Тема урока: | «Первый шаг из моря на сушу» |
Задачи (учебные): | Познакомить с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных. Уметь перечислять особенности рыб и земноводных. Пробуждать интерес и любовь к природе. Развивать навыки сотрудничества. |
Метапредметные задачи: | Создать условия для развития познавательных универсальных учебных действий (умение извлекать информацию из текста и преобразовывать в таблицы и схемы). Создать условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умение работать в парах при совместном решении проблемы). Создать условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий за счёт проблемно-диалогической технологии построения урока. |
Оборудование: | компьютерная презентация; карточки для индивидуальной работы и работы в группах; сводные (обобщающие) таблицы. |
| | |
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся |
| Ход урока. | |
I.Орг.момент. Психологический настрой урока. | -Мы начинаем урок окружающего мира. И я хочу, чтобы каждый из вас в конце урока мог сказать: «Сегодня я искал, творил, И знанье новое открыл. И то, что мне пришлось узнать, Могу теперь всем рассказать». | |
II. Актуализация знаний. | -Какую главу в предмете «Окружающий мир» мы изучаем? («Живые участники круговорота веществ»). -Животный мир очень разнообразен. Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились. | Ответы на вопросы, участие в диалоге. Работа со схемой «Классификация изученных животных». |
- Какой скелет имеют животные этого типа? (наружный скелет) - Каковы его особенности? | Составление высказываний по теме. |
III.1. Постановка проблемного вопроса. | -Мы вспомнили о достоинствах и недостатках наружного скелета. Можно ли, обладая таким скелетом, быстро двигаться или быть крупных размеров? -Как же быть? (необходимо, чтобы скелет был внутренним). -Ребята, оказывается, в природе есть такие животные, у которых отсутствует внешний скелет, а вместо него есть другой. -Этот вопрос заинтересовал и Лену с Мишей. Давайте прочитаем их диалог (Учебник с.96). - Как Вы думаете, о ком мы узнаем сегодня на уроке? (о животных, имеющих внутренний скелет) -Какие вопросы возникают? (Какие группы животных имеют внутренний скелет? В чём преимущество внутреннего скелета? и т.д.) -Посмотрите на страницы учебника. С какими двумя классами животных нам предстоит сегодня познакомиться? (рыбы и земноводные) -Какие вопросы возникают? (Что помогает рыбам жить в воде? Кто такие земноводные? Чем похожи и отличаются рыбы и земноводные? и т.д.) | Предлагают варианты. Работа с учебником. Делают выводы. |
III. 2. Формулирование задач урока. | -Сформулируем основные вопросы урока: В чём преимущества внутреннего скелета? Как рыбы приспособлены к жизни в воде? Как земноводные освоили сушу? -Сформулируем задачи урока. | Формулируют задачи. (формулировка задач) |
III. 3. Открытие нового знания. IV.Ф/мин | Чтобы ответить на поставленные вопросы, нам предстоит провести исследовательскую работу сначала индивидуально, а потом в группах. Индивидуальная работа. - Найдите карточки 1-4, выберите. -Используя информацию в учебнике, выполните задания на карточке. Эти сведения вам будут нужны для работы в группе. | Самостоятельно работают с индивидуальной карточкой (карточки № 1-4). |
Работа в малых группах. -Не забудьте дать оценку своим ответам. Игра «Рыбка». | Работают в группах, заполняют карточки и таблицы (карточка № 3). |
| 3)Обсуждение ответов. (как вариант – метод кругового взаимодействия) | Заполняют сводную таблицу. |
V.Применение знаний. Этап контроля. | - Чтобы проверить знания, полученные сегодня, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу на карточке № 5. Отметьте особенности строения и образа жизни рыб и земноводных. (проверка на слайде). -Легко ли было выполнять работу? -Хватило ли знаний по теме? | Обобщение знаний на основе таблиц. Работают индивидуально по карточке № 5. |
VI.Итог урока. | Вернёмся к началу урока. -Поднимите руку те, кто может сказать: «Сегодня я искал, творил И знанье новое открыл. И то, что мне пришлось узнать Могу теперь всем рассказать». -Задайте вопросы по материалу сегодняшнего урока. (вопрос от группы другой группе) (Варианты вопросов: - Что составляет основу внутреннего скелета? - Как называется тип животных, имеющих позвоночник? - Каких животных, относящихся к группе позвоночных мы уже можем назвать? (рыбы и земноводные) - В чём сходство рыб и земноводных? -Как вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу? - Каких же представителей земноводных вы запомнили? (лягушка, тритон). | Аналитическая работа. Выделяем главное из пройденного и задаём вопросы друг другу. |
VII. Рефлексия. | -Удалось ли ответить на поставленные в начале урока вопросы? -Кто поставил себе отметку 5,4,3? _ Выслушаем мнения о работе групп. (жёлтые, синие и красные рыбки). | Оценка деятельности группы, комментирование оценок. |
VIII. Домашнее задание. | 1)У.с.96-99 чит., вопр. с. 99; 2)Т. с.47-48(задания на выбор); 3)сообщение о рыбах или земноводных (по желанию). | |
Позвоночные – это ______________________, имеющие ___________________ скелет, состоящий из
________________ клеток, который _______________ вместе с хозяином.
Р__________ –___________________ животные, живущие в ______________, имеющие ______________ скелет, и
дышащие _______________.
З__________________–_____________________ животные, живущие и в ___________ ,и на _____________,
имеющие ______________ скелет, и дышащие _______________.