СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 6 класс "Водоросли"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока по биологии в 6 классе " Водоросли.Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека." Урок проводиться как обобщающий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 6 класс "Водоросли"»

Урок биологии для 6 класса в рамках ФГОС

Тема: Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.

Цель: изучить группу растений – водоросли, среду обитания, характерные особенности одно- и многоклеточных водорослей.

Задачи:

Образовательные: узнать о водорослях, среде их обитания, роли водорослей в природе и жизни человека;

Развивающие: анализировать, сравнивать факты, устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовывать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли;

Воспитательные: осознанно достигать своей поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду;

Тип урока: обобщение темы водоросли.

Предметные результаты: 1) формировать умение отличать водоросли от других известных растений;

2) формировать умения объяснять особенности строения и жизнедеятельности водорослей;

3) формировать умения понимать смысл биологических терминов: слоевище, ризоиды, водоросли.


Ход урока.

  1. Орг. момент

Добрый день! Я рада приветствовать Вас на уроке. Давайте посмотрим на друг друга и улыбнемся. Присаживайтесь на свои места.

Ребята, как часто мы сталкиваемся в жизни с явлениями природы, причину которых объяснить не можем?

Что мешает нам это сделать?

Что же может нам помочь?

Давайте, сегодня на уроке, попробуем найти причины известного природного явления и обосновать его (слайд 1)

Посмотрите на фотографию горящей воды, арбузного снега, который выпадает в горах , какое явление часто мы наблюдаем в небольших водоемах со стоячей водой?

Как мы ее называем в жизни? («цветение воды»)

Задумывались ли вы, а с чем связано это явление?

Какой цвет приобрела вода? (зеленый)

Чем же можно это связать? (наличием в воде водорослей)

Верно, значит о чем мы будем говорить?

«Водоросли. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.»

По нашей теме выделите цель урока : ВОДОРОСЛИ

А для достижения цели мы поставим перед собой следующие задачи:

  1. Изучить строение водорослей;

  2. Узнать о многообразии и особенностях жизнедеятельности водорослей;

  3. Выяснить роль водорослей в природе и жизни человека;

Изучение нового материала.

Давайте вернемся к нашему явлению. Сегодня вы будете в роли ученых биологов, мы попробуем найти водорослей в аквариуме. Выполняем Лабораторную работу по инструктивным карточкам.

Хорошо поработали молодцы! Теперь давайте отдохнем и проведем физкультминутку:

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.


Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

Рисуй восьмерку вертикально

Ты головою не крути

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец

Хорошо! с этим явлением вы справились.

Идем дальше.

Есть змеи стометровые,

Зеленые, лиловые,

Есть бурые, бордовые,

А капитану в море

От них большое горе. (Водоросли)


Оказывается, водоросли в зависимости от глубины их обитания делятся на отделы. Распределение на отделы совпадает с характером их окраски: слайд


Учащиеся 1 ряда – первая группа, 2- ряда – вторая группа.

У вас на партах уже имеются инструктивные карточки, в которых предлагается выполнить ряд заданий. Ваша задача самостоятельно используя источник информации (учебник) поработать 15 минут, а затем поделиться информацией друг с другом. За каждый ответ на вопрос мы будем получать баллы Всем понятно задание, помните, что время ограничено.

Приступайте к работе.

1 группа: задание Бурые водоросли

1. Представители

2. Интересные факты о представителях

3.Значение для человека

4. Значение для животных и природы.

5. Рисунок представителя.


Молодцы! За каждый ответ на вопрос мы будем получать баллы

2 группа: Красные водоросли

1. Представители

2. Интересные факты о представителях

3.Значение для человека

4. Значение для животных и природы.

5. Рисунок представителя.

Рефлексия.

Оценка работы группы на уроке по эталону проводится лидерами команды, после чего команда оценивает себя (каждый ответ «А» - это 1 балл команде).

1.Соблюдали «Закон един»

А) все участники группы.

Б) некоторые не умеют слушать и перебивают собеседника.

2. Соблюдали «Закон инициативы»

А) все участники группы предлагали различные пути решения заданий.

Б) некоторые не проявляли инициативы.

3. Соблюдали «Закон команды»

А) все участники группы помогали друг другу и работали активно.

Б) некоторые не участвовали в работе группы.

Умеют:

4. Работать в соответствии с планом:

А) все участники группы.

Б) некоторые не справились.

5. Находить ответы на вопросы:

А) все участники группы.

Б) некоторые не справились.


Итог урока:

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой.

Удалось ли нам решить, поставленные задачи? Смогли ли мы приоткрыть тайну одной природной загадки?


Самые активные учащиеся сегодня получат оценки.


Приложение

В тропических водах океана живут одноклеточные организмы, способные к люминесценции. Они называются ночесветками и живут колониями. Интересно, что многие из них начинают светиться только при механическом воздействии. Например, если по воде ударить веслом – в том месте, где ударило весло, возникает небольшое свечение.

- Предположите, как можно использовать такой эффект в практических целях. При прохождении подводной лодки ночесветки, присутствующие вокруг, начинают светиться. За судном тянется светящийся шлейф. Наблюдая со спутника за этим сиянием, можно примерно определить не только сам факт прохождения корабля, но так же тип, тоннаж и скорость судна

Необычное природное явление наблюдали жители штата Колорадо (США) 10 мая 2010 года. В высокогорной части штата выпал розовый снег, вкус которого напоминал арбуз.

Столь непривычный цвет объясняется продуктами жизнедеятельности распространенных там одноклеточных водорослей под названием “хламидомонада снежная”, в её клетках содержится красный пигмент астаксантин. Аборигены ещё называют их “арбузный снег”, так как по вкусу они очень напоминают эту ягоду.

Отдел Зеленые водоросли. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные. К ним относят хлореллу, ульву, спирогиру, хламидомонаду, улотрикс. В роде хламидомонада — более 500 видов. Почти все они обитатели мелких, хорошо прогреваемых и сильно загрязненных водоемов. Наряду с автотрофным способом питания все хламидомонады способны и к гетеротрофному питанию. При этом они всасывают всей поверхностью растворенные в воде органические вещества, способствуя очищению загрязненных вод. Такая способность этих водорослей позволяет использовать их в очистных сооружениях.

В прудах, озерах, заводях рек часто можно увидеть плавающую на поверхности воды скользкую зеленую тину. Если рассмотреть тину под микроскопом, то можно увидеть, что она образована большим скоплением тончайших зеленых нитей. Это — многоклеточная нитчатая водоросль спирогира. В слегка загрязненных водах морских побережий, например Черного моря, произрастает ярко-зеленая водоросль ульва, плоский волнистый таллом которой в ширину достигает 20 см. Многие народы используют ульву в пищу под названием "морской салат". Преимущественно в пресных водах часто встречаются колониальные формы зеленых водорослей — вольвокс и пандорина.

Отдел Бурые водоросли. К этой группе относятся крупные многоклеточные растения. Свое название они получили из-за окраски таллома. В клетках этих водорослей помимо хлорофилла присутствуют и другие пигменты.

Они обитают во всех морях с теплыми и холодными водами, образуя там большие заросли, подобные подводному лесу. Среди бурых водорослей есть гиганты (макроцистис грушевидный может достигать 60 м в длину) и есть микроскопически малые — до 1 мм (среблонема). В наших северных и дальневосточных холодных морях произрастает много разных видов рода ламинария, имеющих слоевище в виде длинной ленты, растущей на коротком стволике. Большинство видов ламинарии имеют таллом длиной 2-6 м, а у ламинарии японской он вырастает до 12 м. Произрастает ламинария на глубине 10-80 м. Она употребляется человеком в пищу под названием "морская капуста".

В большинстве своем бурые водоросли прикреплены к твердому грунту или к другим водорослям, отличаясь этим от других водорослей. Для прикрепления к грунту им служат особые выросты слоевища — ризоиды, представляющие собой длинные корнеподобные разрастания. Бурые водоросли бывают однолетними и многолетними. Например, у ламинарии многолетними являются ризоиды и стволик, а длинная лентовидная (пластинчатая) часть таллома — однолетняя. Она ежегодно отрастает вновь от стволика.

Бурые водоросли — один из основных источников органических веществ в прибрежной зоне океанов и морей.

В их зарослях, подобных подводному лесу, укрываются, находят пищу и кислород многочисленные животные. Многие бурые водоросли идут в пищу человеку, используются в промышленности, применяются на корм скоту и как удобрение.

Отдел Красные водоросли (Багрянки). Набор разных пигментов в сочетании с хлорофиллом определяет окраску багрянок — от ярко-красной до голубовато-зеленой и желтой

Это очень древняя группа водорослей. Преобладающее большинство красных водорослей — крупные растения, достигающие в длину одного метра. Но есть и очень мелкие багрянки. Таллом багрянок растет много лет. Он имеет различные формы: от сильно разветвленных, кустистых до тонких полосовидных и широких пластинчатых. Багрянки — обитатели всех океанов планеты. Некоторые из них обитают в пресных водах и на почве.

В морях красные водоросли обитают на самых больших глубинах (до 200 м), куда проникает свет. Красные водоросли (порфиру, грациллярию) люди употребляют в пищу. Из многих видов багрянок добывают ценное гелеобразующее вещество агар-агар, используемое в кондитерской промышленности.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!