СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 9 кл " Скелет головы и туловища человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения осевого отдела скелета человека - черепа и позвоночника.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 9 кл " Скелет головы и туловища человека"»

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Слизневская основная школа – Семёновская основная школа









Конспект урока.

Биология 9 класс



Тема: « Скелет головы и туловища человека»



Разработала: учитель биологии Комшилина Л.Ю.



















Семеново 2023 год.

Цель урока:   Изучить осевой отдел скелета человека – череп и позвоночник и  выяснить функции этих отделов и костей. (Слайд № 2)

Задачи урока:





  1. Сформировать у детей представление об опорной системе, указав на взаимосвязь между строением и функцией.

  2. Развивать у учащихся стремление к самостоятельному поиску ответов, работе с дополнительной литературой, умение доказывать на основании функций отделов скелета их строение. Развивать внимание, память, представление.

  3. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма при работе в парах, взаимопонимание, дисциплинированность.

Методы и формы:

1.  Проблемно-поисковый;

2.  Групповая работа.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: таблица «Скелет человека», «Типы соединения костей», набор индивидуальных карточек-заданий, презентация, скелет человека.





Ход урока

1. Организационный момент (2мин)



2.Постановка цели урока, целеполагание:



Ребята давайте посмотрим на скелет кошки и человека, обратите внимание на изгибы позвоночника, на форму череп, как вы думаете, с чем это связано?

Итак, на сегодняшнем уроке мы изучим осевой отдел скелета человека – череп и позвоночник и  выясним их особенности, функции этих отделов и их костей.

3.  Проверка домашнего задания (10-15 мин)

1) Выберите верные утверждения

  1. Сустав – это полуподвижное соединение костей.

  2. Компактного вещества гораздо больше в трубчатых костях.

  3. Кости и хрящи образованы в основном соединительной тканью.

  4. К широким и плоским костям относят ребра и кости черепа.

  5. У человека в молодом возрасте содержится больше неорганических веществ, чем органических.

  6. Шов – это неподвижное соединение костей.

  7. Красный костный мозг содержит много жировых клеток.

  8. Кровеносные сосуды обеспечивают питание костей.

  9. В длину кости растут за счёт надкостницы.

10)Эпифизы – это концевые утолщения длинных трубчатых костей.





(проверить по слайду№3 с ответами)

2) Заполнить пропущенные слова в тексте

«Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости покрыто……………………., а суставные поверхности головок…………………………

Внутри головок находится …………., содержащее……………., в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из………………, внутри которого находится …………….. . Она заполнена …………, представляющим в основном жировую ткань».

(суставной хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг)

(взаимопроверке по слайду№4)

«Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости покрыто надкостницей, а суставные поверхности головок хрящом.

Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества, внутри которого находится костномозговая полость. Она заполнена жёлтый костный мозг, представляющим в основном жировую ткань».



3) Взаимопроверка и взаимооценка: после проверки заданий поставьте себе оценки. Слайд№5



4) А сейчас давайте вместе обсудим такую ситуацию. В травмпункт местной больницы доставили двух пострадавших: это родственники, причём один из них отводил второго в детский сад. Оба поскользнувшись, упали и получили – один перелом предплечья, другой ушиб голени. Как вы думаете, кто эти пострадавшие и как вы аргументируете своё решение?

(бабушка и внук)

Вторая ситуация: часто от учителей и воспитателей можно слышать такую фразу «Сидите прямо, не горбитесь!», а вот завуч или директор учителям такого не говорят, хотя те тоже много времени проводят за столом. Почему?

(осанка уже сформировалась)

Учитель: проверяем, комментируем их ответы. Вносим дополнения и исправления, если нужно. (Выставляются оценки.)



4.Восприятие и усвоение нового учебного материала.

Мы выяснили, что, несмотря на сходство скелета человека, и кошки, существуют принципиальные различия в строении позвоночника и других отделов скелета. Предлагаю на сегодняшнем уроке изучить совместно осевой отдел скелета человека – череп и позвоночник и  выяснить функции этих отделов и костей.



  1. Инструктивные карточки.

1задание: используя текст учебника на стр. 98- 99, рисунок 40 и слайд №6, ответить на вопросы и заполнить таблицу

Скелет головы (череп)

1) Из каких отделов состоит скелет головы?

2) Какие кости образуют скелет головы?

3) Функции и значение каждого отдела.

4)Виды соединения костей

5) Заполнение таблицы.

2 задание: используя текст учебника на стр. 99-101,и рисунок 43,44 и слайд №7,8 ответить на вопросы и заполнить таблицу

Скелет туловища

1) Из каких отделов состоит скелет туловища?

2) Какие кости образуют скелет туловища?

3) Функции и значение каждого отдела.

4)Виды соединения костей

5) Заполнение таблицы.

Самопроверка по слайду №9 и самооценка по слайду №10

2) Лабораторная работа №5 (Инструктивная карточка)

«Выявление особенностей строения позвонков»

Цель: познакомиться с особенностями строения позвонков различных отделов позвоночника.

Оборудование: таблица «Строение позвонка», «Позвоночник», учебник, скелет человека.

Ход работы:

1. Используйте параграф 19, рисунки учебника 41 и 42 и рассмотрите шейный, грудной, поясничный позвонки, их строение, найдите тело позвонка, дугу, позвоночное отверстие, задний и передний отростки, место соединения с вышележащим позвонком. Зарисуйте в тетрадь позвонки и обозначьте их строение.

Позвоночник = 7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 поясничных + 5 крестцовых + 5 копчиковых.

2. (Запишите вывод, вставив пропущенные слова) Вывод:

1. В позвоночнике выделяют пять отделов: 1…….., 2………., 3…………, 4…………, 5……………

2. Позвоночник образован …………… или ………… короткими костями – позвонками.

3. Каждый позвонок состоит из массивной части - …………. и …………….с несколькими отростками.

4. Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают и образуется ……………. канал, в котором находится спинной мозг. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений.

5. Между позвонками имеются межпозвоночные ……………….. …………. Через них позвонки соединяются друг с другом.

6. Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они ……………….. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных.

Самопроверка и самооценка по слайду № 11,12

  1. Первичное закрепление знаний (рефлексия).

Класс делится на 2 группы, каждая получает задание:

Задание для первой группы:

Работа с текстом

Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.

Череп человека.

Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

Перечень терминов: скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).

Задание для второй группы:

Найти биологические ошибки в тексте.

Указать номер неправильного предложения и исправить ошибку.

Текст 1.Скелет головы.

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

Проверка выполненных заданий по слайду № 13, 14самооценка по слайду №15.

  1. Домашнее задание слайд № 16

Параграф 19, вопросы 1-5 на стр. 103

Приложение

Скелет человека

Часть

скелета

Отдел

скелета

Какие кости входят

(указать количество)

Функции и

назначение

Вид

соединения

костей

Скелет

головы















Скелет

туловища


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!