Ход и содержание урока: Минутка чистописания: - Чтобы выяснить, каким видом транспорта мы будем добираться до джунглей Амазонки, вам предстоит выполнить первое задание: соединить в порядке возрастания точки на будущем рисунке. Назовите вид транспорта, на котором отправимся в путешествие. Актуализация знаний: - Красавец парусник ждёт у причала. Но на борт нашего корабля мы сможем подняться в том случае, если покажем себя знатоками имени существительного. - Какими бывают имена существительные? - Как изменяются имена существительные? - Сколько падежей в русском языке? - Назовите их. 3) Объявление темы урока: - Молодцы! Вы много знаете об имени существительном. Можем смело подниматься на борт корабля и рассаживаться по каютам. В нашем увлекательном путешествии мы обобщим и повторим всё важное об имени существительном, что пригодится нам для дальнейшего обучения. 4) Работа по теме урока: - Итак, мы уже на борту корабля. Но отправиться в путь пока не можем. - Прочитайте, как называется наш корабль. - Чтобы паруса всех трёх мачт нашего фрегата наполнил попутный ветер, нам нужно вспомнить, какие имена существительные относятся к первому, второму и третьему склонению? -Ветер наполнил паруса, осталось поднять якорь. Это произойдёт сразу, как только, мы справимся с заданием. -Кто догадался, какое задание нужно выполнить? - Возьмите листочки с заданием, выполняем работу самостоятельно. - Проверка выполнения на доске. -Подсчитываем количество баллов (по количеству слов: 7 слов – 7 баллов, 8 верных ответа – 8 баллов и т.д.) - Наконец, мы в открытом море. Наш фрегат взял курс к таинственному Острову Падежей. А мы с вами, как настоящие морские путешественники должны иметь зоркие глаза. ( Зарядка для глаз ) Расслабление. Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться (представьте море). 2) Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против. 3)Моргание. Легко и быстро поморгайте глазами. "Темное расслабление". Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь А теперь отдохнувшими глазками внимательно изучим наш маршрут путешествия по острову Падежей. Прочитайте, где мы побываем? Повторение об Именительном падеже -Расскажите, что помните про существительные в Именительном падеже? Повторение о Родительном падеже -Назовите вопросы на которые отвечают существительные в Родительном падеже; -Назовите слово-помощник; -Назовите предлоги Родительного падежа - Отвечаем на хитрый вопрос-шутку (выбираем правильный ответ, подчёркиваем его). - Проверка выполнения задания. - Подсчёт количества баллов (за верный ответ – 1 балл, если ошибся – о баллов). Повторение о Дательном падеже (после прослушивания слайда): -Назовите вопросы Дательного падежа. -Назовите слово-помощник. -Назовите предлоги Дательного падежа. -Выполняем задание внимательно, ведь в болоте водятся крокодилы. -Проверка выполнения задания. -Подсчёт количества баллов (по количеству верно указанных падежей). Повторение о Винительном падеже - Назовите вопросы Винительного падежа. -Назовите слово-помощник. - Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в Винительном падеже. - Выполняем задание. Будьте внимательны! Гора Винительного падежа высокая, обрывистая. Постарайтесь не допустить ошибок, а то сорвётесь в пропасть -Проверка выполнения задания. -Подсчёт количества баллов (по количеству верно указанных падежей). Повторение о Творительном падеже - Назовите вопросы Творительного падежа. -Назовите слово-помощник. -Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в Творительном падеже. -Выполняем задание. Я попрошу вас не шуметь. На мысе Творительного падежа живут бабочки. Они привыкли только к звукам природы – к шелесту пальм и плеску волн. Не спугните их! - Проверка выполнения задания. -Подсчёт количества баллов (по количеству верно указанных падежей). Повторение о предложном падеже - Назовите вопросы Предложного падежа. -Назовите слово-помощник. -Почему Предложный падеж получил такое название? - Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в Предложном падеже. -Послушайте задание: Найдите и исправьте ошибки: Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол, И сидит за доминой, С шимпанзой и какадой. -Что нужно вспомнить про имена существительные, чтобы выполнить это задание? -Расскажите про несклоняемые имена существительные. -Приведите примеры. -Выполняем задание. - Проверка выполнения задания. -Подсчёт количества баллов (по количеству верно исправленных слов). Итог урока: - Перечислите ещё раз названия всех шести падежей русского языка. -Назовите вопросы каждого падежа. - Назовите слова-помощники каждого падежа. Оценка деятельности на уроке. - Вы все сегодня были молодцы! Хорошо работали, помогали друг другу. Мы вместе совершили далёкое путешествие, достойно справились со всеми трудностями. -Подсчитайте общее количество набранных вами баллов. -Поднимите руку, кто набрал 26 или 27 баллов. -Молодцы. Поставьте себе «пятёрку». -Поднимите руку, кто набрал от 19 до 25 (включительно) баллов. -Молодцы! Это «четвёрка». | - Мы отправимся в путешествие на корабле. Повторение об имени существительном: - Имя существительное – это часть речи. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предмет. - Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными. - Могут быть мужского, женского и среднего рода. - Существительные распределяются по трём типам склонений. -Имена существительные изменяются по числам и падежам. - В русском языке 6 падежей. - Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. - Фрегат склонений. - К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я. - Ко второму склонению относятся имена существительные среднего рода с окончаниями - о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием. - К третьему склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак. Задание №1 -Определить склонение предложенных существительных и распределить их в три столбика. Якорь, шторм, буря, тишь, помощь, море, палуба. 1скл. 2скл. 3скл. палуба якорь тишь Буря шторм помощь море (Каждый ученик подсчитывает своё количество баллов и записывает результат.) max – 7 баллов ( Зарядка для глаз ) Мы войдём в бухту Именительного падежа, высадимся на берег Родительного падежа, постараемся не увязнуть в болоте Дательного падежа, поднимемся на высоту Винительного падежа, побываем на мысе Творительного падежа и постараемся не заблудиться в зарослях Предложного падежа. Существительные в Именительном падеже отвечают на вопросы кто?, что? Существительные Именительного падежа употребляются без предлогов; Подлежащее в предложении всегда стоит в именительном падеже. Имена существительные в Родительном падеже отвечают на вопросы кого?, чего?. Слово помощник «нет». Предлоги родительного падежа : -от, -до, -из, -без, -у, -для, -около, -с. Задание №2 Хитрый вопрос-шутка. Как правильно сказать: У рыб нет зуб, или у рыб нет зубов, или у рыбей нет зубей? (Каждый ученик подсчитывает своё количество баллов и записывает результат). max – 1 балл -Имена существительные в Дательном падеже отвечают на вопросы кому?, чему? -Слово-помощник «дать». - Предлоги дательного падежа –к, -по. Задание№3 Определите падежи слова «дело» в разных пословицах: Дело шуток не любит. (И.п.) От слов до дела целая верста. (Р.п.) Не по сути дело, а по делу суть. (Д.п.) (Каждый ученик подсчитывает своё количество баллов и записывает результат). max - 3 балла - Имена существительные в Винительном падеже отвечают на вопросы кого?, что? -Слово-помощник «вижу». - Предлоги Винительного падежа –в, -на, -за, -через, -про. Задание№4 Определите падежи выделенных слов: Как взлечу под потолок (В.п.) Да махну через порог, (В.п.) Вылетаю за окошко, (В.п.) Курс держу я на лужок. (В.п.) Вижу реку, вижу сад- (В.п.) Называю всё подряд! Вижу вишню, вижу сливу. (В.п., В.п.) До чего вокруг красиво! max - 7 баллов - Имена существительные в Творительном падеже отвечают на вопросы кем?, чем? -Слово-помощник «доволен» или «горжусь». - Предлоги Творительного падежа –над, -под, -за, -между, -перед, -с. Задание№5 Определите падежи выделенных слов: Банты Алла потеряла, (В.п.) И о бантах плачет Алла. Нет бантов! Не беда, (Р.п.) Бабочки летят сюда! Банты эти прилетели, (И.п.) На косички Алле сели. Бантами довольна Алла, (Т.п.) О таких она мечтала. Алла новым бантам рада, (Д.п.) Ей других совсем не надо! max - 5 баллов - Имена существительные в Предложном падеже отвечают на вопросы о ком?, о чём? -Слово-помощник «думаю». - Существительные в Предложном падеже без предлогов не употребляются. -Предлоги Предложного падежа –об, -о, -на, -в, -при. -Несклоняемые имена существительные. -В русском языке некоторые существительные не изменяются по падежам. Они имеют одну форму. -Пальто, кино, шоссе, радио, метро, какаду, шимпанзе, кафе, кофе, домино и др. Задание№6 Найдите и исправьте ошибки: Кенгуру в кафу зашёл, (в кафе) Занял там свободный стол, И сидит за доминой, (за домино) С шимпанзой и какадой. (с шимпанзе, какаду) max - 4 балла -Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. -И.п. кто?, что? -Р.п. кого?, чего? -Д.п. кому?, чему? -В.п. кого?, что? -Т.п. кем?, чем? -П.п. о ком?, о чём? -И.п. -Р.п. «нет» -Д.п. «дать» -В.п. «вижу» -Т.п. «горжусь» или «доволен» -П.п. «думаю» |