различные вещества

Гемоглобин, альбумин

В эритроцитах, в крови

4.Защитная

Обезвреживают чужеродные вещества

Иммуноглобулин, интерферрон

В органах иммунной системы

5.Энергетическая

Обеспечивает клетки энергией

Все белки (1 грамм = 17, 6 кДж)

В клетках пищеварительной системы

6. Строительная

Материал клетки

Коллаген

Волосы, ногти, кожа

7. Регуляторная

Регулирует обменные процессы

Гормоны: инсулин, соматотропин, пролактин

Поджелудочная железа, гипофиз, молочные железы

8. Запасная

Запасается впрок

Казеин, альбумины

В молоке, в белке куриного яйца



Пищевая ценность белков. Потребность в белках. (Слайд 47)

Белок – важнейший компонент пищи человека. Основной источник белка – мясо, молоко, продукты переработки зерна, хлеба, овощи, рыба. Без белков или их составных частей аминокислот – не может быть обеспечено воспроизводство основных структурных элементов органов и тканей, а также образования ряда важнейших веществ, как например, гормонов, ферментов.

Учёные утверждают, что взрослый человек должен ежедневно потреблять не менее 100 грамм белка в день при трате энергии 1500 ккал. Эта норма соответствует умственному и физическому труду полностью механизированному. Потребность в белке определяется возрастом, полом, видом деятельности.

Животные и растительные белки усваиваются организмом неодинаково. Белки молока и молочных продуктов на 96%, белки хлеба – 62-86%, овощей – 80%, картофеля и бобовых – на 70%. Однако смесь этих продуктов может быть биологически полноценной. Доля животных жиров в рационе должна составлять 55-60% от общего количества. Изучение аминокислотного состава различных продуктов показывает, что белки животного происхождения больше соответствуют структуре человеческого тела. Более того, аминокислотный состав белков яиц был принят за идеальный, поскольку их усвоение организмом человека приближается к 100 %.

Многие растительные продукты, особенно злаковые, содержат белки пониженной биологической активности: в кукурузе, например, обнаружен недостаток ,лизина и триптофана, в пшенице – лизина и треонина.

Длительное исключение белков из рациона питания приводит к серьёзным нарушениям, а продолжительное безбелковое питание кончается смертью.

Недостаток белков в питании вызывает у детей замедление роста и развития, а у взрослых глубокие изменения в печени, нарушение работы желёз внутренней и внешней секреции, изменение гормонального фона, проблемы сердечно-сосудистой системы, ухудшение памяти и работоспособности.

Закрепление (Слайд 48)

  1. Какое соединение является мономером белка? (Аминокислота)

  2. Сколько аминокислот участвует в организации белковой молекулы? (20)

  3. Какие биогенные вещества входят в состав белков? (углерод, водород, кислород, азот)

  4. Как называется ковалентная связь между аминокислотами в молекуле белка? (Пептидная)

  5. Назовите функциональные группы соседних аминокислот в белке, между которыми образуется пептидная связь?(Карбоксильная группа и аминогруппа)

  6. Как называется вещество белковой природы, которое катализирует химические реакции в организме (фермент)

  7. Какие есть структуры белка? (Первичная – линейная последовательность аминокислот. Вторичная – вид спирали или складчатой структуры. Третичная структура – глобула. Четвертичная - несколько глобул соединённых друг с другом)

  8. При каких условиях происходит нарушение природной структуры белка? (Структура белка нарушается под воздействием температуры, химических веществ, лучистой энергии и др. факторов)

  9. При каких условиях процесс разрушения структуры белка обратим? (Если не разрушена первичная структура, то белок способен восстанавливать свою исходную структуру.)

  10. Какие функции выполняют белки в клетках и в организме? (Строительная, ферментативная, двигательная, защитная, регуляторная, транспортная, энергетическая)

Задание: Установите соответствие между белками и их функциями (прил.4) (слайд 49-50)


Белки:

1. Кератин

2. Гемоглобин

3. Актин

4. Антитела

5. Миозин

6. Фибриноген

7. Коллаген

8. Альбумин

9. Каталаза

10. Пепсин

11. Инсулин

Функции:

А. Строительная (структурная)

Б. Запасающая

В. Защитная

Г. Двигательная

Д. Транспортная

Е. Ферментативная

Ж. Регуляторная





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

В,А

Д

Г

В

Г

В

А,В

Д,Б

Е

Е

Ж



Работа с текстом «Белки» (прил.5)  (Слайд 51-52).

Вставьте в текст пропущенные термины и слова.

  1. В состав белка входят следующие элементы: углерод, водород, кислород, азот, сера.

  2. Белки – это нерегулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.

  3. В состав природных белков входят 20 аминокислот, 8 из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей.

  4. Мономерами белков являются аминокислоты.

  5. Денатурация – процесс изменения втоичной, третичной и четвертичной структуры белка, т.е. естественной пространственной структуры.

Вывод: (Слайд 53)

  • Белки – обязательная составная часть всех живых клеток. Белки играют важную роль в живой природе, являясь главным, наиболее ценным незаменимым компонентом пищи.

  • Белки являются основой структурных элементов клетки и тканей, поддерживают обмен веществ и энергии, участвуют в процессах роста, развития и размножения, обеспечивают механизмы движения, развитие иммунных реакций, необходимых для функционирования всех органов и систем органов.

  • По набору белков каждый организм уникален и он определяется генетически. Ошибки в биосинтезе белка могут вызвать серьёзные изменения в организме, заболевания и даже смерти.

Рефлексия. (Слайд 54)

Кулинарный ликбез.

Каждый из вас находится на пороге самостоятельной жизни. Уметь вкусно готовить -это важное качество не только современной женщины , но и настоящего мужчины. Используя знания о свойствах белков, предложите, как правильно приготовить мясной бульон- мясо положить в горячую воду или холодную? (Чтобы приготовить вкусный бульон. Мясо кладут в холодную воду. При гидролизе белков аминокислоты перейдут в бульон.)

-А мясо на второе? (Для приготовления второго блюда мясо кладут в горячую воду. Под влиянием высокой температуры произойдет денатурация белков. Мясо будет вкусным и сочным.)

Наш урок мне хотелось бы закончить словами Гёте

«Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир бы не мог существовать, если бы был так просто устроен»

Домашнее задание (слайд 55)

  • Повторить материал урока по конспекту

  • Составить кроссворд на тему: «Белки»

  • Составить свой тест (12 вопросов) на тему: «Белки»


Итог урока.

Благодарю Вас всех за усердную работу на уроке. До свидания!



Приложение 1.



К россворд по теме: «Липиды»

  1. Т рехатомный спирт, входящий в состав липидов.

  2. Функция липидов, которые являются гормонами.

  3. Функция жиров, связанная с теплоизоляцией организмов.

  4. Функция жиров, связанная с их накоплением в клетке.

  5. Вещество, образующееся при окислении жиров.

  6. Составная часть оболочки клетки, состоящая из двух липидных слоев со встроенными в них молекулами белка.

  7. Функция липидов, связанная с тем, что из них образована мембрана клетки.

  8. Наиболее простые и широко распространенные вещества, входящие в группу липидов.

  9. Производные липидов, которые выполняют регуляторную функцию.




К россворд по теме: «Липиды»



  1. Трехатомный спирт, входящий в состав липидов.

  2. Функция липидов, которые являются гормонами.

  3. Функция жиров, связанная с теплоизоляцией организмов.

  4. Функция жиров, связанная с их накоплением в клетке.

  5. Вещество, образующееся при окислении жиров.

  6. Составная часть оболочки клетки, состоящая из двух липидных слоев со встроенными в них молекулами белка.

  7. Функция липидов, связанная с тем, что из них образована мембрана клетки.

  8. Наиболее простые и широко распространенные вещества, входящие в группу липидов.

  9. Производные липидов, которые выполняют регуляторную функцию.





Ответы на кроссворд по теме: «Липиды»



































Приложение 2.

Заполните таблицу «Структура белков»



Структура белковой молекулы

Характеристика структуры, типы связи

Вид структуры

Первичная структура





Вторичная структура





Третичная структура





Четвертичная структура







Заполните таблицу «Структура белков»



Структура белковой молекулы

Характеристика структуры, типы связи

Вид структуры

Первичная структура





Вторичная структура





Третичная структура





Четвертичная структура











Приложение 3.

Заполните таблицу «Функции белков»



ФУНКЦИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИМЕР

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ

1.Каталитическая (ферментативная)




2.Двигательная (сократительная)




3.Транспортная




4.Защитная




5.Энергетическая




6. Строительная




7. Регуляторная

Регулирует обменные процессы

Гормоны: инсулин, соматотропин, пролактин

Поджелудочная железа, гипофиз, молочные железы

8. Запасная

Запасается впрок

Казеин, зеин

В молоке, в семенах кукурузы



Заполните таблицу «Функции белков»



ФУНКЦИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИМЕР

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ

1.Каталитическая (ферментативная)




2.Двигательная (сократительная)




3.Транспортная




4.Защитная




5.Энергетическая




6. Строительная




7. Регуляторная

Регулирует обменные процессы

Гормоны: инсулин, соматотропин, пролактин

Поджелудочная железа, гипофиз, молочные железы

8. Запасная

Запасается впрок

Казеин, зеин

В молоке, в семенах кукурузы











Приложение 4.

Задание: Установите соответствие между белками и их функциями


Белки:

1. Кератин

2. Гемоглобин

3. Актин

4. Антитела

5. Миозин

6. Фибриноген

7. Коллаген

8. Альбумин

9. Каталаза

10. Пепсин

11. Инсулин

Функции:

А. Строительная (структурная)

Б. Запасающая

В. Защитная

Г. Двигательная

Д. Транспортная

Е. Ферментативная

Ж. Регуляторная




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11














Задание: Установите соответствие между белками и их функциями


Белки:

1. Кератин

2. Гемоглобин

3. Актин

4. Антитела

5. Миозин

6. Фибриноген

7. Коллаген

8. Альбумин

9. Каталаза

10. Пепсин

11. Инсулин

Функции:

А. Строительная (структурная)

Б. Запасающая

В. Защитная

Г. Двигательная

Д. Транспортная

Е. Ферментативная

Ж. Регуляторная




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11













Задание: Установите соответствие между белками и их функциями


Белки:

1. Кератин

2. Гемоглобин

3. Актин

4. Антитела

5. Миозин

6. Фибриноген

7. Коллаген

8. Альбумин

9. Каталаза

10. Пепсин

11. Инсулин

Функции:

А. Строительная (структурная)

Б. Запасающая

В. Защитная

Г. Двигательная

Д. Транспортная

Е. Ферментативная

Ж. Регуляторная




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
















Приложение 5.

Работа с текстом «Белки»

Вставьте в текст пропущенные термины и слова.

1.В состав белка входят следующие элементы: _______,_______,_______,_______,_________.

2.Белки – это_______________полимеры, мономерами которых являются ____________________.

3.В состав природных белков входят ______ аминокислот, ___ из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей.

4.Мономерами белков являются _______________.

5.Денатурация – процесс изменения ____________,____________ и____________ структуры белка, т.е. естественной пространственной структуры.



Работа с текстом «Белки»

Вставьте в текст пропущенные термины и слова.

1.В состав белка входят следующие элементы: _______,_______,_______,_______,_________.

2.Белки – это_______________полимеры, мономерами которых являются ____________________.

3.В состав природных белков входят ______ аминокислот, ___ из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей.

4.Мономерами белков являются _______________.

5.Денатурация – процесс изменения ____________,____________ и____________ структуры белка, т.е. естественной пространственной структуры.



Работа с текстом «Белки»

Вставьте в текст пропущенные термины и слова.

1.В состав белка входят следующие элементы: _______,_______,_______,_______,_________.

2.Белки – это_______________полимеры, мономерами которых являются ____________________.

3.В состав природных белков входят ______ аминокислот, ___ из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей.

4.Мономерами белков являются _______________.

5.Денатурация – процесс изменения ____________,____________ и____________ структуры белка, т.е. естественной пространственной структуры.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!