СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОПУЛЯЦИЙ РАЗНЫХ ВИДОВ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: рассмотреть различные типы взаимоотношений между организмами, выявить их значение.

Задачи:

образовательная: показать многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значения в природе и жизни человека;

развивающая: формировать умения и навыки групповой самостоятельной работы, выделять главное, формировать выводы;

воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: групповая самостоятельная работа, беседа.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений;

знать понятия: «нейтрализм», «симбиоз», «антибиоз», «нахлебничество», «квартирантство», «хищничество», «паразитизм», «каннибализм»;

уметь: объяснять многообразие межвидовых  взаимоотношений, приводить примеры.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОПУЛЯЦИЙ РАЗНЫХ ВИДОВ»

9 класс.

Тема. типы Взаимодействия
популяций разных видов.

Цели: рассмотреть различные типы взаимоотношений между организмами, выявить их значение.

Задачи:

образовательная: показать многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значения в природе и жизни человека;

развивающая: формировать умения и навыки групповой самостоятельной работы, выделять главное, формировать выводы;

воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: групповая самостоятельная работа, беседа.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений;

знать понятия: «нейтрализм», «симбиоз», «антибиоз», «нахлебничество», «квартирантство», «хищничество», «паразитизм», «каннибализм»;

уметь: объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры.

Междисциплинарные связи: экология, обществознание.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология и др.

Образовательные ресурсы: изображения различных живых организмов: «Симбионты», «Хищники», «Паразиты»; опорный конспект.

Сценарий урока

I. Фронтальный опрос (вопросы 1–7, с. 246 учебника).

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели.

Межвидовые взаимоотношения сложны и многообразны. Рассмотрим основные типы взаимоотношений организмов (провести аналогию с человеческим обществом).

III. Открытие новых знаний.

1. Классификация межвидовых отношений.

– Межвидовые отношения в конкретных биоценозах реализуются через сложные формы взаимодействия популяций разных видов. В основе их лежат трофические связи. Но длительное сосуществование многих видов привело к тому, что на базе прямых трофических отношений сформировался комплекс связей иного рода, определяемых местом обитания. Каждый организм занимает свою экологическую нишу, зависящую от морфологической приспособленности организма, его физиологического состояния и поведения.

Существуют три основные формы межвидовых взаимодействий: нейтрализм, симбиоз, антибиоз.

Рассмотрим их более подробно.

2. Симбиоз и его формы.

– Что такое симбиоз? Приведите примеры таких отношений.

Учащиеся встречались ранее с этим понятием, поэтому они могут сформулировать своё определение симбиоза и привести примеры симбиотических отношений.

Симбиоз – сожительство (от греч. «син» – вместе; «биос» – жизнь) представляет такую форму взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

Для реализации внутрипредметной связи учитель может привести такой пример.

Сожительство человека с микрофлорой его кишечника, основным компонентом которой являются разнообразные штаммы бактерий кишечной палочки. Бактерии в таком сожительстве находят благоприятную среду обитания и неисчерпаемый источник питания. Нормальное пищеварение в кишечнике человека и всасывание ряда витаминов возможно только при участии бактерий. После длительного лечения больных различными инфекционными заболеваниями с помощью антибиотиков у них нередко наряду с подавлением жизнедеятельности болезнетворных бактерий наблюдается состояние дисбактериоза – гибель нормальных бактерий кишечника и усиленное размножение бактерий, не чувствительных к антибиотику. Для восстановления нормальной кишечной микрофлоры часто необходимым является искусственное заселение пищеварительной системы симбионтными штаммами кишечной палочки.

Далее учитель расширяет понятие учащихся о симбиозе, рассказывая о других его формах.

Симбиоз – понятие широкое и включает много разных вариантов отношений между видами.

Если присутствие одной популяции благоприятно для другой, но не является необходимым условием существования, то такие отношения носят характер нахлебничества (на панцирях многих ракообразных обитают различные кишечнополостные, которые получают пищу, когда его хозяин ловит и поедает других животных, однако они могут существовать и раздельно). Нахлебничество можно в определенном смысле отнести к симбиозу.

Существуют и другие формы симбиоза, например квартирантство: в полости голотурии «морского огурца» находят убежище разнообразные мелкие виды животных. Растения-эпифиты (от греч. «эпи» – на, сверх; «фитом» – растение) поселяются на деревьях, например: водоросли, лишайники, мхи, орхидеи; они питаются за счет фотосинтеза и отмирающих тканей хозяина, но не их соками.

Квартирантство широко представлено в океане, где практически в каждой норе, вырытой червем, и в каждой раковине обитают гости, использующие убежище хозяина и не приносящие ему ни пользы, ни вреда.

Рассмотрите рис. 131, с. 250 учебника.

Микориза представляет собой симбиоз, в котором может проявляться и паразитизм: или гриб в какой-то период начинает питаться соками корня и повреждает его, или клетка корня, выделяя ферменты, разрушают гриб-симбионт.

Как можно применить это явление на практике? (Внесение в почву азотофиксирующей бактериальной культуры.)

Необходимо обратить внимание учащихся на следующий момент. Разные формы симбиотических взаимоотношений организмов не являются абсолютно стойкими и иногда могут переходить друг в друга.

Пример: при нормальном питании и физическом здоровье хозяина некоторые паразиты могут долгое время не оказывать на него патогенного действия. Некоторые хищники, питающиеся мелкими животными, могут становиться паразитами крупных, и наоборот.

Таким образом, рассмотренные формы симбиоза являются типами положительных взаимоотношений между организмами, когда организмы не наносят ущерба друг другу и выгодны обоим или одному из партнеров.

3. Антибиоз и его формы.

Антибиоз – невозможность существования двух видов организмов, основанная на конкуренции, прежде всего, за источник питания.

П р и м е р: взаимоотношения сапрофитных бактерий и ряда плесневых грибов. Первые способны быстро заселять среды, богатые органическими веществами, за счёт интенсивного размножения, а вторые, значительно уступая им в этом, приобрели способность делать субстрат неблагоприятным для жизнедеятельности бактерий, выделяя в него продукты своего матаболизма – антибиотики. Некоторые из этих видов грибов стали основой промышленного производства антибиотиков.

Далее можно организовать групповую самостоятельную работу с учебником.

Первая группа рассматривает явление хищничества у животных.

Вторая группа рассматривает явление хищничества у растений.

Третья группа рассматривает явление паразитизма у животных.

Четвёртая группа рассматривает явление паразитизма у растений.

Задание. Учащиеся должны рассмотреть предложенную им форму межвидовых взаимоотношений.

– В чём заключается смысл данного типа взаимоотношений? Приведите примеры.

– Как эти явления можно использовать в практической деятельности?

Затем проводится обсуждение по данным заданиям.

При обсуждении учитель обращает внимание учащихся на то, что при паразитизме и хищничестве ошибочно полагать, что отношения между хозяином и паразитом или хищником и жертвой всегда вредны для хозяина или жертвы. Со временем под влиянием естественного отбора губительное действие паразита или хищника ослабевает, поскольку паразит может сохраниться лишь в том случае, если перейдет на какой-либо новый вид, пригодный в качестве хозяина. Если же паразит не найдет нового хозяина, то он погибает сам.

Часто производят отстрел хищников, уничтожающих полезных животных. Это приводит к значительному увеличению численности жертвы на определенном ареале, ей уже не хватает пищи. В результате жертва начинает гибнуть от нехватки пищи (от голода). В природе численность популяции хищника изменяется в соответствии с численностью жертвы популяции, причем колебание численности хищника несколько отстает от изменений численности жертвы.

4. Нейтрализм.

Нейтрализм – тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия. Такие отношения обнаруживаются в природе не часто, потому что в биоценозе большинство видов хотя бы косвенно влияют друг на друга.

5. Конкуренция.

– Как вы думаете, что подразумевает этот термин?

– В каких случаях возникает такой тип отношений?

Эта форма отношений возникает в тех случаях, когда два вида (или больше) используют одни и те же ресурсы (пища, пространство, убежище).

– Каков результат конкурентной борьбы?

Успех в конкурентной борьбе определяется биологическими особенностями видов: интенсивность размножения, скорость роста, интенсивность использования ресурсов и др.

Независимо от формы воздействий один вид вытесняется другим. Это явление отражает правило конкурентного исключения.

Таким образом, конкурирующие за общий ресурс или местообитание виды не могут входить в состав одного биоценоза.

IV. Закрепление.

Совместная формулировка вывода о значении различных форм межвидовых взаимоотношений в биоценозе.

Учитель отмечает, что классификация биотических связей условна, так как нет чётких границ.

V. Рефлексия.

Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Домашнее задание: § 53, с. 246–267; вопросы 1–6.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!