СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. "Наволочка с клапаном".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  "Наволочка с клапаном"  предназначен для учащихся 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. "Наволочка с клапаном".»

УРОК ТЕХНОЛОГИИ. Швейное дело , 5 класс

Тема: Наволочка с клапаном.

Цели урока:

1. Образовательная: дать понятие о постельном белье; познакомить с различными фасонами наволочек; формировать умения и навыки по выполнению двойного шва, распознаванию тканей и швов.

2. Коррекционно-развивающая: развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе анализа изделия и составления плана работы, самооценки своей работы и товарища; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

3. Воспитательная: формировать эстетический вкус, культуру труда, трудолюбие.

Тип урока: получение новых знаний.

Методы: беседа с элементами рассказа, демонстрация различных образцов наволочек. ИКТ, практическая работа, упражнение, игра, проблемно-поисковый метод.

Оборудование: материально - техническая база:

• Компьютер.

• Мастерская швейного дела.

• Швейные машины.

• Ножницы, иглы, булавки, линейки, карандаши.

• Ткань ситец.

Дидактическое обеспечение:

• Учебники.

• Рабочие тетради.

• Инструкционная технологическая карта «Двойной шов».

• Таблица «План работы по изготовлению наволочки.

• Индивидуальный раздаточный материал по видам тканей, швов.

• Индивидуальный материал по изучению нового материала.

• Образцы двойного шва.

• Карточки задания по составлению плана изготовления наволочки.

•Раздаточный материал для коррекционных упражнений

Словарная работа:

• Наволочка.

• Постельное белье.

• Наволочка с клапаном.

• Двойной шов.

Ход урока.

I. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка внешнего вида (спецодежда), готовность к уроку;

- настрой учащихся на работу.

Учитель: Сегодня у нас впереди интересный урок. Мы узнаем много нового! Будем учиться шить еще одно новое изделие. Темой сегодняшнего урока будет «Постельное белье. Наволочка с клапаном» (читаем на доске). Вы узнаете каких фасонов бывают наволочки, из какой ткани их можно сшить и какими швами. Составим план работы по изготовлению наволочки и выполним на образце двойной шов.

Провести словарную работу, выделить орфограммы и проговорить слова.

Объяснить значение немецкого слова «клапан».

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

Беседа с использованием ИКТ.

Компьютерные слайды подтверждают правильный ответ или используются для вопроса. Прежде чем перейти к новой теме, нам нужно повторить, что мы уже знаем о белье.

1) Какие виды белья вы уже знаете? (Столовое, нижнее белье)

2) А какой вид белья еще бывает? (Постельное) Демонстрация на экране белья и различных видов наволочек с разнообразной формой отделки. Дети должны назвать вышивку, оборку, кружева, аппликацию и те ткани, которые они уже знают: ситец, лен, бязь, шелк.

3) Зачем нужна наволочка?

4) Вы меняете белье (наволочку), одеваете на подушку, как вы думаете, почему наволочка не соскакивает с подушки? (Клапан не дает, он заслоняет отверстие)

5) С помощью чего наволочка может держаться на подушке? (Пуговицы, тесьма, молния, завязка) Продемонстрировать натуральные образцы наволочек.

Обобщение учителя с использованием ИКТ.

III. Изучение нового материала.

Объявляю: Мы будем шить наволочку с клапаном. Давайте повнимательнее ее рассмотрим (на столе у каждого лежит маленькая наволочка).

Беседа:

1) Какую форму имеет наволочка? (Квадрат)

2) А почему вы так считаете? (Потому, что все стороны равны)

3) Из скольких деталей состоит наволочка? (Из одной)

4) У вас на столах лежит коллекция «Магазин тканей». Какая из тканей вам нравится? Можно ли из нее сшить наволочку? (Дети называют шелк, ситец, бязь, лен, показывают друг другу, друг у друга проверяют имеющиеся знания по тканям)

Учитель: Кто выбрал шелк, это красиво, но дорого, а более практичный – ситец, лен, бязь, так как постельное белье приходится часто стирать. Самый долговечный и практичный- лен. (Дети учитывают свойства тканей: хорошо впитывают влагу, пропускают воздух).

5) Рассмотрите наволочку и скажите какие швы используют при пошиве? (Шов вподгибку с закрытым срезом, двойной шов).

6) Даю задание найти эти швы в индивидуальных коллекциях швов, проверить друг у друга. Кто затрудняется определить и найти, помогаю сама.

7) Как вы думаете, почему именно эти швы используют при пошиве наволочки? (Так как белье часто стирают, срезы спрятали, дольше будет служить)

Обобщение учителя. Еще раз вернуться к двойному шву и задать проблемный вопрос:

Почему этот шов называют двойным и бельевым? Дети не сразу ответят, но в ходе урока, особенно после повторения конструкции шва они догадаются.

ФИЗМИНУТКА

Из-за парт мы выйдем дружно

Но шуметь совсем не нужно

Встали прямо, ноги вместе.

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки,

И потопаем немножко.

Составление плана работы по изготовлению наволочки.

Беседа: в процессе нее выясняется что нужно сделать, какие работы произвести, чтобы изготовить наволочку. При помощи наводящих вопросов подвожу к правильным ответам.

План проверяем:

1) На компьютере.

2) На плакате правильно расставляем пункты.

3) Индивидуально закрепляем с помощью карточек заданий с деформированным текстом, пунктами (дети должны правильно расположить текст по пунктам, проверить друг у друга), учитель помогает более слабым.

И еще раз дети проверяют правильность работы по компьютеру и отчитываются, вставая.

Практическая работа по выполнению двойного шва на образце. (Объявить и спросить о том кто догадался, почему шов называется двойной и бельевой. Если нет, то предложить внимательно ознакомится с Инструкционной технологической картой).

1) Ознакомление с образцом двойного шва (у каждого на рабочем месте, у более слабых ИТК по операциям).

2) Ознакомление с пооперационной технологической картой (текст, чертеж, операции выполнения). Использование компьютера.

3) Обращаю внимание, что есть первый прошив, ширина шва 5 мм и второй прошив, ширина шва 7 мм.

Дети должны ответить почему все-таки двойной шов, а о том что бельевой должны догадаться раньше.

4) Разбор технологической карты (обобщение учителя).

5) Коррекционная игра: не отрывая кистей рук от стола собрать пальцами игрушки ­зонтики, самолетики, крупные пуговицы «Кто больше». Дети проверяют друг у друга и считают.

6) Игра по технике безопасности «Лови ошибку». Учитель делает некоторые ошибки, дети должны их заметить и сказать как правильно нужно обращаться с ножницами, иглами, булавками, утюгом, швейной машинкой.

7) Выполнение практической работы.

8) Текущий инструктаж, помощь более слабым учащимся (индивидуальная работа).

9) Целевые обходы: в процессе работы следить за культурой труда, соблюдением Т.Б., проверка глазомера, правильность использования учебно-технической документации, рационального использования учебного времени.

10) Заключительный инструктаж: анализ выполнения практической работы, разбор и вскрытие причин, ошибок и способов их устранения.

11) Уборка рабочих мест.

IV. Подведение итогов работы.

1) Дети, работающие в парах, ставят друг другу оценки за индивидуальную работу по карточкам.

2) Оценки за практическую работу ставят на стенде при помощи знаковой системы по объявленным критериям (дидактическая игра «Райтинг». Оценка ученика и учителя должна совпадать).

3) Рефлексия: ответы на вопросы в рабочих тетрадях

4) Подведение итогов урока учителем:

-сообщение о достижении цели урока

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке, выставление оценок в журнал.

V. Уборка в мастерской.





















































Урок по швейному делу в 5 классе

Тема урока: Пошив наволочки с клапаном

Наглядный материал: Презентация, ткань, инструменты ,линейки.

Словарная работа: Клапан, наволочка, сметать, стачать

Организационный момнт

Здравствуйте, девочки. Начинаем урок.

Ход урока

…. Заканчивается день, приходит ночь и все люди отправляются спать. И вы ложитесь в свои кроватки, закрываете глаза и засыпаете крепким сном.

-Девочки, для хорошего здоровья человеку необходим полноценный сон,

а какие предметы необходимы для полноценного сна? ( кровать, матрас, одеяло, простынь, подушка, пододеяльник, наволочка)

- как одним словом называются эти предметы? (постельное бельё). Девочки говорят чем удобнее подушка и красивее наволочка, тем слаще и крепче будет сон у человека. А еще лучше если наволочка будет сшита своими руками.

Девочки, а почему наволочка сшитая своими руками лучше, чем купленная? Потому что мы вкладываем частичку своей души.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Наволочка с клапаном»

вспомним, что нового мы узнали на прошлых уроках, а на практической части урока выполним двойной шов и закончим пошив наволочки.

Вводный инструктаж

Повторение правил безопасной работы с ножницами, иглой, на швейной машине.

Основная часть

-Девочки, давайте вспомним что же такое наволочка? ( Наволочка это предмет постельного белья. Чехол на подушку)

-Как вы думаете для чего нужна наволочка? ( чтобы не пачкалась подушка) -Что легче постирать подушку или наволочку? (наволочку)

Получается, что наволочка нам нужна для того, чтобы не пачкалась подушка, т.е для поддержания хороших санитарно-гигиенических условий ,которые нужны для здоровья человека.

Значит подушка и наволочка – это два неразлучных между собой предмета.

-Как часто нужно менять наволочку? (если дома есть условия мыться часто, то наволочка будет дольше оставаться чистой, если вы моете волосы редко. то наволочка будет пачкаться быстрее)

Не забывайте менять постельное белье, помните, что чистота- залог здоровья. А если будите забывать про постельное белье, то у вас может получиться как в сказке К.Чуковского «Одеяло убежало, улетела простыня и подушка ,как лягушка ускакала от меня».

История подушки. Презентация

Синтетическое волокно невозможно отличить от пуха на ощупь.

Преимущество синтепоновой подушки в том, что она держит форму, она не впитывает пот, ее легко постирать в стиральной машине, она очень быстро высохнет, микробы в таких подушках не заводятся.

Подушка из пера птиц впитывает пот, скапливает пыль, ее необходимо сушить на солнце, в домашних условиях постирать ее практически не возможно, или очень хлопотно, подушка из пуха вызывает аллергию у многих людей.




,,,Закрепление темы

- А теперь давайте вспомним, что мы знаем о наволочке?

Игра «Ромашка»

  1. Из каких тканей шьют наволочку? ( из хлопчатобумажных) как называются эти ткани? ( ситец, бязь)

Задание №1 конверт с образцами тканей.

  1. Ткани каких расцветок подбирают для пошива постельного белья? (это зависит от моды , от времени в котором мы живем, от человека, от его финансовых возможностей) на сегодняшний день выбор ткани и постельного белья велик, право выбора за вами позаботиться о своем сне.

  2. Какие ткани по качеству нужно подбирать для пошива наволочки тонкие или прочные? Почему?

Прочитаем пословицу «Где тонко, там и рвется»

  1. Можно ли использовать для пошива наволочки ткани: шелк, гобилен, шерсть? (можно но они будут декоративными, т.е украшать нашу комнату) Чем украшены декоративные наволочки?

  2. Какие застежки могут быть у наволочек?

  3. Какие пуговицы используют при пошиве наволочки?

  4. От чего зависит форма и размер наволочки? ( от подушки. Какой формы бывают подушки?)

  5. Какие основные мерки снимаются при пошиве наволочки?

  6. Сколько деталей имеет крой наволочки? Назовите срезы кроя.

Девочки для пошива наволочки применяют два шва.

- как называется шов которым обрабатывается верхний и нижний срез ткани?

Игра «Путаница»

Расшифруйте название двух швов, двигаясь от буквы к букве по верёвочке первая буква слова обозначена стрелочкой показывающей направление.

Работа с учебником

Чтение определения двойного шва.

Словарная работа ( чтение слов) наволочка, ситец, бязь, двойной шов, шов вподгибку

Физминутка

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Девочки мы с вами учимся работать по иструкционной карте. И сегодня мы выполним задание.

Задание.

Нужно определить к какой технологической карте относится данная инструкция, а затем поставить все инструкции в правильной последовательности.

Инструктаж. (правила безопасной работы на швейной машине)

Выполнение двойного шва.

Заключительная часть

Анализ выполненной работы. Выставление оценок.











а: Пошив наволочки с клапаном.


Цель: Дать представление и закрепить на практике пошив наволочки с клапаном.

Задачи:

  1. Учебно-познавательная. Повторить назначение двойного шва. Шва вподгибку с закрытым срезом. Учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению наволочки с клапаном. Отрабатывать умение работать с кроем изделия.

  2. Коррекционно - развивающая развитие памяти. Логического мышления развитие сенсорной сферы развитие зрительного восприятия формы величины цвета тактильного восприятия через ориентировку в крое изделия.

  3. Воспитательная формирование привычек бережливости и экономии. Воспитание культурно - гигиенических навыков. Воспитание аккуратности в работе.

Оборудование: образцы шва вподгибку с закрытым срезом, двойного шва, образец изделия, крой наволочки, инструменты и приспособления для работы.


Ход урока


III. Основная часть изучения нового материала.

  1. Сообщение темы. Тема нашего урока - знакомство с пошивом наволочки с клапаном. Наша цель - учиться анализировать изделие, учиться работать с кроем изделия и планировать работу по пошиву наволочки.3

  2. Анализ готового изделия

(образец для пошива) Давайте внимательно посмотрим на изделие.

Из скольких деталей состоит наволочка?

Какую форму имеет наволочка? (имеет квадратную форму)

Какая ткань подойдет для пошива наволочки? (х/б ткань)

Правильно, х/б ткань легкая, мягкая, она подойдет нам.

Почему х/б ткани называют натуральными? (потому что волокна, из которых изготавливают ткань получают из растений)

Из какого растения получают х/б ткани?

(хлопчатника)

Перечислите достоинства этих тканей:

  1. Хорошо пропускает воздух.

  2. Хорошо впитывает влагу.

  3. Быстро сохнут.

  4. Создают ощущение тепла.

Какие свойства х/б тканей относятся к недостаткам? Мнутся при носке. Давайте сделаем вывод.

Наволочка имеет квадратную форму, состоит из одной детали, ткани для пошива - хлопчато- бумажные.

Физминутка с целью коррекции опорно - двигательного аппарата.

Из-за парт мы выйдем дружно

Но шуметь совсем не нужно

Встали прямо, ноги вместе.

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки,

И потопаем немножко.

  1. Работа с готовым кроем.

Прежде чем сшить какое- либо изделие надо приготовить детали.

Где мы берем детали изделия? ( выкраиваем из ткани)

Раздаю крой изделия. Наволочку можно раскроить и без выкройки. Для этого надо выполнить расчет размера наволочки по длине и ширине прямо на ткани.

Скажите, что образуется при разрезании ткани (срезы)

Какие срезы есть на крое наволочки? (долевые и поперечные)

Что надо делать со срезами? (срезы надо обрабатывать)

Ребята, давайте сделаем вывод: наволочка состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроена из х/б ткани, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

  1. Составление плана пошива

Прежде чем начать шить изделие, надо составить план

Прежде чем начать шить изделие, надо составить план пошива изделия. А теперь подумаем и скажем с чего начинаем шитье наволочки?

Правильно, вначале обработаем поперечные срезы.

Каким швом? (швом в подгибку с закрытым срезом).

Далее выполним разметку клапана. Затем обработаем долевые срезы одновременно с клапаном бельевым швом.

Назовите каким? (двойным швом)

Почему двойной шов называют бельевым? (шьем белье)

  1. Практическая работа.

Перед началом работы надо повторить правила безопасной работы. ( с иглой, с ножницами.) Выполнение работ учащимися

  1. Итог уроков: анализ работ, разбор типичных ошибок. Оценка качества работ учащихся.











































УРОК ТЕХНОЛОГИИ. Швейное дело , 5 класс

Тема: Наволочка с клапаном.

Цели урока:

1. Образовательная: дать понятие о постельном белье; познакомить с различными фасонами наволочек; формировать умения и навыки по выполнению двойного шва, распознаванию тканей и швов.

2. Коррекционно-развивающая: развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе анализа изделия и составления плана работы, самооценки своей работы и товарища; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

3. Воспитательная: формировать эстетический вкус, культуру труда, трудолюбие.

Тип урока: получение новых знаний.

Методы: беседа с элементами рассказа, демонстрация различных образцов наволочек. ИКТ, практическая работа, упражнение, игра, проблемно-поисковый метод.

Оборудование: материально - техническая база:

• Компьютер.

• Мастерская швейного дела.

• Швейные машины.

• Ножницы, иглы, булавки, линейки, карандаши.

• Ткань ситец.

Дидактическое обеспечение:

• Учебники.

• Рабочие тетради.

• Инструкционная технологическая карта «Двойной шов».

• Таблица «План работы по изготовлению наволочки.

• Индивидуальный раздаточный материал по видам тканей, швов.

• Индивидуальный материал по изучению нового материала.

• Образцы двойного шва.

• Карточки задания по составлению плана изготовления наволочки.

•Раздаточный материал для коррекционных упражнений

Словарная работа:

• Наволочка.

• Постельное белье.

• Наволочка с клапаном.

• Двойной шов.

Ход урока.

I. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка внешнего вида (спецодежда), готовность к уроку;

- настрой учащихся на работу.

Учитель: Сегодня у нас впереди интересный урок. Мы узнаем много нового! Будем учиться шить еще одно новое изделие. Темой сегодняшнего урока будет «Постельное белье. Наволочка с клапаном» (читаем на доске). Вы узнаете каких фасонов бывают наволочки, из какой ткани их можно сшить и какими швами. Составим план работы по изготовлению наволочки и выполним на образце двойной шов.

Провести словарную работу, выделить орфограммы и проговорить слова.

Объяснить значение немецкого слова «клапан».

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

Беседа с использованием ИКТ.

Компьютерные слайды подтверждают правильный ответ или используются для вопроса. Прежде чем перейти к новой теме, нам нужно повторить, что мы уже знаем о белье.

1) Какие виды белья вы уже знаете? (Столовое, нижнее белье)

2) А какой вид белья еще бывает? (Постельное) Демонстрация на экране белья и различных видов наволочек с разнообразной формой отделки. Дети должны назвать вышивку, оборку, кружева, аппликацию и те ткани, которые они уже знают: ситец, лен, бязь, шелк.

3) Зачем нужна наволочка?

4) Вы меняете белье (наволочку), одеваете на подушку, как вы думаете, почему наволочка не соскакивает с подушки? (Клапан не дает, он заслоняет отверстие)

5) С помощью чего наволочка может держаться на подушке? (Пуговицы, тесьма, молния, завязка) Продемонстрировать натуральные образцы наволочек.

Обобщение учителя с использованием ИКТ.

III. Изучение нового материала.

Объявляю: Мы будем шить наволочку с клапаном. Давайте повнимательнее ее рассмотрим (на столе у каждого лежит маленькая наволочка).

Беседа:

1) Какую форму имеет наволочка? (Квадрат)

2) А почему вы так считаете? (Потому, что все стороны равны)

3) Из скольких деталей состоит наволочка? (Из одной)

4) У вас на столах лежит коллекция «Магазин тканей». Какая из тканей вам нравится? Можно ли из нее сшить наволочку? (Дети называют шелк, ситец, бязь, лен, показывают друг другу, друг у друга проверяют имеющиеся знания по тканям)

Учитель: Кто выбрал шелк, это красиво, но дорого, а более практичный – ситец, лен, бязь, так как постельное белье приходится часто стирать. Самый долговечный и практичный- лен. (Дети учитывают свойства тканей: хорошо впитывают влагу, пропускают воздух).

5) Рассмотрите наволочку и скажите какие швы используют при пошиве? (Шов вподгибку с закрытым срезом, двойной шов).

6) Даю задание найти эти швы в индивидуальных коллекциях швов, проверить друг у друга. Кто затрудняется определить и найти, помогаю сама.

7) Как вы думаете, почему именно эти швы используют при пошиве наволочки? (Так как белье часто стирают, срезы спрятали, дольше будет служить)

Обобщение учителя. Еще раз вернуться к двойному шву и задать проблемный вопрос:

Почему этот шов называют двойным и бельевым? Дети не сразу ответят, но в ходе урока, особенно после повторения конструкции шва они догадаются.

ФИЗМИНУТКА

Из-за парт мы выйдем дружно

Но шуметь совсем не нужно

Встали прямо, ноги вместе.

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки,

И потопаем немножко.

Составление плана работы по изготовлению наволочки.

Беседа: в процессе нее выясняется что нужно сделать, какие работы произвести, чтобы изготовить наволочку. При помощи наводящих вопросов подвожу к правильным ответам.

План проверяем:

1) На компьютере.

2) На плакате правильно расставляем пункты.

3) Индивидуально закрепляем с помощью карточек заданий с деформированным текстом, пунктами (дети должны правильно расположить текст по пунктам, проверить друг у друга), учитель помогает более слабым.

И еще раз дети проверяют правильность работы по компьютеру и отчитываются, вставая.

Практическая работа по выполнению двойного шва на образце. (Объявить и спросить о том кто догадался, почему шов называется двойной и бельевой. Если нет, то предложить внимательно ознакомится с Инструкционной технологической картой).

1) Ознакомление с образцом двойного шва (у каждого на рабочем месте, у более слабых ИТК по операциям).

2) Ознакомление с пооперационной технологической картой (текст, чертеж, операции выполнения). Использование компьютера.

3) Обращаю внимание, что есть первый прошив, ширина шва 5 мм и второй прошив, ширина шва 7 мм.

Дети должны ответить почему все-таки двойной шов, а о том что бельевой должны догадаться раньше.

4) Разбор технологической карты (обобщение учителя).

5) Коррекционная игра: не отрывая кистей рук от стола собрать пальцами игрушки ­зонтики, самолетики, крупные пуговицы «Кто больше». Дети проверяют друг у друга и считают.

6) Игра по технике безопасности «Лови ошибку». Учитель делает некоторые ошибки, дети должны их заметить и сказать как правильно нужно обращаться с ножницами, иглами, булавками, утюгом, швейной машинкой.

7) Выполнение практической работы.

8) Текущий инструктаж, помощь более слабым учащимся (индивидуальная работа).

9) Целевые обходы: в процессе работы следить за культурой труда, соблюдением Т.Б., проверка глазомера, правильность использования учебно-технической документации, рационального использования учебного времени.

10) Заключительный инструктаж: анализ выполнения практической работы, разбор и вскрытие причин, ошибок и способов их устранения.

11) Уборка рабочих мест.

IV. Подведение итогов работы.

1) Дети, работающие в парах, ставят друг другу оценки за индивидуальную работу по карточкам.

2) Оценки за практическую работу ставят на стенде при помощи знаковой системы по объявленным критериям (дидактическая игра «Райтинг». Оценка ученика и учителя должна совпадать).

3) Рефлексия: ответы на вопросы в рабочих тетрадях

4) Подведение итогов урока учителем:

-сообщение о достижении цели урока

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке, выставление оценок в журнал.

V. Уборка в мастерской.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!