Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Слизневская основная школа – Семёновская основная школа
Конспект урока.
Биология 9 класс
Тема: « Скелет головы и туловища человека»
Разработала: учитель биологии Комшилина Л.Ю.
Семеново 2023 год.
Цель урока: Изучить осевой отдел скелета человека – череп и позвоночник и выяснить функции этих отделов и костей. (Слайд № 2)
Задачи урока:
Сформировать у детей представление об опорной системе, указав на взаимосвязь между строением и функцией.
Развивать у учащихся стремление к самостоятельному поиску ответов, работе с дополнительной литературой, умение доказывать на основании функций отделов скелета их строение. Развивать внимание, память, представление.
Воспитывать у учащихся чувство коллективизма при работе в парах, взаимопонимание, дисциплинированность.
Методы и формы:
1. Проблемно-поисковый;
2. Групповая работа.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: таблица «Скелет человека», «Типы соединения костей», набор индивидуальных карточек-заданий, презентация, скелет человека.
Ход урока
1. Организационный момент (2мин)
2.Постановка цели урока, целеполагание:
Ребята давайте посмотрим на скелет кошки и человека, обратите внимание на изгибы позвоночника, на форму череп, как вы думаете, с чем это связано?
Итак, на сегодняшнем уроке мы изучим осевой отдел скелета человека – череп и позвоночник и выясним их особенности, функции этих отделов и их костей.
3. Проверка домашнего задания (10-15 мин)
1) Выберите верные утверждения
Сустав – это полуподвижное соединение костей.
Компактного вещества гораздо больше в трубчатых костях.
Кости и хрящи образованы в основном соединительной тканью.
К широким и плоским костям относят ребра и кости черепа.
У человека в молодом возрасте содержится больше неорганических веществ, чем органических.
Шов – это неподвижное соединение костей.
Красный костный мозг содержит много жировых клеток.
Кровеносные сосуды обеспечивают питание костей.
В длину кости растут за счёт надкостницы.
10)Эпифизы – это концевые утолщения длинных трубчатых костей.
(проверить по слайду№3 с ответами)
2) Заполнить пропущенные слова в тексте
«Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости покрыто……………………., а суставные поверхности головок…………………………
Внутри головок находится …………., содержащее……………., в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из………………, внутри которого находится …………….. . Она заполнена …………, представляющим в основном жировую ткань».
(суставной хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг)
(взаимопроверке по слайду№4)
«Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости покрыто надкостницей, а суставные поверхности головок хрящом.
Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества, внутри которого находится костномозговая полость. Она заполнена жёлтый костный мозг, представляющим в основном жировую ткань».
3) Взаимопроверка и взаимооценка: после проверки заданий поставьте себе оценки. Слайд№5
4) А сейчас давайте вместе обсудим такую ситуацию. В травмпункт местной больницы доставили двух пострадавших: это родственники, причём один из них отводил второго в детский сад. Оба поскользнувшись, упали и получили – один перелом предплечья, другой ушиб голени. Как вы думаете, кто эти пострадавшие и как вы аргументируете своё решение?
(бабушка и внук)
Вторая ситуация: часто от учителей и воспитателей можно слышать такую фразу «Сидите прямо, не горбитесь!», а вот завуч или директор учителям такого не говорят, хотя те тоже много времени проводят за столом. Почему?
(осанка уже сформировалась)
Учитель: проверяем, комментируем их ответы. Вносим дополнения и исправления, если нужно. (Выставляются оценки.)
4.Восприятие и усвоение нового учебного материала.
Мы выяснили, что, несмотря на сходство скелета человека, и кошки, существуют принципиальные различия в строении позвоночника и других отделов скелета. Предлагаю на сегодняшнем уроке изучить совместно осевой отдел скелета человека – череп и позвоночник и выяснить функции этих отделов и костей.
Инструктивные карточки.
1задание: используя текст учебника на стр. 98- 99, рисунок 40 и слайд №6, ответить на вопросы и заполнить таблицу
Скелет головы (череп)
1) Из каких отделов состоит скелет головы?
2) Какие кости образуют скелет головы?
3) Функции и значение каждого отдела.
4)Виды соединения костей
5) Заполнение таблицы.
2 задание: используя текст учебника на стр. 99-101,и рисунок 43,44 и слайд №7,8 ответить на вопросы и заполнить таблицу
Скелет туловища
1) Из каких отделов состоит скелет туловища?
2) Какие кости образуют скелет туловища?
3) Функции и значение каждого отдела.
4)Виды соединения костей
5) Заполнение таблицы.
Самопроверка по слайду №9 и самооценка по слайду №10
2) Лабораторная работа №5 (Инструктивная карточка)
«Выявление особенностей строения позвонков»
Цель: познакомиться с особенностями строения позвонков различных отделов позвоночника.
Оборудование: таблица «Строение позвонка», «Позвоночник», учебник, скелет человека.
Ход работы:
1. Используйте параграф 19, рисунки учебника 41 и 42 и рассмотрите шейный, грудной, поясничный позвонки, их строение, найдите тело позвонка, дугу, позвоночное отверстие, задний и передний отростки, место соединения с вышележащим позвонком. Зарисуйте в тетрадь позвонки и обозначьте их строение.
Позвоночник = 7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 поясничных + 5 крестцовых + 5 копчиковых.
2. (Запишите вывод, вставив пропущенные слова) Вывод:
1. В позвоночнике выделяют пять отделов: 1…….., 2………., 3…………, 4…………, 5……………
2. Позвоночник образован …………… или ………… короткими костями – позвонками.
3. Каждый позвонок состоит из массивной части - …………. и …………….с несколькими отростками.
4. Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают и образуется ……………. канал, в котором находится спинной мозг. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений.
5. Между позвонками имеются межпозвоночные ……………….. …………. Через них позвонки соединяются друг с другом.
6. Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они ……………….. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных.
Самопроверка и самооценка по слайду № 11,12
Первичное закрепление знаний (рефлексия).
Класс делится на 2 группы, каждая получает задание:
Задание для первой группы:
Работа с текстом
Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.
Череп человека.
Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.
Перечень терминов: скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).
Задание для второй группы:
Найти биологические ошибки в тексте.
Указать номер неправильного предложения и исправить ошибку.
Текст 1.Скелет головы.
1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.
Проверка выполненных заданий по слайду № 13, 14самооценка по слайду №15.
Домашнее задание слайд № 16
Параграф 19, вопросы 1-5 на стр. 103
Приложение
Скелет человека
Часть скелета | Отдел скелета | Какие кости входят (указать количество) | Функции и назначение | Вид соединения костей |
Скелет головы | | | | |
| | | |
Скелет туловища | | | | |
| | | |