СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Культура и церковь раннесредневековой Европы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия:

Культура –  это достижения людей в различных областях человеческой жизни.

«Каролингское возрождение»– период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII – середине IX века, расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий.

Манускрипт – древний или средневековый рукописный свиток, кодекс, книга или отдельные несшитые листы.

Анналы – погодовые записи событий, связанных с жизнью города, области или страны. Древний аналог русских летописей.

Тривиум – общее название системы гуманитарных наук в Средние века. Тривиум включал 3 дисциплины (отсюда название) о языке и его использовании: грамматику, диалектику (логику) и риторику. Он составлял первую ступень средневекового образования.

Квадривиум – общее название системы точных наук в Средние века. Квадривиум включал 4 дисциплины, математизированные на то время: арифметику (считалась базовой дисциплиной), геометрию, астрономию и музыку (подразумевается наука гармоника, а не «искусство звуков» и тому подобное).

Миниатюра – в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Пергаментособым образом обработанная телячья или овечья кожа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Культура и церковь раннесредневековой Европы"»

Культура и церковь раннесредневековой Европы

Цели:

Предметные:расширять опыт оценочной деятельности на основе изучения роли христианства.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления.

Личностные:осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока:комбинированный

Основные понятия:

Культура –  это достижения людей в различных областях человеческой жизни.

«Каролингское возрождение»– период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII – середине IX века, расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий.

Манускрипт – древний или средневековый рукописный свиток, кодекс, книга или отдельные несшитые листы.

Анналы – погодовые записи событий, связанных с жизнью города, области или страны. Древний аналог русских летописей.

Тривиум – общее название системы гуманитарных наук в Средние века. Тривиум включал 3 дисциплины (отсюда название) о языке и его использовании: грамматику, диалектику (логику) и риторику. Он составлял первую ступень средневекового образования.

Квадривиум – общее название системы точных наук в Средние века. Квадривиум включал 4 дисциплины, математизированные на то время: арифметику (считалась базовой дисциплиной), геометрию, астрономию и музыку (подразумевается наука гармоника, а не «искусство звуков» и тому подобное).

Миниатюра – в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Пергаментособым образом обработанная телячья или овечья кожа.


Ход урока:


Логические задания:

Каковы истоки средневековой культуры стран Западной Европы? (культурные традиции древних германцев и античного Рима)

Каково было наследство Древнего Рима? (латынь, римское право, христианство, города, дороги, мосты и т. д.)

Церковь сыграла значительную роль в сохранении римских традиций культуры. Она стала оплотом средневековой книжности. Как вы думаете, почему? (богослужение невозможно без книг)

Церковь чрезвычайно нуждалась в грамотных людях, поэтому она инициировала создание школ. Благодаря церкви, в Европе возникли традиции современной академической музыки, т. к. изначально любая музыка – прежде всего, музыка церковная. В монастырях возникали и значительные библиотечные собрания.

Истоки средневековой культуры

Первые столетия Средневековья были временем драматичного столкновения варваров и античного мира, гибели целых народов и возникновения новых государств. И у всех этих событий была еще одна, не менее важная сторона. Два совершенно разных мира встретились не только на полях сражений. Представления римлян и варваров, их взгляды на мир тоже вступили в диалог друг с другом.

С одной стороны – мир городов, блестящей, хотя и пришедшей в упадок римской государственности, мир высокоразвитого ремесла, сельского хозяйства и строительства, мир храмов и акведуков, изысканных философских учений, бессмертной поэзии Вергилия и Горация.

С другой стороны – мир варваров, мир деревень с их презрением к благам цивилизации, мир языческих верований и из уст в уста передаваемых эпических сказаний. Мир, в котором ценились воинская доблесть и верность, презирались коварство, роскошь и изнеженность.

Не просто было таким разным «собеседникам» понять друг друга, но в ходе их взаимодействия, хотя бы и болезненного, родилась средневековая культура. Это – истоки европейской культуры, потому что античность, зная само слово «Европа», не знала Европы в современном понимании.

Впрочем, на самом деле «собеседников» было не двое, а трое. Третий собеседник – христианство, которое к V веку оказало уже огромное влияние и на германский, и особенно на античный мир. Когда Западная Римская империя рухнула, победившие германцы лишь в малой степени чувствовали потребность в ее наследии. Многое в тех условиях могла спасти только христианская церковь. Судьба античной культуры зависела от ее позиции.

Церковь и судьбы античного наследия

Но хотела ли церковь сохранить античную науку, образование, искусство? Ведь все это было не христианской, а языческой мудростью, многие служители церкви считали, что античная ученость христианам не нужна, а нужно доступное и понятное изложение основ веры, проповеди, рассказы о чудесах и мученичестве святых. К счастью для европейской культуры, такая позиция в чистом виде никогда в жизнь не воплощалась. Церковь просто не могла не сохранять элементы античной культуры и образования. В богослужении использовался латинский язык, богословские сочинения также писались на латыни. Без античных знаний по астрономии невозможно было вычислять христианские праздники, античная строительная техника позволяла сооружать христианские церкви. В монастырских библиотеках наряду с Библиями и трудами отцов церкви находили приют тома Цицерона и Вергилия.

Наконец, церковь сохранила и приспособила к своим потребностям позднеримскую систему образования, которая составляла основу знаний в течение всего Средневековья. Набор учебных предметов именовался «семь свободных искусств».

Их делили на два цикла: тривиум (по-латыни «троепутье») и квадривиум (по-латыни «четверопутье»). В состав первого цикла – наук о слове – входили грамматика (правила чтения и письма на латинском языке), риторика (умение говорить связно и красноречиво) и диалектика (умение рассуждать и спорить). Одолев тривиум, ученик приступал к наукам о числах – квадривиуму, в состав которого входили арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Под музыкой имелось в виду не столько практическоемузицирование, сколько теоретическая дисциплина, связанная с математическими вычислениями музыкальных интервалов. Астрономия же включала в себя немало сведений по астрологии, пытавшейся проследить влияние звезд и планет на судьбы людей.

На этом в раннем Средневековье образование почти всегда заканчивалось. Дальше полученные знания применяли на службе церкви или государю.

«Каролингское возрождение»

Первые плоды взаимодействия позднеантичной, христианской и варварской традиции созрели в период «каролингского возрождения». Так называют подъем культуры во Франкском королевстве при Карле Великом и его ближайших преемниках. Оставаясь истинным христианином, Карл Великий проявлял удивительный для того времени интерес к римским и греческим авторам и в целом к античной культуре. В то же время Карл не забывал своих германских корней, приказывал собирать германские древности, интересовался старинными франкскими песнями.

Для правителя той эпохи Карл был прекрасно образован. Он читал и говорил по-латыни, понимал греческую речь, прекрасно знал труды отцов церкви, хотя писать так и не выучился. Император всячески поощрял развитие наук и искусств, любил книги, приглашал к своему двору лучших ученых и поэтов со всей Европы, мечтая создать вокруг себя «Новые Афины».

В своей резиденции в Ахене Карл выстроил огромный дворцовый комплекс. В центре находились большой зал для приемов, покои императора и его семьи. Боковое крыло, где размещались школа, библиотека и архив, соединяло зал с капеллой – дворцовой церковью. Время не пощадило дворца, капелла же уцелела. Скульптуры, колонны и мозаики для нее были вывезены из Италии. Современники видели в ней «чудо дивной красоты». По образцу ахенской капеллы строились десятки церквей по всей империи.

Подъем культуры выразился не только в строительстве. Переписывались сочинения античных и христианских авторов. Рукописи того времени отличались четким и красивым шрифтом и изысканными миниатюрами. Велись записи важнейших событий по годам – анналы (от латинского слова annus – год). Карл лично следил за содержанием этих записей: ему было важно, каким он предстанет перед потомками.

Для управления империей Карл Великий нуждался в образованных помощниках. Его ближайший сподвижник англосакс Алкуин организовывал начальные школы во всех концах государства; он же стал и автором учебников. В Ахене была создана своего рода элитарная школа – Придворная Академия.

Академия объединяла ученых, придворных, самого императора и членов его семьи. Члены Академии сочетали интерес к Библии и к античности, о чем свидетельствовали и принятые в Академии имена: император прозывался Давидом, Алкуин – Горацием, поэт Ангильберт – Гомером. Член Академии Эйнгард позже написал «Жизнь Карла Великого» – первую светскую биографию Средневековья. Учителя и ученики вели в Академии философские диалоги, загадывали загадки, сочиняли стихи.

«Каролингское возрождение» оказалось столь же непрочным, как и империя Карла Великого, однако благодаря ему были сохранены многие античные знания и традиции. Его достижения стали основой дальнейшего развития средневековой культуры.

Логическое задание:

Почему, наВашвгляд, Карл Великий избрал себе прозвище Давид? (Царь Давид – второй царь Израиля и одна из самых ярких библейских фигур. Его почитают все три монотеистические религии: иудейство, христианство и ислам. Помазанный на царствование пророком Шмуэлем, царь Давид отвоевал у иевусеев (доеврейское население Иудеи, основавшее в конце III тыс. до н. э. город Иерусалим) и заново отстроил Иерусалим, сделав его столицей большого и сильного еврейского государства.)

Средневековая книжность

Логические задания:

Каково, на Ваш взгляд, было содержание большинства книг в Средневековье? Свою точку зрения обоснуйте.(религиозное, потому что в те времена основным проводником европейской культуры являлась церковь)

Давайте вспомним, какой формы была книга в период Античности и почему? (в форме свитка, наиболее целесообразная форма хранения информации)

В Средние века книга обретает форму тетради.

Логические задания:

Давайте попробуем предположить, какой материал для книги или другого документа использовали в Средневековье? (пергаментособым образом обработанная телячья или овечья кожа)

А как, на Ваш взгляд, это отражалось на цене книги? (книга становилась очень дорогой, каждая являлась произведением искусства, так как ее расписывали и всячески украшали – книга могла быть украшена тысячами миниатюр, обита бархатом или кожей, украшена драгоценными и полудрагоценными камнями)

Высокое искусство книги

От первых веков Средневековья до наших дней сохранилось не так уж много зданий, статуй, произведений изобразительного искусства. Зато в музеях хранится множество рукописных книг того времени, среди которых немало истинных шедевров.

Как вы помните, в Древней Греции и Риме искусство книги достигло расцвета, были созданы огромные библиотеки. Но под развалинами Западной Римской империи значительная часть книжных богатств античности погибла. И только в монастырях хранились и переписывались книги. Один средневековый автор писал: «Монастырь без книжного шкафа – как крепость без арсенала».

Средневековая книга сильно отличалась от античной. Если античная книга обычно представляла собой папирусный свиток, то в первые века нашей эры она приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов. Писали на специально обработанной телячьей или овечьей коже – пергаменте. Пергамент был прочен, долговечен и красив, но очень дорог. Поэтому позже переписчики, не располагая дорогостоящим материалом для новых рукописей, подчас смывали или соскабливали текст со старых книг, считая его ненужным. Иногда таким образом уничтожались бесценные произведения. К счастью, современные ученые, как правило, могут прочесть под более поздним текстом то, что переписчики пытались уничтожить. Ведь некоторые древние и очень важные тексты дошли до наших дней только в таком виде.

Еще дороже, чем материал, стоил долгий и кропотливый труд создателей книги. Одни каллиграфическим (четким и красивым) почерком переписывали текст, другие украшали специальные заглавные буквы – инициалы, третьи покрывали поля орнаментом, четвертые рисовали миниатюры. В хорошо украшенной Библии бывало до нескольких тысяч миниатюр. Особенно славились рукописи, созданные в монастырях Ирландии. Мастерство и фантазия создателей ирландских миниатюр и инициалов кажутся просто невероятными!

Столь же любовно и тщательно создавались переплеты средневековых рукописей. Книги обтягивались кожей или бархатом, могли украшаться пластинами резной слоновой кости, золотом, драгоценными камнями. Все вместе являло собой чудо средневекового искусства.

Не удивительно, что книг было мало и стоили они очень дорого: за одну рукопись могли отдать несколько домов или виноградников. Самые ценные из них приковывались к библиотечным полкам цепями и защищались заклятиями. Король и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях, а на Библии – воплощении святости – приносили клятвы и присягу на верность.

Культура раннего Средневековья не столь известна своими шедеврами, как античность, или зрелое Средневековье. Но именно тогда, в века нашествий и разорения, закладывались основы последующего культурного взлета христианской Европы.

ИЗ ПИСЬМА ПАПЫ РИМСКОГО ГРИГОРИЯ I ВЕЛИКОГО (590-604) ОДНОМУ ИЗ ЕПИСКОПОВ

«…Дошло до нас и о чем мы не можем вспомнить без стыда, а именно, что ты обучаешь кого-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас впечатление очень тяжелое…; одними устами нельзя воздавать хвалу Христу вместе с хвалами Юпитеру…»

ИЗ «КАПИТУЛЯРИЯ О ЗАНЯТИЯХ НАУКАМИ» КАРЛА ВЕЛИКОГО

«…Не только не пренебрегайте обучением наукам, но смиренно и с угодным Богу тщанием ревностно им обучайтесь, дабы вы могли легче и правильнее постигать тайны Священного Писания. Так как на страницах книг священных встречаются образы, тропы (употребление слова в образном смысле) и тому подобное, то, без сомнения, тем скорее каждый читающий уразумеет это духовно, чем лучше будет он предварительно наставлен в науках.

Но избирать для этого дела следует таких мужей, которые, имея желание и возможность учиться, имеют вместе с тем желание и с другим делиться познаниями. И все это должно совершаться со столь же благочестивым намерением, с коим и мы это предписываем».

Логическое задание:

Сравните отношение к образованию Григория I и Карла Великого. В чем причины различия их мнений?


Закрепление изучаемого материала:

Какие слагаемые легли в основу культуры раннесредневековой Европы?

Что такое «каролингское возрождение»? Перечислите его самые значительные достижения. Что нового в развитии культуры появилось в это время?

Какие новшества обогатили книжное дело по сравнению с античным временем? Какое из них, по вашему мнению, было наиболее значимым для его развития?

Оцените, как система образования в раннее Средневековье соответствовала потребностям своего времени.

О достижениях каких ремесел, искусств, развитии научных знаний, о практических умениях и навыках людей того далёкого времени можно узнать, кропотливо изучая средневековые книги?


Домашнее задание: учить конспект




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!