СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Несклоняемые имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Несклоняемые имена существительные"»

Несклоняемые имена существительные



Цели урока:

познакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.

Задачи:

способствовать  развитию  умений  учащихся  обобщать  полученные 

знания;

анализировать,  сравнивать,  делать  необходимые  выводы;

  обеспечить  ситуации,  способствующие  развитию  умений  анализировать   и  различать  род  несклоняемых   имён  существительных

Планируемые результаты: научиться узнавать несклоняемые имена существительные, составлять с ними словосочетания; умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе выполнения алгоритма лингвистической задачи.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, карточки со словами, карточки-задания, аудиокассета для физкультминутки, словарь иностранных слов.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

Слово учителя:

-Здравствуйте. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. За окнами осень, а так хочется лета. Выберите бабочку и посадите ее на свою ладонь, а я расскажу вам одну легенду. Жил на свете мудрец, который знал все. Но один ученик захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, учитель, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам подумал: «Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Ваша задача – быть активными на уроке, оценить себя и похвалить своих одноклассников. А моя – поддержать ваш успех.

II. Знакомство с новым материалом

 – А теперь давайте вспомним, сколько склонений в русском языке.

  - Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов, которая   не подчиняется общему правилу.

1. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»:

        Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

               И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

               Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

               А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

               Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

               И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

               Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

               Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

               Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

               В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

- Все значения слов вам понятны?

Словарная работа

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

 пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

 манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить .(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст) 

2. Определение темы урока

Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении ?

(Все они не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков).

Какова же тема нашего урока?

Тема урока: Несклоняемые существительные

 Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?

Мы должны познакомиться с этой группой существительных, научиться находить их в тексте, уметь употреблять в речи.

3. Группы несклоняемых имен существительных

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:

И.п. построено метро

Р.п. стою у метро

Д.п. иду по метро

В.п. вижу метро

Т.п. восхищаюсь метро

П.п. еду в метро

4. Познакомимся с группами несклоняемых существительных (работа со схемой)

1.Заимствованные существительные с конечным гласным   -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)  

  • Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.

  • Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.

  • Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

  • Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. 

        2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола   и    оканчивающиеся на согласный:  мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс  

        3. Русские и украинские фамилии   на –О и –ЫХ(-ИХ):  Рудых, Малых,

           Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько.

        4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ,

            ПФТ

5. Физкультминутка:

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши).

6. Поиграем в игру «ЗООПАРК»

Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе.

- Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?(пони)

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.(кенгуру)

В) Крупный попугай с пестрым хохолком.(какаду)

Г) Самая маленькая птица на земном шаре.(колибри)

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?(шимпанзе)

(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк»)   

7. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

-  вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони. (КАРТОЧКА)

Выйти из                 , играть на                        , гулять без                 ,     

Ехать по                  , бутерброд с               , приехать на                  ,  

Кататься на             , вынуть из                       , слушать по              ,

Пойти в                     ,  работать в                  .  

8. Игра “Назови одним словом”

- определить слова по их лексическому значению.

На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”

1. Верхняя одежда для зимы и осени. (пальто)

2. Подземная железная дорога. (метро)

3. Клавишный музыкальный инструмент. (пианино)

4. Асфальтированная дорога.

5. Сорт мороженого на палочке.

6. Напиток из зерен кофейного дерева.

III. Закрепление

Соедините несклоняемое имя существительное с его значением:

Манто                                       спортивный судья ( в боксе)

Кашне                                      работник консульства

Кашпо                                     выдающийся музыкант или композитор

Жалюзи                                 меховое широкое женское пальто

Атташе                         декоративный поддон для цветочного горшка

Маэстро                               шторы, состоящие из жёстких пластин.  

VI .Подведение итогов  

     Что нового вы узнали на уроке?

     Что понравилось на уроке?

      Что было самым интересным?

      Что было самым трудным?

Оценивание

V. Домашнее задание  

     Используя несклоняемые существительные, составить 5-8 предложений или текст  на тему  «Кругосветное путешествие»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!