СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для формирования умений точно определять лексическое значение слов, умений различать однозначные и многозначные слова. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Однозначные и многозначные слова" 5 класс»

Конспект урока
русского языка

по ФГОС

ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ «ЯСШ №12 с углубленным изучением иностранных языков» Мамонтова Евгения Александровна.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Использован материал:
1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
В 2 Ч. / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская,
А. Г. Нарушевич]. − 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 286 с.
2. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для общеобразовательных организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. −
2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2015. – 191 с.

Формы работы обучающихся: фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа.

Цель урока: формирование умений точно определять лексическое значение однозначных и многозначных слов.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова».

2. Усвоить материал об однозначных и многозначных словах.

3. Усвоить понятие «словарная статья».

Развивающие:

1. Закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексическому значению.

2. Сформировать умение пользоваться словарём.

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию внимательности, усидчивости, любви к русскому языку.

2. Создавать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, толерантности, умение работать коллективно и в паре.





Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знать определение понятий «однозначные и многозначные слова».
2. Уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе.

Личностные:

1. Планировать и выполнять поставленные задачи.

2. Стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.

3. Формировать интерес к русскому языку и родной культуре, осознавать эстетическую ценность русского языка.

Ход урока

I этап. Организационный.

Цель этапа: мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будет старательно,

Слушать будем внимательно.

II этап. Актуализация знаний и постановка цели. Цель этапа: создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока.

- Послушайте стихотворение А. Шибаева «Лисичка» (название стихотворения не читает)

Доброй летней порой

Бродили по лесу с сестрой.

Хоть устали от ходьбы –

В кузовах у нас грибы.

Вдруг мне крикнула сестричка:

– Глянь, под елкою лисичка!

Я от елки – без оглядки,

Заблестели только пятки.

Я от страха онемел,

В стороне за пень присел.

Громко сердце бьется,

А сестра смеется:

– Нас не съест она, поверь,

То грибок такой, не зверь.


- О чем  говорится в стихотворении?

- А сколько лексических значений имеет здесь слово лисичка?

- Какие еще значения этого слова вы знаете? (При ответе на вопрос можно воспользоваться  толковым словарем).

- Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений, многозначные слова).

-  Чему мы должны сегодня научиться?

III этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания). Цель этапа: побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умения преобразовывать информацию.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?

- Что такое лексика?( словарный состав языка)

- Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику)

- Что выражает лексическое значение слова?(содержание)

- Что выражает грамматическое значение слова? (форма)

Молодцы.

Вопросы:

- Какой кнопкой нельзя приколоть бумагу к стене?

- Какую грушу нельзя съесть?

- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.

(Например, канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене. Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок. Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой; сладкая груша (фрукт), боксерская груша)).

- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.

IV этап. Первичное закрепление. Цель этапа: организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения.

Учитель организует работу по первичному закреплению нового знания

Игра « Узнай слова» 

1. Подземная часть растения; часть зуба (Корень);

2. Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются (Иголки)

3.Часть предмета за которую берутся; письменная принадлежность (Ручка)

4. Право, я прическа – чудо

Заплети меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом (Коса)

5.Испорченная продукция; союз между мужчиной и женщиной (брак)

-Какие слова мы записали? Почему?

- Дети, сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.

Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.

Работа с Толковым словарём

Форма организации деятельности обучающихся: по группам (карточки)(по вариантам: работа с толковым словарём. Определить, однозачными или многозначными являются слова:1вариант -горячий; 2 вариант -золотой). Выводы.

- Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье? 
- Найти в школьных толковых словарях однозначные и многозначные слова, привести примеры.
Игла, -ы, мн. иглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3.Обычно во мн. ч .Колючки на теле животных. Иглы ежа.

Вывод: 1) разные ЛЗ многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье; 2) разные ЛЗ многозначного слова нумеруются подряд.
-Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (по Толковому словарю)

3. Найти в словаре 3 многозначных слова, составить с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.

Физкульминутка

- Давайте немного отдохнем.

Буратино потянулся,

Встал на ножки, повернулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключ  он не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?

- Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей).     

- Что искал Буратино?  (Ключ).

- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.

V этап. Самостоятельное осмысление. Цель этапа: организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу).

1) Распределите на 2 группы слова: с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника стр.175-184.

Айсберг, число, кабинет, озимь, маяк, поземка, шарада, окончание, проталина, аршин.

Распределите слова в тетрадях (проверка с таблицей на доске или слайдом презентации)

2) Предлагаю вам тесты двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе.

-   В тесте №1 уже имеются вопросы и есть часть ответа,  вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.

-  В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.

-   Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!

(Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках).

Тест №1

1. Подчеркни однозначное слово.

 Пурга, корень, лисичка   ………….

2. Подчеркни многозначное слово.

Снеговик, земля, буква     ……….

3. Отметь +,  многозначные слова:

 - имеют одно значение;

 - имеют много значений;

 - имеют одинаковые корни.

4. Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь  + .

- однокоренные;

- однозначные;

- многозначные.

Тест №2

Закончите  предложения: 

1.Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучаются  значения  слов, называется…………. (лексика);

2.Любое слово имеет……значение

3.Смысл,  который  подразумевает  говорящий  при произнесении слова,   называется……….. (лексическим  значением);

4.Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение, называются……….. (однозначными);

5.Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений, называются………… (многозначными).

(Правильные ответы на доске или слайде)

VI этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Цель этапа: организовать действия по обобщению изученного, нацелить на работу творческого характера.

Знать отличия однозначных слов от многозначных (стр. 72), выполнить в тетради упр.155.

VII этап: Рефлексия. Подведение итогов. Цель этапа: помочь учащимся осознать результаты деятельности.

Дети анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом.

Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной работы учеников.

- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Выполнили ли мы её?

- Наш урок подошёл к концу. Опираясь на слайд, подведите итоги урока.

Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений из слайда.

  • Теперь я знаю…

  • Теперь я умею…

  • Теперь я буду употреблять в своей речи…

  • Мне было интересно…

  • Мне понравилось…

  • Мне было трудно…

Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу, раздает памятки по теме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!