СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Обобщение знаний об имени существительном"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в форме игры-путешествия. На каждом этапе урока после выполнения задания каждый ученик может подсчитать набранное количество баллов и свой общий результат в конце урока. Содержит минутку чистописания и зарядку для глаз.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обобщение знаний об имени существительном"»

Подробный конспект урока.


Организационная информация

Тема урока

Обобщение знаний об имени существительном.

Предмет

Русский язык

Класс

3

Автор урока (ФИО, должность)

Макарова Ирина Михайловна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ № 140

Республика/край, город/поселение

г. С-Пб

Методическая информация

Тип урока

Урок обобщения и закрепления пройденного

Цели урока

  • обобщить знания об имени существительном;

  • способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;

  • способствовать развитию памяти, внимания, мышления;

  • формировать умения правильно оформлять свои мысли при устном ответе;

  • обогащать и развивать речь учащихся.

Задачи урока

- тренировать умения учащихся определять род,

число, падеж и склонение имён

существительных;

- тренировать умения учащихся изменять имена

существительные по числам и падежам;

- тренировать умения учащихся правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные;



Подробный конспект урока


Мотивация учащихся:


- Сегодня мы с вами отправимся в далёкое путешествие по американским джунглям. В пути нам встретятся трудности, но если мы будем держаться вместе и помогать друг другу, то преодолеем все неприятности. Итак, в путь!








Ход и содержание урока:


  1. Минутка чистописания:

- Чтобы выяснить, каким видом транспорта мы будем добираться до джунглей Амазонки, вам предстоит выполнить первое задание: соединить в порядке возрастания точки на будущем рисунке.








  • Назовите вид транспорта, на котором отправимся в путешествие.



  1. Актуализация знаний:


- Красавец парусник ждёт у причала. Но на борт нашего корабля мы сможем подняться в том случае, если покажем себя знатоками имени существительного.


- Какими бывают имена существительные?






- Как изменяются имена существительные?


- Сколько падежей в русском языке?


- Назовите их.









3) Объявление темы урока:


- Молодцы! Вы много знаете об имени существительном. Можем смело подниматься на борт корабля и рассаживаться по каютам. В нашем увлекательном путешествии мы обобщим и повторим всё важное об имени существительном, что пригодится нам для дальнейшего обучения.


4) Работа по теме урока:


- Итак, мы уже на борту корабля. Но отправиться в путь пока не можем.


- Прочитайте, как называется наш корабль.


- Чтобы паруса всех трёх мачт нашего фрегата наполнил попутный ветер, нам нужно вспомнить, какие имена существительные относятся к первому, второму и третьему склонению?







-Ветер наполнил паруса, осталось поднять якорь. Это произойдёт сразу, как только, мы справимся с заданием.

-Кто догадался, какое задание нужно выполнить?




- Возьмите листочки с заданием, выполняем работу самостоятельно.







- Проверка выполнения на доске.

-Подсчитываем количество баллов (по количеству слов: 7 слов – 7 баллов, 8 верных ответа – 8 баллов и т.д.)



- Наконец, мы в открытом море. Наш фрегат взял курс к таинственному Острову Падежей. А мы с вами, как настоящие морские путешественники должны иметь зоркие глаза.


( Зарядка для глаз )


  1. Расслабление. Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться (представьте море). 2) Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против.

3)Моргание. Легко и быстро поморгайте глазами.

  1. "Темное расслабление". Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь



  • А теперь отдохнувшими глазками внимательно изучим наш маршрут путешествия по острову Падежей.

  • Прочитайте, где мы побываем?









Повторение об Именительном падеже


-Расскажите, что помните про существительные в Именительном падеже?






Повторение о Родительном падеже


-Назовите вопросы на которые отвечают существительные в Родительном падеже;


-Назовите слово-помощник;


-Назовите предлоги Родительного падежа



- Отвечаем на хитрый вопрос-шутку

(выбираем правильный ответ, подчёркиваем его).




- Проверка выполнения задания.

- Подсчёт количества баллов (за верный ответ – 1 балл, если ошибся – о баллов).


Повторение о Дательном падеже

(после прослушивания слайда):


-Назовите вопросы Дательного падежа.


-Назовите слово-помощник.


-Назовите предлоги Дательного падежа.


-Выполняем задание внимательно, ведь в болоте водятся крокодилы.






-Проверка выполнения задания.

-Подсчёт количества баллов (по количеству верно указанных падежей).



Повторение о Винительном падеже



- Назовите вопросы Винительного падежа.


-Назовите слово-помощник.


- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в Винительном падеже.


- Выполняем задание. Будьте внимательны! Гора Винительного падежа высокая, обрывистая. Постарайтесь не допустить ошибок, а то сорвётесь в пропасть








-Проверка выполнения задания.

-Подсчёт количества баллов (по количеству верно указанных падежей).



Повторение о Творительном падеже



- Назовите вопросы Творительного падежа.


-Назовите слово-помощник.


-Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в Творительном падеже.



-Выполняем задание. Я попрошу вас не шуметь. На мысе Творительного падежа живут бабочки. Они привыкли только к звукам природы – к шелесту пальм и плеску волн. Не спугните их!








- Проверка выполнения задания.

-Подсчёт количества баллов (по количеству верно указанных падежей).



Повторение о предложном падеже



- Назовите вопросы Предложного падежа.


-Назовите слово-помощник.


-Почему Предложный падеж получил такое название?


- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в Предложном падеже.



-Послушайте задание:

Найдите и исправьте ошибки:

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол,

И сидит за доминой,

С шимпанзой и какадой.


-Что нужно вспомнить про имена существительные, чтобы выполнить это задание?


-Расскажите про несклоняемые имена существительные.


-Приведите примеры.



-Выполняем задание.








- Проверка выполнения задания.

-Подсчёт количества баллов (по количеству верно исправленных слов).











  1. Итог урока:


- Перечислите ещё раз названия всех шести падежей русского языка.


-Назовите вопросы каждого падежа.







- Назовите слова-помощники каждого падежа.







  1. Оценка деятельности на уроке.


- Вы все сегодня были молодцы! Хорошо работали, помогали друг другу. Мы вместе совершили далёкое путешествие, достойно справились со всеми трудностями.


-Подсчитайте общее количество набранных вами баллов.


-Поднимите руку, кто набрал 26 или 27 баллов.

-Молодцы. Поставьте себе «пятёрку».


-Поднимите руку, кто набрал от 19 до 25 (включительно) баллов.

-Молодцы! Это «четвёрка».























- Мы отправимся в путешествие на корабле.





Повторение об имени существительном:


- Имя существительное – это часть речи. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предмет.




- Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными.

- Могут быть мужского, женского и среднего рода.

- Существительные распределяются по трём типам склонений.

-Имена существительные изменяются по числам и падежам.


- В русском языке 6 падежей.


- Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

























- Фрегат склонений.


- К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я.

- Ко второму склонению относятся имена существительные среднего рода с окончаниями - о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием.

- К третьему склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.




Задание №1

-Определить склонение предложенных существительных и распределить их в три столбика.



Якорь, шторм, буря, тишь, помощь, море, палуба.


1скл. 2скл. 3скл.

палуба якорь тишь

Буря шторм помощь

море




(Каждый ученик подсчитывает своё количество баллов и записывает результат.)

max – 7 баллов









( Зарядка для глаз )

























  • Мы войдём в бухту Именительного падежа, высадимся на берег Родительного падежа, постараемся не увязнуть в болоте Дательного падежа, поднимемся на высоту Винительного падежа, побываем на мысе Творительного падежа и постараемся не заблудиться в зарослях Предложного падежа.




  1. Существительные в Именительном падеже отвечают на вопросы кто?, что?

  2. Существительные Именительного падежа употребляются без предлогов;

  3. Подлежащее в предложении всегда стоит в именительном падеже.





  1. Имена существительные в Родительном падеже отвечают на вопросы кого?, чего?.



  1. Слово помощник «нет».


  1. Предлоги родительного падежа : -от, -до, -из, -без, -у, -для, -около, -с.



Задание №2

Хитрый вопрос-шутка. Как правильно сказать:

У рыб нет зуб,

или у рыб нет зубов,

или у рыбей нет зубей?



(Каждый ученик подсчитывает своё количество баллов и записывает результат). max – 1 балл





-Имена существительные в Дательном падеже отвечают на вопросы кому?, чему?

-Слово-помощник «дать».


- Предлоги дательного падежа –к, -по.


Задание№3

Определите падежи слова «дело» в разных пословицах:

Дело шуток не любит. (И.п.)

От слов до дела целая верста. (Р.п.)

Не по сути дело, а по делу суть. (Д.п.)



(Каждый ученик подсчитывает своё количество баллов и записывает результат). max - 3 балла






- Имена существительные в Винительном падеже отвечают на вопросы кого?, что?


-Слово-помощник «вижу».


- Предлоги Винительного падежа –в, -на, -за, -через, -про.



Задание№4

Определите падежи выделенных слов:

Как взлечу под потолок (В.п.)

Да махну через порог, (В.п.)

Вылетаю за окошко, (В.п.)

Курс держу я на лужок. (В.п.)

Вижу реку, вижу сад- (В.п.)

Называю всё подряд!

Вижу вишню, вижу сливу. (В.п., В.п.)

До чего вокруг красиво!


max - 7 баллов









- Имена существительные в Творительном падеже отвечают на вопросы кем?, чем?


-Слово-помощник «доволен» или «горжусь».


- Предлоги Творительного падежа –над, -под, -за, -между, -перед, -с.



Задание№5

Определите падежи выделенных слов:

Банты Алла потеряла, (В.п.)

И о бантах плачет Алла.

Нет бантов! Не беда, (Р.п.)

Бабочки летят сюда!

Банты эти прилетели, (И.п.)

На косички Алле сели.

Бантами довольна Алла, (Т.п.)

О таких она мечтала.

Алла новым бантам рада, (Д.п.)

Ей других совсем не надо!



max - 5 баллов







- Имена существительные в Предложном падеже отвечают на вопросы о ком?, о чём?


-Слово-помощник «думаю».


- Существительные в Предложном падеже без предлогов не употребляются.


-Предлоги Предложного падежа –об, -о, -на, -в,

-при.











-Несклоняемые имена существительные.




-В русском языке некоторые существительные не изменяются по падежам. Они имеют одну форму.


-Пальто, кино, шоссе, радио, метро, какаду, шимпанзе, кафе, кофе, домино и др.


Задание№6

Найдите и исправьте ошибки:

Кенгуру в кафу зашёл, (в кафе)

Занял там свободный стол,

И сидит за доминой, (за домино)

С шимпанзой и какадой. (с шимпанзе, какаду)


max - 4 балла

















-Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.


-И.п. кто?, что?

-Р.п. кого?, чего?

-Д.п. кому?, чему?

-В.п. кого?, что?

-Т.п. кем?, чем?

-П.п. о ком?, о чём?


-И.п. -Р.п. «нет»

-Д.п. «дать»

-В.п. «вижу»

-Т.п. «горжусь» или «доволен»

-П.п. «думаю»



  1. Рефлексия деятельности на уроке, выявление личного отношения учащегося к уроку.


- Приготовьте цветные карандаши или фломастеры.

-Возьмите рисунки солнышка (лежат на партах).

-Раскрасьте своё солнышко тем цветом, какое у вас впечатление от сегодняшнего урока. Раскрасьте солнышко в цвет своего настроения.


(звучит песенка о дружбе)




Пожелание дельфинчика с острова Падежей:


Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки-

Как я!

«В добрый час!»







-Ребята раскрашивают солнышки и прикрепляют их на доску.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!