СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Не молкнет сердце чуткое Шопена…"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание значения творчества Ф. Шопена для формирования национальной музыкальной культуры его родины – Польши; продолжить знакомить учащихся с музыкальными произведениями различных жанров и форм (фортепианные пьесы танцевального характера – полонез, вальс, мазурка); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композито­ров-классиков на примере музыки Ф. Шопена; учить выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора; расширение возмож­ностей речевых высказываний о содержании музыки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Не молкнет сердце чуткое Шопена…"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ


Сидоренкова Светлана Владимировна учитель музыки СОШ№2 имени Е.П.Новикова.


Дата урока/ класс

/_26 октября/_________/ 2018___ г. / 6 класс


Раздел /Тема урока

«В концертном зале»: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»


Педагогические цели

Осознание значения творчества Ф. Шопена для формирования национальной музыкальной культуры его родины – Польши; продолжить знакомить учащихся с музыкальными произведениями различных жанров и форм (фортепианные пьесы танцевального характера – полонез, вальс, мазурка); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композито­ров-классиков на примере музыки Ф. Шопена; учить выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора; расширение возмож­ностей речевых высказываний о содержании музыки.


Тип, форма урока

Изучение и закрепление новых знаний и способов действий, урок-исследование.


Проблема урока

Действительно ли сердце Шопена умолкло навсегда?


Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся узнают: факты биографии Ф. Шопена, особенности его музыки (жанровые и стилевые), названия и особенности танцевальной музыки (вальс, полонез, мазурка).

Учащиеся научатся: выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора, определять в звучании различные танцы, их нацио­нальную принадлежность..

Учащиеся получат возможность научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально отвлекаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах дея­тельности.


Личностные результаты

Уважительное отношение к музыке других народов; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, нацио­нальных стилей.


Метапредметные универсаль­ные учебные действия

Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в различных видах музыкально-творческой дея­тельности (слушание, пение, пластическое движение), строить речевые высказывания, отражающие содержание музыкальных произведе­ний.

Познавательные: сравнивать характер музыкальных произведений, анализировать средства музыкальной выразительности; овладение на­выками смыслового прочтения содержания «текстов» музыкальных произведений в соответствии с целями и задачами учебной деятельно­сти.

Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных му­зыкально-творческих задач, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, уважать это мнение.


Основное содержание темы, понятия и термины

Фортепианное творчество Ф. Шопена. Интонации и ритмы народной музыки в творчестве Ф. Шопена. Фортепиано, инструментальная му­зыка, танец, полонез, мазурка, вальс.


Образовательные ресурсы



Музыкальный материал

Ф. Шопен Полонез № 3 ля-мажор, Вальс № 10 си-минор, Мазурка № 2 ля-минор (слушание), А. Ермолов «Гимн музыке», песня «Моя Россия.» (пение), «Вальс дружбы» (пластическое исполнение).


Содержание урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма и методы контроля


осуществляемые действия

формируемые

умения


Мотивирование к учебной дея­тельности (организационный момент)







Организует вход в класс под музыку Полонеза Ф. Шопена (в оркестровом звучании).

Исполняет музыкальное приветствие.

Проводит проверку готовности к уроку.

- Сегодня у нас очередная встреча с музыкой. Я надеюсь, что она будет для нас не только познавательной, но и приятной. Ведь музыка делает нас умнее, добрее, красивее.


Организованно входят в класс под музыку. Привет­ствуют учителя, исполняют музыкальную попевку-при­ветствие. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте (дневник, учебник, тетрадь, ручка). исполняют выученную песню.

Личностные: прояв­ляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, проявляют доброжелательность по отношению друг к другу.

Фронтальная. На­блюдение, слуша­ние.

Повторение изученного мате­рила (актуализация знаний, проверка домашнего задания)


Организует повторение изученного ранее материала (про­верка домашнего задания: подготовить вопросы по прой­денным темам), корректирует формулировки вопросов и ответов.

- Мы вновь отправляемся в концертный зал. Но прежде, да­вайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме. Сегодня я попрошу вас самих быть в роли учителя и самостоятельно за­давать вопросы друг другу.

(Примерные вопросы).

  • К какой группе инструментов относятся скрипка (виолончель)?

  • Какие еще инструменты входят в эту группу?

  • Что такое квартет?

  • Какие инструменты составляют струнный квартет?

  • Как И. Крылов называет виолончель в своей басне «Квартет»?

  • Что такое ноктюрн?

  • У кого из композиторов есть произведение с таким названием?

  • Что означает слово рококо?

  • Чем отличается стиль рококо?

  • У кого из композиторов есть произведение в стиле рококо?

  • Для какого инструмента написано это музыкальное произведение? И др.

Задают вопросы друг другу по пройденным темам, слу­шают и корректируют отве­ты одноклассников.

Познавательные: воспроизводят по па­мяти информацию, необходимую для ре­шения учебной задачи (в том числе, получен­ную из собственного опыта).

Коммуникативные: приобретают умение осознанного построе­ния речевого выска­зывания о содержании изученного учебного материала в соответ­ствии с задачами ком­муникации.

Фронтальная.

Наблюдение, уст­ный опрос.

Постановка учебной задачи и проблемы урока

Концертная афиша – проводник в мир музыки

Умолкло ли сердце композитора Шопена?


Организует беседу по концертной афише, самостоятель­ную формулировку учащимися учебной задачи и способов ее решения; подводит учащихся к формулировку пробле­мы урока.

  • Что перед вами?

  • Почему вы решили, что это афиша?

  • Вам знакомо имя композитора?

  • Это русский композитор или зарубежный?

  • В исполнении какого инструмента будет звучать му­зыка?

  • Что вы знаете об этом инструменте?

  • Что означает его название?

  • Какие разновидности этого инструмента вы знаете?

  • Кто из композиторов писал произведения для форте­пиано?

  • Произведения какого жанра будут звучать в сего­дняшнем концерте? Вам знакомы эти жанры?

  • Что мы постараемся узнать из сегодняшнего урока?

  • Как мы будем это делать, чем воспользуемся?


  • Как вы понимаете тему урока? Мы можем сейчас от­ветить на этот вопрос?

- Мы попробуем дать ответ на этот вопрос в конце урока.

Рассматривают и читают афишу концерта, озвучива­ют известные им сведения и проблемные вопросы, предлагают формулировки учебной задачи, формы му­зыкально-творческой дея­тельности, выстраивают план урока.

Регулятивные: ста­вят и принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем, выбирают соответ­ствующие виды музыкально-творческой деятель­ности для раскрытия темы урока.

Коммуникативные: владеют монологиче­ской и диалогической формами речи в соот­ветствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Личностные: приме­няют правила делово­го сотрудничества.

Фронтальная. Уст­ный опрос.

Усвоение новых знаний

Фридерик Шопен – трудная судьба





















Знакомит учащихся с фактами биографии Ф. Шопена.

- Я хочу рассказать вам о польском гении – Фридерике Шо­пене.

Родился Фридерик Шопен 216 лет назад в 1810 году в поль­ском городке Желязова Воля. Его мать хорошо играла на фортепиано и прекрасно пела. Именно она и привила своему сыну любовь к музыке. Музыка всегда звучала в доме. Но родители замечали, что при первых звуках музыки, Фриде­рик начинал плакать. Первая мысль – музыка раздражает ре­бенка, но оказалось, что наоборот, музыка производила на Фридерика очень сильное эмоциональное впечатление. От своей матери Шопен узнал и полюбил польские народные песни и танцы, любовь к которым он пронес через всю жизнь. Вся его музыка буквально пронизана интонациями и ритмами польской народной музыки.

В девятнадцатилетнем возрасте у Шопена проявляются первые признаки тяжелого заболевания легких. Врачи ставят ему неутешительный диагноз и говорят о том, что ему оста­лось жить год-полтора. Но наперекор всем Шопен проживет еще 20 лет! Музыка учила его дышать правильно, и болезнь на время отступала. Наверное, поэтому музыка Шопена та­кая воздушная, дышащая. А еще она очень душевная. Неда­ром друзья Фридерика Шопена называли его «душой форте­пиано».

Со совету своих друзей Фридерик Шопен отправляется с концертами по городам Европы. Уезжая из Польши, его не оставляет ощущение, что он покидает ее навсегда. Разлука с Родиной была очень болезненной. Живя за границей, серд­цем Шопен был вместе со своей Польшей. В Европе Шопена ожидает грандиозный успех, но вместе с тем и тяжелая жизнь. Болезнь все-таки побеждает. Не дожив до 40 лет, композитор умирает во Франции. Но свое сердце Шопен за­вещает отвезти и похоронить на родине. В Варшаве, в ко­стеле Святого Креста, по сей день в каменном сосуде поляки бережно хранят умолкнувшее сердце Фридерика Шопена. Действительно ли сердце Шопена умолкло навсегда?

Слушают рассказ учителя, самостоятельно вносят от­веты на вопросы в рабочую карту.


























Регулятивные: при­нимают и сохраняют учебную задачу, соот­ветствующую этапу обучения; удержива­ют цель деятельности до получения ее ре­зультатов; оценивают правильность выпол­нения действий; вно­сят необходимые кор­рективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сде­ланных ошибок; осу­ществляют саморегу­ляцию как способ­ность к мобилизации сил к волевому уси­лию и преодолению трудностей.

Познавательные: овладевают основами смыслового чтения текста, умением выде­лять существенную информацию из тек­ста в учебнике и речи учителя; осуще­ствляют выбор наибо­лее эффективных способов решения за­дач в зависимости от конкретных условий.

Личностные: осуще­ствляют развитие музыкально-эстетичес­ких чувств, проявляющегося в эмоционально-ценностном отноше­нии к искусству.

Фронтальная. Уст­ный опрос, слуша­ние, наблюдение.

Усвоение новых знаний (про­должение)

Полонезы Ф. Шопена
































Организует работу с музыкальными произведениями Ф. Шопена: слушание, музыкальная характеристика, срав­нение.

- Пришло время познакомиться с музыкой Фридерика Шопе­на.

  • Вы обратили внимание, какая музыка звучала при входе в класс? Она вам знакома?

Повторное слушание Полонеза № 3 ля-мажор (фортепи­анное исполнение).

  • Как вы охарактеризуете эту музыку – маршевая, тан­цевальная или песенная?

- Это звучит полонез – танец-шествие. Его название озна­чает польский. Этим парадным танцем – полонезом – обычно открывались балы при дворе польского короля. Длинной ве­реницей шествовали красиво одетые гости, изящно приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.

«В полонезах Шопена собраны наиболее благородные, ис­конные чувства древней Польши... Перед нашим взором как бы встают образы древних поляков, какими рисуют их лето­писи: крепкого сложения, ясного ума ... необузданной хра­брости в сочетании с рыцарством, не покидавшим сынов Польши» (Ф. Лист). Неслучайно в мелодии Государственного Гимна Польши слышны интонации и ритмы полонеза.

Слушание Гимна Польши.

- Прислушайтесь к ритму полонеза: он не ровный, как в мар­ше, а пунктирный. Прохлопаем этот ритм.

Организует проведение ритмической игры.

- Запишите в рабочих тетрадях характеристику полонеза, выбе­рите из предложенных характеристик только те, которые со­ответствуют полонезу.

Организует и контролирует проведение работы.

Предлагает посмотреть исполнение полонеза в презентации.

- Еще один излюбленный Шопеном танцевальный жанр – вальс. Родиной вальса является Австрия. Немецкое слово вальцен – означает вращение. И действительно, основное движение в вальсе это плавные вращательные движения партнеров. Давайте вспомним, как танцуют вальс.

Слушают рассказ учителя, музыку, делают записи в тетради.

Регулятивные: учат­ся работать по предложенному учи­телем плану, анализи­руют эмоциональное состояние, получен­ное от успешной (неуспешной) дея­тельности; планируют свои действия с соот­ветствии с поставлен­ной задачей и условия­ми ее реализа­ции; выполняют учеб­ные действия в мате­риализованной, гром­коречевой и умствен­ной форме; осуще­ствляют контроль по результату деятельно­сти под руководством учителя.

Познавательные: ориентируются в учебнике и рабочей карте, находят ответы на вопросы; овладева­ют навыками смысло­вого прочтения содер­жания «текстов» му­зыкальных произведе­ний различных жан­ров в соответствии с целями и задачами учебной деятельно­сти.

Личностные: выра­жают положительное отношение к процессу познания.

Фронтальная, на­блюдение, слуша­ние.

Физкультминутка

«Вальс дружбы»

Организует разучивание и исполнение «Вальса дружбы» в соответствии с характером музыки, акцентирует вни­мание на трехдольности вальса.

Слушают музыку и испол­няют под нее танцевальные движения.

Познавательные: учатся соотносить ха­рактер движений с ха­рактером музыки.

Коммуникативные: умение согласовывать свои действия с парт­нером.

Фронтальная, на­блюдение.

Усвоение новых знаний (про­должение)

Вальсы и мазурки Ф. Шопена

- Для Шопена вальс был больше, чем просто танец. Вальсы Шопена – поэтичные музыкальные повествования о любви, разлуке, потерях и встречах. Посмотрите фрагмент презентации и послушайте музыку шопеновского вальса и подбе­рите к слову вальс подходящее парное понятие (вальс-танец, вальс-воспоминание, вальс-впечатление, вальс-рассказ), запишите в рабочую тетрадь характеристику вальса.

Организует прослушивание Вальса № 10 си-минор, контролирует выполнение работы учащимися.

Проверка выполнения задания.

- И еще один польский танец, который занимает большое ме­сто в фортепианном творчестве Фридерика Шопена – мазур­ка.

Записать определение в рабочую тетрадь.

- Мазурка – танец польского происхождения, от названия од­ной из областей Польши – Мазовии, жителей которой назы­вали мазурами. Сам Шопен любовно называл мазурки образ­ками – т.е. картинками. Это действительно миниатюрные живописные картинки из польской жизни.

  • Мазурка схожа уже со знакомым вам польским тан­цем. Каким?

  • Что их роднит?

  • Что отличает?

- Посмотрите, как танцуют мазурку, послушайте музыку ма­зурки Шопена и запишите характеристику танца в рабочую тетрадь..

Организует просмотр презентации «Не молкнет сердце чуткое Шопена.»

Контролирует выполнение работы учащимися.

Проверка выполнения задания.

Слушают музыку, смотрят видеофрагменты, соотносят увиденное и услышанное с настроением, характером музыки, находят соответ­ствующие музыке понятия; делают записи.

Регулятивные: осу­ществляют коррек­цию, вносят необхо­димые дополнения и коррективы в план и действия.

Познавательные: овладевают логиче­скими действиями сравнения, анализа, обобщения, установ­ления аналогий; осваи­вают способы решения проблем творческого характера в процессе восприя­тия, оценки музыкальных произ­ведений.

Личностные: воспри­нимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учаще­муся; выражают поло­жительное отношение к процессу познания; развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

Фронтальная, на­блюдение, слуша­ние.

Вокально-хоровая работа

«Моя Россия.»

Организует разучивание песни «МояРоссия.» Работа над точностью испол­нения пунктирного ритма, четкостью дикции, правиль­ностью интонирования. Исполнение выученной песни в соответствующем характере.

Слушают исполнение пес­ни учителем, разучивают мелодию песни, обращают внимание на ритм, точное и правильное исполнение ме­лодии песни.

Исполняют песню в соот­ветствующем характере в опоре на текст.

Регулятивные: кор­ректируют свою дея­тельность, вносят из­менения в процесс ис­полнения с учетом возникших трудно­стей и допущенных ошибок, намечают способы их устране­ния.

Познавательные: применяют на практи­ке полученные знания о национальных осо­бенностях музыки.

Коммуникативные: учатся согласовывать свои действия с дей­ствиями партнеров.

Фронтальная, на­блюдение, слуша­ние.

Закрепление знаний и спосо­бов действия

Организует закрепление изученного на уроке материла.

- Наше музыкальное путешествие в концертный зал подхо­дит к завершению. Давайте вспомним, какие новые тайны сегодня вам открыла музыка, о ком рассказала. Вам помогут ваши рабочие тетради, в которых в течение урока мы фиксиро­вали все новые сведения.

  • Какая страна подарила миру гениального пианиста и композитора Фридерика Шопена?

  • Какой музыкальный инструмент стал смыслом жиз­ни для Шопена, выразителем его мыслей и чувств?

  • Как называли Шопена друзья и поклонники?

  • С какими жанрами фортепианной музыки Шопена мы познакомились?

  • Что их объединяет?

  • Что лежит в основе музыки Шопена?

  • Что завещал Шопен своей Родине?

  • Вспомните, судьба какого русского композитора схожа с судьбой Шопена: кто живя на чужбине, сердцем и душой оставался со своей Родиной?\

  • А теперь давайте вернемся к теме нашего урока «Не молкнет сердце чуткое Шопена…». Как теперь, по­сле знакомство с композитором и его музыкой, вы можете объяснить смысл этих слов?

Помогает в формулировании вывода урока: сердце Шопена будет биться, пока в мире звучит его музыка.

Отвечают на вопросы учи­теля, опираясь на записи в рабочих картах и учебнике, формулируют вывод, исхо­дя из поставленной цели и темы урока.

Регулятивные: оце­нивают результат ра­боты, определяют, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения осу­ществляют саморегу­ляцию как способность к преодо­лению трудностей.

Коммуникативные: оформляют свои мыс­ли в устной форме, слушают и понимают речь других, уважают мнение одноклассни­ков.

Личностные: накоп­ление музыкальных впечатлений, связан­ных с восприятием и исполнением музыки; осознают значение музыки в жизни чело­века.

Фронтальная, уст­ный опрос.

Рефлексия учебной деятельно­сти на уроке

Организация осмысления собственной деятельности на уроке. Предлагает продолжить фразу:

  • Сегодня я узнал новое для себя…

  • Мне было интересно узнать, что…

  • Сегодня я научился…

  • Мне было непонятно…

Оценка деятельности учащихся на уроке (выставление и аргументация отметок).

Обычно, в конце концерта звучат аплодисменты.

  • Кого из своих одноклассников вы могли бы поблаго­дарить аплодисментами за активную работу на уро­ке?

Мне кажется правильным, если свои аплодисменты мы адре­суем и главному участнику нашего урока – музыке Фридери­ка Шопена.

Анализируют свою дея­тельность и деятельность одноклассников.

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою дея­тельность на уро­ке; анализируют эмо­циональное состоя­ние, полученное от успешной (неуспеш­ной) деятельности; адекватно восприни­мают оценку своей ра­боты.

Фронтальная. Уст­ный опрос.

Домашнее задание

Подобрать стихи созвучные одному из вальсов Шопена.

Объяснение содержания и способов выполнения домашне­го задания.

Делают записи в дневнике, слушают инструкцию учи­теля.

Регулятивные: при­нимают учебное зада­ние в соответствии с уровнем своего разви­тия.

Индивидуальная.

Запись в тетради.



7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!