Урок Дата
Учебный предмет: «Алгебра 8», авт. С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин, 2020 г.
Класс: 8
Теме: «Неполные квадратные уравнения»
Основные цели урока:
актуализировать изученные виды уравнений, тренировать вычислительные навыки;
усвоить понятие неполного квадратного уравнения;
получить алгоритм решения неполных квадратных уравнений.
развитие логического мышления, памяти, внимания, умение сравнить и обобщать.
Планируемые результаты:
Предметные:
выделить виды неполных квадратных уравнений;
получить алгоритм решения неполных квадратных уравнений.
Общеучебные:
принять цель;
спланировать свою деятельность;
уметь анализировать результат;
представить результат работы в группе.
Коммуникативные:
Тип урока: Урок открытия нового знания
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: проектор, компьютер, таблица 1, таблица 2, карточки -задания для домашней работы
Структура урока:
1 этап: мотивация учебной деятельности учащихся и актуализация опорных знаний;
2 этап: постановка учебной задачи;
3 этап: совместное исследование проблемы;
4 этап: конструирование нового способа действия;
5 этап: рефлексия.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний
1) Создание ситуации успеха (организационный момент)
2) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний
Фронтальная работа с классом (устно):
Лев Толстой говорил: « Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду» (СЛАЙД 1)
1. Давайте вспомним, что называют уравнением? Что значит решить уравнение?
2. Решить уравнение: (СЛАЙД 2)
5 х = 20; х + 5 = 11; х – 4 = 0; х² = 36; х²= 0; | х² = –10; 2х² = 50; х ( х–1) = 0; (х – 2)(х+3) = 0. |
3. Какое уравнение называют квадратным? (уравнение вида ах2+вх+с=0 называют уравнением второй степени или квадратным уравнением)-учитель записывает общий вид уравнения на доске
Как называют числа a, b и с ?
а – первый коэффициент,
b- второй коэффициент,
c – свободный член.
4. Назовите коэффициенты квадратных уравнений? (СЛАЙД 3)
9х2 + 2х + 7 = 0, а=9, в=2, с=7
х2 + 2х + 3 = 0, а=1, в=2, с=3
х2 – 3х – 1 = 0, а=1, в=-3, с=-1
6х – 2х2 – 5 = 0, а=-2, в=6, с=-5
2. Постановка учебной задачи
1) Фронтальная работа с классом:
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
5. Составьте и запишите квадратное уравнение, если даны его коэффициенты: (СЛАЙД 4) учитель фиксирует ответы учащихся на доске
а=2, в=-3, с=7
а=2, в=-3, с=0
а=2, в=0, с=7
а=2, в=0, с=0
Запись на доске :
Уравнение общего вида | |
ах2+вх+с=0 | с=0 | в=0 | в=0, с=0 |
2х2 -3х + 7 = 0 | 2х2 -3х = 0 | 2х2 + 7 = 0 | 2х2 = 0 |
2) Подводящий к теме диалог
Является ли последние три уравнения квадратными? ( да)
Чем они отличаются от уравнения общего вида?
Как бы вы назвали данные уравнения?
Попробуйте сформулировать, какое квадратное уравнение называют неполным?
(Квадратное уравнение ах2+вх+с=0 называют неполным, если у него b=0 или c=0).
Надеюсь, вы поняли, что мы будем изучать сегодня на уроке…
Давайте запишем тему урока в тетрадях. (учитель фиксирует тему урока на доске)
Мы умеем решать неполные квадратные уравнения?
Сформулируйте свою задачу на данном уроке
3. Совместное исследование проблемы
Сколько видов неполных квадратных уравнений? ( три, смотрим таблицу на доске)
Задание 1. Заполните таблицу 1. Распределите квадратные уравнения по видам. (Приложение 1)
Таблица 1
Уравнение общего вида | Неполные квадратные уравнения |
| | |
| | | |
4. Поиск решения учебной задачи
Итак, мы получили:
Виды неполных квадратных уравнений (записать в тетрадях и на доске):
ах2=0
ах2+вх=0
ах2+с=0
(обсуждение таблицы, полученной у одной из групп, выделение видов неполных квадратных уравнений)
Вопрос к 8 классу: Умеете ли вы решать подобные уравнения? (нет)
Вопрос к 11 классу: А как вы думаете, они умеют решать уравнения такого вида?
-Мы думаем, восьмиклассники ошиблись, сказав «нет» и сейчас они в этом убедится.
Как вы думаете, можно вывести алгоритм решения неполных квадратных уравнений? В результате чего? (гипотезы восьмиклассников, подсказки старшеклассников
Задание: Решите неполные квадратные уравнения, полученные в таблице1, и найдите алгоритм решения каждого вида неполных квадратных уравнений. Учащиеся 11 класса помогут вам справиться с этой трудной задачей. Сегодня они являются научными консультантами и экспертами по теме «Решение неполных квадратных уравнений»
Таблица 2.
Алгоритм решения | Образец решения |
Уравнение вида ах2=0 | |
Уравнение вида ах2+вх=0 | |
Уравнение вида ах2+с=0 | |
С0 | С |
После выполнения задания, обсуждение, рефлексия работы в группах.
Алгоритм решения неполных квадратных уравнений записать в тетрадях
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Проанализируйте свою работу на уроке:
Я знаю виды неполных квадратных уравнений …..
Я умею решать неполные квадратные уравнения вида ах2=0……
Я умею решать неполные квадратные уравнения вида ах2+вх=0……
Я умею решать неполные квадратные уравнения вида ах2+с=0…….
(Высказывается несколько учеников).
Домашнее задание: п 4.3, выучить алгоритм решения НКУ + домашняя самостоятельная работа (составляется старшеклассниками).
Решите уравнение:
1 группа
1 вариант | 2 вариант |
1) 4х2-8х=0 | 1) 12х2-4х=0 |
2) х2-25=0 | 2) х2-16=0 |
3) -3х2=0 | 3) 4х2=0 |
2 группа
1 вариант | 2 вариант |
1) 24х2+8х=0 | 1) 6х2-24х=0 |
2) х2-81=0 | 2) х2+25=0 |
3) 27х2=0 | 3) 19х2=0 |
3 группа
1 вариант | 2 вариант |
1) х2-4х=0 | 1) х2+6х=0 |
2) х2-1=0 | 2) х2-9=0 |
3) 105х2=0 | 3) -8х2=0 |
4 группа
1 вариант | 2 вариант |
1) х2-2х=0 | 1) 7х2-5х=0 |
2) х2+6=0 | 2) х2-49=0 |
3) -37х2=0 | 3) 12х2=0 |
5 группа
1 вариант | 2 вариант |
1) 3х2+2х=0 | 1) -11х2+3х=0 |
2) х2-5=0 | 2) х2-2=0 |
3) -13х2=0 | 3) 19х2=0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
2х2 +6х-6=0 | 8х2 -2=0 | -5х2=0 | 4х2+8х-2=0 |
3х2+27=0 | 2х2=0 | х2+3х=0 | х2-4х=0 |
х2-16=0 | -3х2+5х-0,6=0 | 7х2+28=0 | х2+6=0 |