II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Сегодняшний урок мы начнем с повторения - Ребята, посмотрите на ленту букв. Давайте назовем буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте. (указкой показывает букву дети называют. Сначала коллективно, затем выборочно индивидуально) -Отлично - А почему лента окрашена в разный цвет? - Почему некоторые буквы обозначают согласные звуки находятся на 1 этаже, а некоторые на 2 этаже? - Чем отличаются гласные звуки от согласных? Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. (На доске висят карточки с изученными буквами). На доске два домика: красный и синий. -Жили-были буквы. Однажды они все вместе отправились на море, чтобы отдохнуть. На пляже шумели волны, кричали чайки, а солнце согревало всех отдыхающих своим теплом. Но вдруг солнце спряталось за тучами, море забушевало, чайки от страха улетели в укромные места и тогда буквы быстро-быстро отправились домой, но потерялись. Помогите найти буквам свой дом (дети выходят поочередно к доске и делят буквы на 2 группы) -Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли буквы нашли свой домик. -Назовите буквы, которые живут в красном домике. -Какие они – гласные или согласные? Объясните почему. А какие буквы живут в синем домике? Объясните почему. - Молодцы, ребята! А на какие группы делятся согласные? (смотрите на цвет) Каким цветом можно показать звук мягкий и звук твёрдый? | Дети смотрят на ленту букв. Отвечают на вопрос: а, о, и, ы, у, н, с, к, т, л. - Красные буквы обозначают гласные звуки, а синие – согласные. -Согласные в первом ряду звонкие, а во 2 глухие - Гласные произносим голосом, нам ничто не мешает их пропеть, а согласные образуются при помощи звука и шума, во рту они находят препятствие. (Дети прикрепляют при помощи магнитов свои буквы к нужному домику.) Если есть ошибки, дети, которые сидели на местах исправляют их. -а, о, у, ы, и В красном домике живут гласные буквы. Потому что при их произношении не возникает никаких преград. -н, с, к, т, л. Эти буквы живут в синем домике, так как они согласные. При их произношении возникает преграда. -Твёрдые звуки синим цветом, а мягкие зелёным. |
III. Постановка учебной цели. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | А у нас на уроке сегодня гость. А кто, мы с вами узнаем, отгадав загадку. Он у плиты творит, Как на крыльях он парит. Все бурлит вокруг него, Кухня – кузница его. - Кто это? Правильно, повар, а зовут его Леша. Поварёнку Леше очень интересно с какой буквой вы познакомились на прошлом уроке? Леша сегодня нам поможет немного больше узнать о букве л. Повар пришел к нам с непустыми руками, он принес нам суп. Но ему кажется, что он забыл что-то положить в свой суп. Мы ему поможем? Хорошо, слушайте внимательно загадку. Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … - Правильно, лук. Сколько слогов в слове лук? Докажите Какой звук первый в этом слове? -Какой он гласный или согласный? - Звук «л» звонкий или глухой? Закройте ушки ладошками и произнесите его. - Правильно, звонкий. - А твердый или мягкий? Произнесите слово «лук». - Давайте дадим звуку «л» в слове «лук» короткую характеристику. Что мы о нем узнали? (согласный, звонкий, твердый) - Хорошо, составьте схему слова «лук» у себя в тетради, чтобы можно было положить его в наш суп. - У вас должно получиться вот такая схема. Слияние твердого согласного с гласным звуком, и твердый согласный звук. - Молодцы, ребята! Лук уже можно класть в суп. Но чего-то все равно не хватает. Отдельно — я не так вкусна, Но в пище — каждому нужна. - Что это? Правильно, соль. А в этом слове сколько слогов? А какой здесь последний звук? Перед тем, как положить соль в суп, давайте дадим звуку «ль» краткую характеристику. Какой это звук? Теперь для слова «соль» давайте составим схему. Сравните с моей схемой. У всех так? Слияние согласного твердого с гласным звуком, и согласный мягкий звук. - Отлично, суп можно солить. - А давайте посмотрим, что у нашего повара в руке. (ложка) Составьте схему этого слова - Наш суп готов. Сразу видно, родители вкусно готовят, и вы им помогаете. - А сейчас я буду называть продукты, которые у нас есть в холодильнике, если там есть звук «л», то вы хлопаете в ладоши. Готовы? Лук, редиска, фасоль, свекла, капуста, колбаса, репа, конфета, огурец, сарделька, горох, помидор, хлеб, картофель, перец, соль. - Молодцы, ребята. Теперь давайте немного отдохнем. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем | Повар Буква л Лук 1 один гласный звук («л») Согласный Звонкий Твердый С К С лук Согласный Тв(син. Квадр) Соль 1 («ль») (согласный, звонкий, мягкий) С К З Соль Согласный Мяг( зел кв) Лук, свекла, колбаса, хлеб |
IV. Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение | А теперь давайте откроем учебник на странице 62. Чтение слов по слогам. (Выборочное чтение по одному слову) Есть ли тут незнакомые вам слова? Сколько слогов в каждом слове? Со- лил – 2 слога Лил – 1 слог Стол- 1 слог Са-лат – 2 слога На-лил – 2 слога Сто-лик – 2 слога Чем отличается лил от налил? Чем отличается стол от столика? На какой слог падает ударение в слове налил? Первый слог на-, второй слог лил. Посмотрите, какие выделенные слова написаны напротив иллюстрации? Почему они написаны с заглавной буквы? У кого уже был день рождения в этом году? А у кого будет? Текст, учебник страница 62. (Выборочное чтение по вызову, по одному предложению) Леша хочет убедиться, что вы внимательно слушали, как читали ваши одноклассники и задаст вам вопросы: Где стоит столик? У кого из ребят салат? - прочитайте предложение. Что делает Алик? - подтвердите предложением. Кто налил сок? Молодцы, Леше понравилось, что вы правильно отвечали на вопросы. • Расскажи о своем дне рождения. Кого ты пригласил? Чем угощал гостей? Давайте посмотрим на 2 столбика. Прочитаем имена детей. С какой буквы они пишутся? Почему они распределены на 2 столбика ? | (солил, лил, стол, салат, налил, столик) Солил – 2 Лил – 1 Стол – 1 Салат - 2 Налил – 2 Столик - 2 Лил – это, например, дождик лил, Налил – он налил сок в стакан Стол - большой Столик – маленький (на 2 слог) Алла, Алик Потому что это имена Ответы детей (у окна) (у Аллы и Алика) (солит салат) (Коля) Отвечают на вопросы В одном столбце имена девочек, а в другом имена мальчиков. |
V. Закрепление опорных знаний и способов деятельности | Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач | Посмотрите на следующую страницу. Прочитай текст про девочек - выборочное чтение текста по 1 предложению. Озаглавь его. Леша хочет узнать, о ком идет речь в тексте? А теперь давайте дополним предложения. Окуни и лини - рыбы. - Посмотрите на доску, вы видите окуня и линя. Линь - это речная рыба, посмотрите, как она выглядит. Аисты и утки - птицы. Лисы и лоси - звери. А осы кто? Осы - насекомые.е. После предложений вы видите схему, давайте подберем слова, которые бы подходили к этой схеме Работа со схемой: Сколько звуков в слове? (3 звука) Из чего состоит это слово? Какое животное подходит к схеме? Почему? Докажите, что слово подходит к схеме? Сколько слогов? | (Например: Девочки и скакалки) (о Алле и Haтe) (Конь, соль) (Из слияния твердого согласного и гласного, и мягкого согласного вне слияния) (Лось) 1 слог |
VII. Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Оцените свою работу. На доске лестница успеха Первая ступень – у меня ничего не получилось Вторая ступень – не совсем усвоил, сомневаюсь Третья ступень – мне все удалось, я все понял Встаньте кто на 1 ступени, кто на 2, кто на 3 Леша очень рад, что приходил в гости на урок и говорит вам до свидания, спасибо за урок | Оценивают работу на листочках. |